Коррекционно-развивающая направленность в деятельности ДОУ
статья по логопедии на тему

Сусликова Лариса Станиславовна

Цель коррекционно – логопедической работы в ДОУ – предоставление возможности детям с речевыми нарушениями освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМО МОУ»

Лямбирского муниципального района РМ

Коррекционно-развивающая направленность в деятельности  ДОУ

Выступление на августовском совещании

педагогов  Лямбирского района

 

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                  учитель-логопед

                                                                                                   Сусликова Л.С.

Лямбирь

2015

Коррекционно-развивающая направленность в деятельности  ДОУ.

Добрый день, уважаемые участники конференции!

          Слайд №1.  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на эффективное коррекционное сопровождение детей с различными речевыми нарушениями.

          Слайд №2.   Однако, в  последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше.

         Слайд №3.  По данным отечественных и зарубежных ученых, она наблюдается у 20-35 % детей.

          Мой опыт  работы в дошкольном учреждении показывает, что если не исправить речевые нарушения в детском возрасте, то в дальнейшем, они способствуют формированию трудностей в общении детей с окружающими их сверстниками и взрослыми, ведут к возникновению закомплексованности,  мешают овладеть в полной мере образовательной программой.

              В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с  Федеральными  Государственными Образовательными  Стандартами   дошкольного образования.

            Слайд №4. ФГОС дошкольного образования выделяет  осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми как одну из приоритетных  направлений  деятельности детского сада.

         В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют  две логопедические группы направленные на коррекцию речевых нарушений. Это группы 5-6 лет и 6-7 лет. Формирование коррекционных групп проводится на основании результатов районной ПМПК.

        В этом учебном году по заключению  ПМПК, 18 воспитанникам ДОУ было рекомендовано пройти обучение по специальной (коррекционной) программе ΙV вида для детей с нарушениями речи.

          На основании результатов ПМПК, разрабатывается для каждого ребёнка свой индивидуальной  план логокоррекционной работы. Систематически проводится  профилактическая и коррекционно-речевая работа  с детьми в соответствии с планом.

            Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР ведется в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами ДОУ. Совместно проводится работа по созданию условий, способствующих освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

              Слайд №5. Как педагог-практик, считаю, что целью коррекционной работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений. Поэтому стараюсь  выстроить определённую систему работы в этом направлении. Подбираю методические рекомендации, создаю копилку дидактического материала, использую иформационно-компьютерные  технологии. 

                  Слайд №6.  Бытует  мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное звукопроизношение.  Хочу сказать, что это не так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, связной речи,  грамматической стороны речи, коррекция произношения.

 

                В ходе коррекции речевых нарушений детей решаются и психологические задачи, без которых невозможно тщательное продумывание каждого коррекционного занятия.

              Слайд №8.  Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции.

              Слайд №9.  Для снятия  напряжения - динамические паузы, которые также способствуют развитию общей и мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

             Слайд №10.  Одна из главных задач образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья. Поэтому в своей коррекционной деятельности я использую здоровьесберегающие технологии. Провожу  различные виды самомассажа, традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики.

               Слайд №11.   Направление коррекционной деятельности я не раз демонстрировала на профессиональных конкурсах. В 2010 году была победителем районного конкурса «Воспитатель года» и суперфиналистом республиканского конкурса «Воспитатель года», в 2015 году стала победителем республиканского конкурса «Логопед-профессионал».       

          Слайд №12-13.  Практика показала, что только совместная работа педагогов, детей и родителей  дают положительные результаты. Проведение разнообразных досугов, праздников, кукольных спектаклей и театрализованных постановок позволяют вызвать у ребёнка интерес к совместной деятельности, творческой  реализации своих способностей и речевой активности.

   Слайд №14-15.  Родительские собрания,  открытые  занятия  позволяют родителям получать информацию об успехах детей, видеть их трудности. 

    Сотрудничество логопеда и родителей заключается в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. 

              Основная часть выпускников,  поступающих в школу,  имеют хорошо сформированную речь. Но, к сожалению, в последнее время есть выпускники, которые нуждаются в дополнительной работе по закреплению, поставленных  логопедом звуков. Это связано с тем, что в коррекционные группы попадают дети не только с речевыми нарушениями, но и с задержкой психо-речевого развития. Поэтому может быть есть смысл продолжить  коррекционно-логопедическую работу в школе?

                  Не секрет, что определенные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы есть и, безусловно, будут возникать.  Так, например,  с каждым годом детей с речевыми нарушениями, а зачастую, и с нарушением некоторых психических функций (памяти, внимания, мышления) становится больше, возникает проблема с переполненностью групп и нехваткой мест в коррекционных группах.

               Первичное обследование показывает, что детей с чистой речью единицы, но уровень нарушений речи у всех разный. Поэтому в логопедические группы попадают дети с более сложными дефектами речи.

              Слайд №15.  И в заключении хочу сказать, педагогический коллектив нашего учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть.

              Спасибо за внимание! Всех с началом учебного года! Здоровья вам крепкого, детей любознательных, пытливых и талантливых, семейного благополучия. Удачи вам во всех ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа, направленная на предупреждение графо-моторной недостаточности у детей-логопатов

В данной программе рассмотрены  необходимости  прфилактики нарушения письма  у детей с недоразвитием речи. В работе представлен практический материал для развития графомоторных навыков ...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению

Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиес...