Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе, имеющими ТНР Тема: «Формирование компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития языкового анализа и синтеза.» по лексической теме «Транспорт»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Коряковцева Галина Николаевна

Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_s_detmi_-_kopiya.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми

 подготовительной к школе группе, имеющими ТНР

Тема: «Формирование компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития языкового анализа и синтеза.»      

    по лексической теме «Транспорт»

Коррекционно-образовательные цели:

- Активизация словаря по теме «Транспорт»

- Продолжать учить детей узнавать предметы по отдельным частям

- Уточнить и закрепить представления о звуках транспорта

- Продолжать закреплять представления о звуке, слоге, предложении

Коррекционно-развивающие цели:

 - Упражнять в простых формах и продолжать формировать навыки сложных форм языкового анализа и синтеза.

-Продолжить работу по развитию речеслуховой памяти

- Продолжить работу по развитию чувства языка.

- Продолжить работу по развитию оптико-пространственных функций

- Продолжить работу по подготовке руки к письму

Коррекционно-воспитательные цели:

- Продолжать учить детей дружно, не перебивая,  выполнять совместные задачи, внимательно слушать друг друга, уметь работать в коллективе.

-Продолжать учить детей аккуратно пользоваться интерактивным столом

Оборудование: Интеркативный стол с мимиоиграми: «Угадай что звучит», «Набери номер-слово», «Подбери картинку к схеме», «Прочти слово». Картинки предметные: парус ,подъёмный кран, плот, вагон, автобус,  поезд, трамвай, маршрутка, паровоз, лодка, велосипед, самолёт, вертолёт, электричка, кабина, кузов.  Карточки с изображением самолёта для задания «Повтори узор» на каждого ребёнка, простые карандаши на каждого ребёнка, магнитная доска, на которой дети будут выкладывать коллективно схему, магнитики круглые красного, синего и зелёного цветов для составения звуковых схем на магнитной доске.                                                                              

  1. Организационный момент. Сообщение темы:

Логопед подзывает к себе детей, предлагает детям узнать предмет по деталям ( частям)

* Кузов, кабина, колёса, руль  ( машина)

* Стрела, трос, крюк, груз, кабина (кран)

* Руль, 2 педали, 2 колеса, рама ( велосипед)

* Крылья, нос, хвост, трап, салон ( самолёт)

* Корма, борта, палуба, днище, штурвал ( корабль)

* Вагоны, электровоз или паровоз (поезд)

Логопед:

---Ребята, а как можно «машину, кран, велосипед, корабль, самолёт, поезд» назвать одним словом? Правильно, ТРАНСПОРТ.

-- Каким бывает транспорт по месту передвижения? ( по воздуху – воздушный.. это самолёты, ракеты, воздушные шары, планеры. По воде – водный. Это -  корабли, плоты, лодки, паромы, пароходы, теплоходы..Подводный, Наземный, Подземный.

Дети: --Воздушный, водный, наземный. Дети называют транспорт.

---А по назначению, каким бывает транспорт? (Грузовой, пассажирский, спецтранспорт)

Раздаётся стук.

Логопед:  --Кто-то к нам стучит? открывает дверь и получает письмо, ( берёт со шкафчика) на котором наклеены картинки. Логопед предлагает детям по первым звукам картинок узнать, от кого пришло письмо.

--Дети читают : СОВА.

Логопед: Правильно, сова. Письмо пришло от совы.( Затем вскрывает письмо.)

--Сова прислала на послание, она предлагает нам отправиться в путешествие за сундучком с сокровищами. В письме лежат задания, которые мы должны с вами выполнить. За правильно выполненные задания мы получим ключи, которые помогут открыть нам сундучок с сокровищами.

  Снова раздается стук. Логопед открывает дверь и вносит игрушку СОВЫ.

--А вот и сама сова. Она желает нам приятного путешествия. Она сядет вот сюда, высоко, и будет за нами наблюдать.

                                                       Ход занятия:

  1. Д/И «Угадай, что звучит»

Логопед:

--Нам нужно добраться до первой станции, которая называется «звуки». Давайте узнаем, послушаем, на чём мы с вами будем до неё добираться . ( Предлагается детям послушать звук поезда). Дети угадывают, что звучит, и затем, согнув руки в логтях, изображая поезд, дети едут к столам. На столах лежат фишки для составления звуковых схем.

2. Выкладывание звуковой схемы 

Логопед:

-- Ребята, мы приехали на место, рассаживайтесь за столоы.  И вот первое задание. Нам нужно составить звуковую схему слова «ВАГОН»

Дети, сидя за столами, составляют звуковую схему слова « вагон»

Логопед:

--Покажите ( пальцем снизу, под фишкой-кружком) и назовите первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый, первый гласный, второй гласный , звук, стоящий между гласными, стоящий после О, перед Г, Предыдущий звуку А,  и т.п… Дети показывают и называют… Молодцы, ребята.

