Консультация для родителей " Развитие речи детей третьего года жизни"
консультация (младшая группа)

 Фатхуллина Рузиля Рауфовна

«Родное слово является основой всякого умственного развития и        сокровищницей всех знаний.

Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К.Д.Ушинский.

     Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи  нам будут служить следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готова внимать её поток

И восклицать:- О! Как же ты красива.

  Тема нашей встречи «Развитие речи детей третьего года жизни».

  Игра с мячом «Кто, что ожидаете от нашей встречи».

 Родителям предлагается привести свои примеры «Как вы развиваете речь детей?».

  Воспитывая ребёнка 2-3лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию речи, движений, расширению кругозора. На становление личности ребёнка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между её членами. На втором-третьем году жизни ребёнок подражает поступкам и речи окружающих. Поэтому если мать, отец, бабушка и другие члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, с уважением относятся друг к  другу  и окружающим, бывают веселы, любят музыку, природу, соблюдают порядок, то и ребёнок легко усваивает все эти особенности поведения. Если же отец или мать разрешают себе разговаривать резко, раздражённым тоном, то очень трудно заставить своё дитя вести себя иначе. Ведь в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей.  Поэтому родителям важно следить за собственным поведением, речью.

    Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребёнок

подрос, но не забываются первые произнесённые слова, такие дорогие родительскому сердцу. На протяжении раннего возраста, развитие речи ребёнка происходит неравномерно. В начальной стадии развивается главным образом понимание речи окружающих, а умением говорить малыш, как правило, овладевает позже. Наряду с тем, что малыш овладевает активной речью, он ещё много лепечет.

    Постепенно ребёнок осваивает и грамматический строй речи. Это усвоение безусловно, носит неосознанный характер и основывается на подражании тем образцам, которые дают взрослые своими высказываниями. Первые предложения, употребляемые ребёнком, состоят из двух, трёх слов, ещё не согласующихся между собой. Правда ребёнок ещё не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребёнка. Например: «Капаю землю лопаткой» - ребёнок говорит «Капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребёнка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

   В овладении речью решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и подражание. В семьях, где ребёнка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребёнка развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.

   Важную роль в развитие речи ребёнка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стих, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

   Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребёнком. Яркое, летнее солнце, зелёная листва кустарников, или пушистые снежинки – всё это привлекает ребёнка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребёнку, а не общению со своими знакомыми.

    С малышом надо говорить не спеша, размеренно, чётко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребёнок мог понять их смысл.

  Своевременное и правильное развитие речи ребёнка должно быть предметом постоянного внимания родителей. Повседневно общаясь с ребёнком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить правильно выговаривать слова.

  Иногда задержка в развитии активной речи связана с тем, что окружающие ребёнка лица полностью понимают и выполняют все его желания, выраженные мимикой, жестом или каким-нибудь нечленораздельным звуком. Так поступать нельзя. Если даже ясно, чего ребёнок хочет, надо побудить его выразить это желание словами.

  Существует много игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребёнка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребёнком, это радость от общения, формирования доверительных и дружеских отношений.

  Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из этих игры:

 

  1. «Цепочка слов».

Цель: Обогащение словаря, развитие слухового внимания, мышления.

  Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов, объединённых каким-либо признаком. То есть ребёнок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

  Например: (показ кошки)

Восп-ль: Это кто?

Родитель: Кошка.

Восп-ль :Что есть у кошки?

Родитель: Голова, хвост, уши, лапы,..

Восп-ль: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?

Родитель: Ёлки, ёжик…

Восп-ль: Где живёт?

Родитель: В лесу.

Восп-ль: Кто ещё живёт в лесу?  (т.д).

  1. «Найди по цвету».

Цель: Закрепление названий цветов.

Для этой игры нам понадобятся с изображением предметов разного цвета или сами предметы.

Например:

Красное яблоко, красная шапка, красный карандаш.

Жёлтое солнце, жёлтая репка, жёлтый кубик.

Зелёное одеяло, зелёная ёлка, зелёный листик.

 

  1. «Мои пальчики рассказывают».

Восп-ль: Учёные считают, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем  быстрее развивается его речь. Дети  лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны  освоить  такие приёмы сами.

( родители объединяются в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребёнком).

  «Рисуем стихи».

  Каждая пара получает поднос с манкой. Надо нарисовать зайца под дождём по стихотворению А.Барто «Зайка».

Сначала стих читает взрослый и рисует зайку, затем ребёнок дорисовывает детали (дождик, ушки, глазки, хвостик).  К изображению договаривает за взрослым слова и фразы к стихотворению.

 

  1. «Я учусь правильно дышать».

Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей младшего возраста. При этом важно акцентировать внимание ребёнка на долгом вдохе и плавном выдохе. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как база для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения  и игры:

-  дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски, играть на детских инструментах;

-  надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

-  сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении;

-  дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

 В заключении хочу сказать следующее, наши детки – самые маленькие в детском саду. Они ещё мало, что знают, далеко не все понимают и совсем немного умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребёнок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаться в заботе, внимании и любви со        стороны взрослых и нас, в том числе. Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

  Проводиться игра « После родительского собрания я с ребёнком…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roo.doc11 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"

В данном материале представлены закономерности развития речи детей согласно возрастной норме...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка третьего года жизни"

Родители должны уделять особое внимание собственной речи при общении с ребенком. Говорить  с детьми надо четко. ясно. эмоционально, выразительно....

Консультация для родителей: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ».

Развитие речи- одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"

Консультация обратит внимание родителей на условия, влияющие на развитие речи детей третьего года жизни....