Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей
консультация по логопедии на тему

Марковская Альбина Рашидовна

Данная статья о том как влияет развитие мелкой моторики рук на развитие ребенка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей.

        По данным мировой статистики в настоящее время отмечается увеличение числа детей с дефектами  речи. В связи с этим возрастает необходимость работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Изучая анатомические отношения тела ребенка, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к выводу, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук (развития мелкой моторики).В группах образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

       Сформированность навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально – исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.д.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

  Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях является пальчиковая гимнастика – пассивные(самомассаж) или активные движения пальцами рук. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

Данный  метод развития детей может быть представлен несколькими видами: игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые кинезиологические упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей рук, театр в руке.

Игры-манипуляции
"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

 Сюжетные пальчиковые упражнения
"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. "Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. "Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). 
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. "Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук .
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.  Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев"). "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. "Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

Такой вид пассивной пальчиковой гимнастики, как самомассаж, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей, а так же прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие.

Пальчиковому театру также придают большое значение, так как это упражнение:  стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.

          В интересах самого ребенка начинать работу по развитию мелкой моторики надо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки в школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над записями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей....

Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей 2-4 лет...