3. Д/И «Живое слово» 

Логопед:

а)-- А сейчас играем в «Живое слово». На кого укажу, тот называет очередной звук. Будьте внимательны. Слушаем слово, которое будет «оживать» -  К А Б И Н А. Логопед указывает на ребёнка, тот называет очередной звук из слова, логопед хвалит детей: Молодцы.

 б) --А теперь следующее слово – ПАРУСНИК. Скажите, какие звуки вы в нём слышите? ( дети называют звуки). Ребёнок, который назвал звук из слова ПАРУСНИК, выходит, берёт букву. Далее дети с буквами выстраиваются в той последовательности, в которой они идут в данном слове ( ПАРУСНИК). Букву держат в руках перед собой.

Логопед  хвалит детей

4. «Звуки перепутались»

Логопед:

--Ребята, а сейчас мы поиграем в игрру « Звуки перепутались». Слово сломалось, все звуки поменялись местами, послушайте и скажите, какие это могут быть слова :  тобусав   лётсамо    майтрав     силовепед  пеозд  ладко

Дети: --автобус, самолёт, трамвай, велосипед, поезд, лодка

Логопед хвалит детей.

5. «Угадай слово по гласным»

Логопед:

--Ребята, перед вами картинки. Из названия картинок я  произнесу только гласные звуки, а вы мне скажете, какую картинку я назвала: пАрУс   крАн    плОт    вАгОн     АвтОбУс. Логопед проговаривает только гласные звуки из названий картинок, которые прикреплены на магнитную доску или наборное полотно.

Дети называют картинки

6. «Какие звуки поменялись». «Замени первый звук»

Логопед:

а)--Ребята, а сейчас вам надо будет в словах заменить первый звук на звук «Ш» и назвать новое слово. Значит, с какого звука будут начинаться все слова?

Дети: со звука Ш..

Логопед: тапка – шапка    жар-шар,     сайка-шайка     бум-шум   чашка-шашка     топот-шёпот       спала-шпала      майка-шайка      мышка-шишка      накал-шакал      фланг-шланг       жаль-шаль       дар-шар        мах-шах        мыло-шило      губы-шубы       маг-шаг       толк-шёлк      стык-штык        парит-шарит    Гарик-шарик   и т.д.     Молодцы!    

б)--Ребята, послушайте пары слов внимательно и скажите, какие звуки поменялись:        рУль – рОль       Роль – Соль    Сук – Лук       лУк – лАк     Лак – Мак       сЫн – сОн    Ам – Ум     уМ – уС

Дети отвечают: У-О, Р-С, С-Л, У-А, Л-М, Ы-О, А-У, М-С.

Логопед:

--Молодцы, ребята, вы заработали первый ключ

7. «Подбери картинку к схеме»

Логопед:

-- А теперь перейдём к интерактивному столу, садитесь. Перед вами схема и картинки. Вам нужно среди предложенных картинок выбрать подходящие  к предложенной схеме. ( Дети выходят к столу и подбирают среди предложенных картинок подходящую картинку к схеме). Файл из мимиостудии. Дети касаются картинки и поступает сигнал о правильном или неправильном выборе ребёнка. (Можно отработать на бумажных носителях)

8. «Набери номер-слово»

Логопед: ( продолжается работа у интерактивного стола) ( Можно отработать на бумажных носителях: наборное полотно с буквами или большой бумажный телефон)

-- Ребята, перед вами телефон с буквами. Вам нужно набрать номер-слово из предложенных  букв.( П У Р О Т А К Л И Н Ш М С )

Дети составляют слова из предложенных букв, логопед за каждый правильны ответ даёт ребёнку фишку, затем считают, сколько всего составили слов и сколько каждый ребёнок составил слов, можно определить победителя.) Дети могут на местах составлять слова. А могут выходить к столу и составлять слова, используя ( вытаскивая) буквы из телефона.

9. «Прочти слово» ( можно по бумажным носителям, можно провести игру на интерактивном столе)

Логопед: показывает детям карточки с картинками или использует интерактивный стол, на экране которого имеется ряд картинок)

--И следующее задание – по первым звукам данных картинок нужно прочесть слово. Дети читают слова. Ребёнок, который первый прочитал слово, выходит к интерактивному столу и открывает ширму, за которой прячется ответ-картинка. При бумажных носителях – просто прочитывают слова..

Логопед: хвалит детей.

-- И мы получаем второй ключ.

