Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация
презентация по логопедии на тему

Панькова Наталья Владимировна

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБ ДОУ детский сад № 42 «Солнышко » общеобразовательного вида п. Свердловский ЩМР МО Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Подготовила: учитель-логопед Панькова Н.В. 26.01.2017г .

Слайд 2

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка . По мнению В.Д. Сонькина з доровьесберегающая технология : условия обучения и воспитания ребенка в ДОУ(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Слайд 3

Актуальность: Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма важным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с ФФНР, ОНР, дизартрией и другими речевыми нарушенияями различной тяжести характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Слайд 4

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы . Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Слайд 5

Цель: Создание насыщенного, оздоравливающего , гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей . Задачи, стоящие перед логопедом: 1. Повысить результативность воспитательно -образовательного процесса; 2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников; 3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения; 4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье; 5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Слайд 6

В логопедической работе использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения . На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей.

Слайд 7

Дыхательная гимнастика Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности других органов. Работой по восстановлению и развитию этой важной функции занимались многое авторы (А. Г. Ипполитова , Е. Л. Пеллингер , А. Н. Стрельникова, М. Норбеков и др.). Ими были разработаны различные методики, суть которых заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды.

Слайд 8

Упражнение- «Воздушный шар» Вдох чрез нос - животик надувается, выдох через рот- животик сдувается.

Слайд 9

Упражнение на расслабление «Ароматная полянка»

Слайд 10

Этапы работы по развитию дыхания 1 этап – формирование правильного неречевого дыхания. 2 этап – развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы. 3 этап – развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.

Слайд 11

Особая роль в комплексе коррекционных, здоровьесберегающих мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов [И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В. ] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба). Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений.

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. Она способствует развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. У большинства детей с общим недоразвитием речи наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Сначала даю детям отдельные упражнения, а затем ввожу потешку . В фольклоре существует масса потешек , в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. Слушая потешку , дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

Слайд 15

Упражнение «Паучок» (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по коленям.) Паучков на землю смыл . (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.) Солнце стало пригревать , (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Слайд 16

Упражнение « Проглот » (использование нетрадиционных материалов) У меня живет ПРОГЛОТ! Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у Проглота Брюхо, как у Бегемота!

Слайд 17

Упражнение «Гусенок» Вот проснулся, Встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок: - Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне! Карандашовая гимнастика (с помощью шестигранных карандашей ) Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу!

Слайд 18

Массаж. Самомассаж. Массаж – это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, покалачивания , надавливания. Значительная роль массажу принадлежит в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д. в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. Улучшаются кровообращение, обменные процессы в нервной ткани. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкенезии , достигается релаксация речевой мускулатуры. Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, возникает чувство приятного тепла. Самомассаж. ( Лица) п рименяются с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Слайд 19

Упражнение по самомассажу «лесной огород» На опушке на лесной Вырос огород большой. В нем морковка - для зайчишки, И капустка для бобра, Репка сладкая для мишки, Лист свекольный - для ежа. Удивлен лесной народ … - Кто сажает огород?

Слайд 20

СУ-ДЖОК Метод су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су- джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Слайд 22

Логопедическая ритмика Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова) Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Слайд 23

Логоритмическое упражнение под музыку «Собирай урожай»

Слайд 24

Песочная терапия Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, заучивание небольших текстов (стихотворений, загадок), пересказ всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для тех детей, которые по какой-либо причине (психологической, поведенческой и др.) отказываются выполнять данные им задания. Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами, например: игры на развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, связной речи, по развитию грамматического строя речи, во время обучения чтению и письму, во время работы над разнообразными понятиями.

Слайд 25

Игра «Найди картинки на заданный звук» (этап автоматизации звуков)

Слайд 26

Кинезитерапия Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение ( с греч.-лечение движением) В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи актуален и важен для рассмотрения. Ее используют в коррекционно-педагогической работе и рекомендуют ученые-методисты: Г.Р.Шашкина , Г.А.Волкова , Е.С.Анищенкова , Р.Л.Бабушкина , О.М.Киселева и другие.

Слайд 27

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев) Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач: - развитие специализации полушарий головного мозга; - синхронизация полушарий головного мозга; - развитие мышления, памяти, внимания; - развитие способности к произвольному контролю; - снятие психо -эмоционального напряжения; Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности. У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса , в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Слайд 28

Упражнение «Восьмерка»

Слайд 29

Упражнение «Ухо – нос»

Слайд 30

Глазодвигательное упражнение «Взгляд влево – вверх»

Слайд 31

Упражнение «Ныряльщик»

Слайд 32

Упражнение «Ныряльщик»

Слайд 33

Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

Слайд 35

Библиография: Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников : пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель , 2007.- 62 с  Е.А.Алябьева . Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М. Сфера, 2005. В . Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти , 2005 . Статья. Шашкина Г.Р. Кинезитерапия и коррекционная ритмика в работе с детьми с детским церебральным параличом. / Сборник статей материалов городской межрегиональной научно-практической конференции 14-15 мая 2014г «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», М., 2014г, с. 192-197 Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2010 Шашкина Г.Р.. Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш . пед . учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 240 с. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. высш . Пед . учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192 с . Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС».., 2012. – 96 с.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Тренинг: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".

Тренинг:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".(для педагогов)...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. К ним относятся: пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, песочная терапия, ...