система профилактической работы в группе общеразвивающей направленности
статья по логопедии на тему

Мельникова Валентина Миндыкановна

В материале - система профилактической работы в группах общеразвивающей направленности МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77" ЭМР Саратовской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                           Система профилактической работа с детьми групп общеразвивающей направленности

МБДОУ «Детский сад № комбинированного вида № 77»

ЭМР Саратовской области

        I. Диагностический блок- организация комплексного обследования                                                                                                                                                      

Задачи:          

1. Диагностика состояния речи;

2. Выявление детей с нарушениями речи (с недоразвитием речи и утратой имевшейся речи, дети с нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры) и своевременное определение маршрута индивидуально для каждого ребенка ( направление на ПМПК, консультативная помощь);

3.Оценка результатов помощи   детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

        II. Профилактический блок- предусматривает оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, предупреждение возникновений речевых нарушений.

Задачи:

1.формирование информационной готовности педагогов  МБДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей;

2. оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;

3. повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по речевому развитию ребенка в семье.

4.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей  информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

5.Координация усилий педагогов и  родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

1.формирование информационной готовности педагогов  МБДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей;

        Решая эту задачу, учитель-логопед планирует и осуществляет формирование у педагогов знаний и умений:

  • О возрастных закономерностях речевого развития;
  • Типичных нарушениях звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
  • О задачах, формах, методах и приемах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях МБДОУ и семьи;
  • Наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
  • Распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
  • Обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям речевого развития детей среды в МБДОУ;

       Формы организации: мастер-классы, мини-лекции, семинары-практикумы, тренинги.

2. Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;

       Огромную роль в решении этой задачи играет организация воспитательной среды, способствующей созданию у детей в потребности в речи, стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенезе.

Основа формирования речи – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством как стимуляции так и мотивации детской речи.

       Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемых речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей. Занятия с картинками, рассматривание тематических альбомов стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой средств: правильная, чистая речь взрослых, чтение художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр-драматизаций и развлечений.

      Деятельность педагогов и специалистов направлена также на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно-психического и физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.

 

  Одно из направлений педагогов – предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.

Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых возможностей детей раннего возраста». Планирование представляет собой систему специальных игр и упражнений для артикуляционного аппарата, развития дыхания, фонематического восприятия, пальчиковые игр.

       Таким образом, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно-образовательной работы, обеспечивает своевременное преодоление возрастых специфических трудностей в речевой деятельности детей.

       Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах созданы необходимые условия:

- оборудованы речевые уголки;

- накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, развития фонематического слуха и др.

 Полноценная практическая реализация комплексного подхода к профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые расцениваются как активные и полноправные партнеры.

3. Решение задачи повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:

  • Знакомство с семьей, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
  • Реализация индивидуального подхода, выработка мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
  • Совершенствование педагогического сотрудничества и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.

На первом этапе сотрудничества используются диагностико -проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

  На втором – консультативно-методические: выступления на родительских собраниях, регулярные пополнения страничек в родительских уголках

   На  третьем этапе используются практические формы сотрудничества: выставки игр и пособий по развитию речи, тренинги, консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи.

     Таким образом, своевременно проводимая работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста сокращает количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет №9 за 2013-2014 учебный год

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет  №9  за 2013-2014 учебный год...

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №7 за 2013-2014 учебный год

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет  №7 за 2013-2014 учебный год ...

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ

Для  того, чтобы помочь ребенку раскрыть и понять свои эмоции, сформировать адекватное, здоровое отношение к миру, найти себя в нем, он должен иметь равные с другими детьми права. ...

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №7

Аналитический отчёт о проделанной работев группе общеразвивающей направленности для детей 6- 7лет №7за 2014-2015 учебный годВоспитатель: Михайлюк Ирина ВениаминовнаВ группе 21 ребенок: 10 мальчиков,11...

Аналитический отчёт о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет. № 8 за 2016-2017 учебный год

Аналитический отчёт о проделанной работев группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.   № 8за 2016-2017 учебный годВоспитатель: Никишина Оксана ВалерьевнаВ группе 24 ребенка: 11...

Конспект Занятия «Как устроена дыхательная система человека» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

laquo;Как устроена дыхательная система человека» Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значение дыхательной системы человека. Задачи:Дать воспитанникам первичные...