10. «Угадай, что звучит».  ( звук – сигнал корабля )

Логопед: следующая наша станция «Слоги». На чём мы туда будем добираться, узнаем, угадав, какой транспорт нам подаёт сигнал.

Логопед на интерактивном столе включает звук корабля, дети угалывают.

Дети: Корабль

Логопед:

-- Ребята, плывём к нашей следующей станции «Слоги»  ( Изображая, греблю, переходим к станции «Слоги»)

11. «Слоги перепутались»

Логопед:

--И первая игра: « Слоги перепутались.» Я называю вам слоги, а вы называете слово.

 Гон, ва                 ка, лод               вай, трам                ло, вес             ма, кор          зов, ку

Езд, по                 даль, пе             се, шос                  ро, мет               ра, фа          

12. «Раздели слова на слоги»

Логопед: предлагает детям взять карточки на вбор с изображением транспорта.

-- Ребята, а сейчас вам нужно разделить слова на слоги, берите карточку, называйте изображённый на ней предмет, определяйте количество слогов. Логопед хвалит детей.

Дети: берут картинки, называют изображённый на них предмет и называют, сколько слогов в данном слове.

13. «Составь слово из слогов» 

Логопед:

--Ребята, здесь на столе перед вами лежат слоги. Вам из них нужно их прочесть и  составить из них слова.  ( Дети составляют слова): ва-гон, фа-ра, по-езд, са-лон, ав-то-бус, ка-би-на, мет-ро  

--Молодцы, и вы получаете третий ключ. А сейчас вы послушаете и скажете мне, на чём мы будем добираться до станции «Предложение». ( звучит  звук автобуса).

Дети: это звучит автобус

--Садимся в автобус, берёмся за руль и едем: дж-дж-дж-ж-ж-ж-ж

14. «Составляем предложение» ( картинка на интерактивном столе или на бумажном носителе)

--Приехали. Перед вами картинка. Я составляю по ней предложение: Машина едет. Скажите, сколько слов в данном предложении. Сейчас мы с вами будем увеличивать предложение. Скажите, какая машина..

Дети: ( Красная, большая, грузовая….)

Логопед:-- Скажите, как едет машина

Дети:( быстро, медленно, )

Логопед:-- Скажите, где едет  ( по дороге…) по какой дороге? ( ппо крутой, извилистой, широкой, узкой?.. Давайте повторим всё предложение : Большая красная машина быстро едет по извилистой дороге.  Назовите мне самое короткое слово.. ( ПО).. Давайте, посчитаем, сколько слов в предложении). Давайте повторим это предложение ещё раз.

Дети: логопед предлагает каждому ребёнку повторить составленное предложение)

Логопед:

 --А теперь сыграем в «ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». На кого укажу, тот называет очередное слово.  

Обыгрывается «Живое предложение».  

Логопед:

-- ребята, вы  получаете очередной ключ. А сейчас мы будем возвращаться в сад. А на чём, мы с вами узнаем, послушав и угадав, что звучит. ( Звучит звук самолёта)

Дети: --самолёт

Логопед:

-- Правильно, это самолёт. Садимся все в самолёт, руки в стороны, полетели.

-- Садитесь за столы. И наше последнее задание. Вам нужно повторить узор по точкам. Что у нас здесь изображено?

Дети: Это самолёт

 Логопед: --Правильно..самолёт . Берите карандаши и повторите узор…. Молодцы.. И вы зарабатываете очередной ключ..  

Итог занятия:

-- А вот и подарок от совы -- волшебный сундучок.. Но чтобы его открыть, вы должны из заработанных вами ключей, выбрать подходящие ключи, то есть найти закономерность и правильно, в нужной последовательности заполнить пустые клетки заработанными ключами

 

Дети определяют закономерность заполнения клеток, определяют, какая картинка должна быть в той или иной клетке и подбирают ключи. Затем открывают сундучок, в котором лежат сувенирчики для детей ( наклейки или что-то другое)

Логопед  вместе с совой проверяют правильность заполнения клеток, помогают детям открыть сундучок и получить призы, лежащие в сундучке.

Сова прощается с детьми, логопед говорит об окончании занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ по самообразованию на тему: «Формирование математических способностей у детей через игровую деятельность»

Анализ по самообразованию на тему:«Формирование математических способностей у детей через игровую деятельность»...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "Транспорт"

Развитие словаря, грамматического строя речи, связной речи, общей и мелкой моторики, памяти, внимания. С использованием ИКТ....

Конспект НОД  с детьми подготовительной к школе  группе по  речевому развитию.Тема: «Домашние птицы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11667888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по развитию связной речи. Тема: «Путешествие на выставку транспорта»

Закреплять умение  рассказывания  по графическому плану,   развивать и совершенствовать словарный запас,  грамматический строй и связную речь детей....