Статья "Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством формирования предметной деятельности"
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Бутенко Елена Николаевна

Статья предназначена для педагогов работающих с детьми ранего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством формирования предметной деятельности  

    Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний. В связи с этим насущной становится проблема реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия

         Необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

       В настоящее время у детей наблюдаются различные отклонения психических функций, одно из которых – речевые нарушения. Эта проблема является насущной, что подтверждается статистическими данными академика В.Н.Лубовского, которые свидетельствуют о том, что число детей с нарушением речи в России составляет на сегодняшний день 0,15 % от детской популяции. У детей раннего возраста чаще всего наблюдается задержка речевого развития.

       Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

      В норме в речевом развитии детей существуют следующие критерии:

       В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

       В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

     В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

     У детей с задержкой речевого развития экспрессивная речь представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усечённых фраз или коротких малопонятных предложений. Речевая активность подавляющего большинства детей резко снижена. Понимание речи в основном сохранено.

     Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

     В связи с данной проблемой в нашем учреждении ведётся логопедическое сопровождение детей раннего возраста. Учителями – логопедами детского сада проводится работа по выявлению задержки речевого развития у детей раннего возраста и создаются условия для преодоления проблем речевого развития.

    Для развития речи детей раннего возраста учителями- логопедами используются разнообразные методы и приёмы, такие как: инсценирование сказок, наблюдение, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек и стихотворений, пением песенок.

   Учитывая особенности восприятия и усвоения информации детьми с задержкой речевого развития, необходимо использовать в работе чередование различных приемов обучения, прежде всего пояснений, указаний и показов с игровыми заданиями, сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными, использование разнообразных демонстрационных материалов, использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.

   В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Содержание предметной деятельности – это и есть усвоение ребёнком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребёнка в познании предметов и способов действий с ними. Данная потребность является преобладающей в раннем возрасте.

   В процессе действий ребёнка с предметами педагог формирует умение называть предметы, их части, место расположения, качества. Для повышения эффективности формирования лексики у детей раннего возраста с ЗРР используется многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием.

          Организация деятельности с предметами строится так, чтобы максимально задействовать все органы чувств ребёнка: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Деятельность этих чувств сплетается в единые сенсорные сети и если их активность хорошо упорядочена и сети интегрированы друг с другом, то нервная система работает как единое целое, что позволяет мозгу легко адаптироваться и легко учиться.

    Способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом для совершения движений, обучения и нормального поведения является сенсорной интеграцией.

        В случае, если у ребёнка наблюдается слабая интеграция ощущений, обеспечивающих его информацией о прикосновениях, положении тела, происходит дисфункция в работе  нервной системы,  т. е. нарушение сенсорной интеграции, которая приводит к нарушению в развитии ребёнка и его обучении.

Сенсорные системы развиваются взаимозависимо.

    Слуховое восприятие  работает в тесном взаимодействии с вестибулярной системой. Зона мозга, ответственная за язык и речь, будет хорошо работать только при наличии надёжных связей между ней и остальной частью эффективно работающего мозга, особенно его сенсорной и двигательными зонами. Хорошо организованные процессы, охватывающие весь мозг, позволяют ребёнку планировать движения легко и эффективно.

    Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

    Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка.

Формирование предметности восприятия осуществляется в процессе предметно-практической деятельности ребенка. Когда ребенок ощупывает рукой и осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе тактильно-моторного и зрительного взаимодействия.

    Тактильные ощущения сообщают мозгу о предметах нечто такое, чего зрение сообщить не может. Кожные ощущения «говорят» мозгу,  где начинается и кончается тело. Осознание своего тела куда важнее, чем зрительное представление о нём.

      Кинестетичекие ощущения.    На втором-третьем году жизни дети выполняют огромное количество разнообразных движений, собирая дополнительную сенсорную информацию о работе своего тела и об устройстве окружающего мира. Они поднимают предметы, швыряют их, придвигают к себе и отталкивают игрушки, карабкаются вниз и вверх по лестницам, изучают свой дом и уличный мир.

    Учитывая вышеизложенное, в систему работы по развитию  речи у детей раннего возраста с ЗРР, необходимо включать игры и упражнения, действующие на  максимальное количество анализаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.из опыта работыФормирование у детей грамматически правильной, лексически богат...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...