Главные вкладки

    Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни"
    консультация по логопедии (младшая группа) по теме


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_1_mladshaya_gruppa.docx23.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 младшая группа

    Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни

    Развитие речи от 2 до 3 лет.

    Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным - смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.

    Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?

    Конечно, этот вопрос может решить только специалист. Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.

    Я настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью - не тяните, идите к логопеду!

    Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.

    Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.

    В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот», третий дал свой образец: «палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

    Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).

    В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

    На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С, З, Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н,  К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и  в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

    Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.

    В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном. В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.

    Таким образом, к трем годам ваш малыш:

    • часто задает вам вопросы
    • говоря, высказывает свои впечатления, мысли
    • договаривает звуки, слоги, слова при чтении
    • имеет словарный запас 1000-1500 слов
    • понимает значение простых предлогов и множественного числа

    • знает время суток
    • называет два цвета
    • в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р
    • почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.

             Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:

    1.  Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
    2.  Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на

    предмет.

    1. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
    2. Использовать прием дополнения детского высказывания.
    3.  Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
    4.  Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
    5. Петь песенки.
    6. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним

    на доступном уровне.

    1. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
    2. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

             В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

    •        У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.

    •        К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

    •        Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

    •        Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

    •        Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

    •        У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для

    общения даже с самыми близкими людьми.

    •        В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы

    слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

    •        Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

                    Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

    - тяжелые роды,

    - асфиксия,

    - родовспоможение,

    - тяжелое протекание беременности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

    quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...

    Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"

    В данном материале представлены закономерности развития речи детей согласно возрастной норме...

    Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

    Консультация для родителей по развитию речи детей третьего года жизни

    материал носит ознакомительный и рекомендательный характер. в нем представлены игры и упражнения  на развитие детской речи, которые родители могут применять в домашних условиях....

    Консультация для родителей " Развитие речи детей третьего года жизни"

    laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и        сокровищницей всех знаний.Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей...