Интересные игры от логопеда по развитию языкового анализа и синтеза.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Представлены игры, которые могут использовать педагоги и родители для формирования у ребенка интереса к языку, чтению, развития языкового чутья, анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, улучшения качества взаимоотношений взрослого и ребенка в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_detsad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Закончи словечко»                                Цель: учиться придумывать слова, делить их на слоги, развивать фантазию, развивать речь.                                                                Возраст:  с 4 лет.                                       Оборудование: мячик.                                       Ход игры: бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребенок должен вернуть вам мяч, закончив слово. Например, ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок отгадает КАША. Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребенок загадывает вам слова. Можно договориться и выбрать тему для слов. Например «овощи», «транспорт». Наиболее сложная разновидность игры- назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог.                                                                

«Звуковой футбол»                                              Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.                     Возраст: с 4 лет.                                                           Предметные картинки или игрушки.                 Ход игры: договоритесь с ребенком, что он вратарь, а вы будете бросать ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово- хлопнуть в ладошки. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в середине, в конце. Не давайте заданий с Е,Ю,Я,Ё, так как они могут обозначать два звука.                                                                                                                                                                            

«Выложи предложение кирпичиками»                      Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь.                                                                     Оборудование: бумага, цветные карандаши, кирпичики из дерева или картона.                     Ход игры: покажите ребенку, как можно выкладывать предложение из кирпичиков. Для этого, произнося предложение, утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте кирпичики: одно слово- один кирпичик. Дайте ребенку попробовать сделать так же. Для заданий выбирайте предложения, состоящие из 2-5 слов, но не содержащие предлоги (в, на, о, про, с, к, под и т.д.) и союзы (а, но, и, да и т.п.). Например: Мама купила молоко. Пробуйте переставлять слова- кирпичики, менять их местами, произносить новые предложения. Вместо деревянных или картонных кирпичиков можно использовать детали от конструктора, пуговицы,  карандаши, магнитики, фантики, нанизывать бусинки на жгутик.                                                

«Дорисуй- ка»                                                  Цель: учиться видеть недостающие детали, развивать мышление и мелкую моторику.     Возраст: с 4 лет.                                                     Оборудование: бумага, карандаши.                    Ход игры: нарисуйте простые, известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: стол без ножки, чайник без носика, машина без колес и т.п. Предложите ребенку рассмотреть и дорисовать картинку.                              

«Сложи камешки»                                                    Цель: запоминать буквы, учиться составлять их из камешков, развивать мелкую моторику.                                                  Оборудование: камешки или косточки, желуди или ягодки.                                          Возраст: с 4 лет, младшие школьники                                               Ход игры: выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Можно выкладывать букву без образца, если ребенок уже владеет алфавитом. Можно использовать пластилин и лепить буквы из колбасок. Также полезно составлять буквы из спичек, счетных палочек, кубиков, делать их из веревочек, лепить из соленого теста.              

«Песочный экран»                                            Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.                                                            Возраст: с 4 лет, младшие школьники          Оборудование: поднос яркого цвета, песок или манка (гречка, рис, пшено)                     Ход игры: на поднос насыпьте песок слоем один сантиметр. Покажите ребенку, как можно написать буквы на песке пальцем или кисточкой. Попросите его написать такую же букву, дописать вашу букву, исправить букву. Школьники работают с письменными буквами.                                                              

«Умная зарядка»                                                 Цель: запоминать буквы с опорой на образ.         Возраст: с 4 лет.                                               Оборудование: ковер, подушка.                          Ход игры: любому ребенку интересно стать буквой. Покажите ребенку как превращаться в буквы. Например: буква Е- стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперед,  одновременно вперед вытяните руки. Буква Ё- то же, что и буква Е, при этом подмигните. А дальше фантазируйте вместе с ребенком!      

«Буквы на спине»                                           Цель: запоминать буквы, развивать внимание.                                                            Возраст: с 4 лет.                                                  Ход игры: напишите на спине ребенка пальцем известную ему букву, пускай он отгадает. Младшим школьникам можно писать письменные буквы. Поменяйтесь ролями.                                                                    

«Полсловечка»                                                    Цель: учиться определять какие буквы входят в состав слова, учиться узнавать образ буквы по фрагментам, учиться читать слова.      Возраст: с 5 лет, младшие школьники.               Оборудование: бумага, ножницы, фломастеры.                                                       Ход игры: на листах бумаги одинакового размера, напишите выбранные вами для чтения слова (4-8 слов). На каждом листке пишите по одному слову, старайтесь писать буквы одинакового размера и в одном стиле. Каждую карточку разрежьте вдоль на две части. Эту работу проведите без участия ребенка. Поиграйте с ребенком в прятки, показывайте одну часть и просите прочитать слово, затем найти его половинку среди прочих слов.

Большакова Н.С.- учитель- логопед ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»

   Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза....

«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....