Развитие речи детей дошкольного возраста средствами детской художественной литературы в соответствии с ФГОС.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Филиппова Елена Анатольевна

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasochnyy_mir_romana_sefa_ili_mir_glazami_detey.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами детской художественной литературы в соответствии с ФГОС.

«Красочный мир Романа Сефа или мир глазами детей»

( проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель проекта: создание единого образовательного пространства детского сада и семьи; художественно-эстетическое, творческое, познавательное, речевое развитие личности дошкольников средствами детской художественной литературы.

Задачи проекта:

  • активизировать разговорную речь, умение рассказывать, побуждать детей к самостоятельным высказываниям и суждениям;
  • учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе, выражать свою мысль в монологе;
  • формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и понимать смысл образных выражений;
  • развивать читательский  интерес у детей;
  • совершенствовать умение выразительно читать художественные произведения наизусть;
  • расширять знания детей о профессиях: писатель, художник- иллюстратор, библиотекарь;
  • побуждать детей выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке;
  • побуждать детей выражать свои впечатления от прочитанных стихов Р.С. Сефа через продуктивную деятельность ; учить детей применять разнообразные средства художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве, продуктивной деятельности;
  • развивать эмоциональную сферу детей, вызывать интерес к художественному творчеству.

Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: 

  • воспитанники старшей №1, подготовительной группы №2
  • родители воспитанников
  • специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог)
  • воспитатели (старшей и подготовительной группы)

Срок реализации: февраль-март 2013г.

Краткое описание проекта

Актуальность проекта: В современных условиях меняющихся требований к структуре дошкольного образования и к организации образовательной работы в частности, педагогический коллектив нашего дошкольного  учреждения пробует новые формы и методы работы с детьми, основанные на актуальных принципах дидактики: целостный подход к развитию ребенка, учет интересов и способностей детей, развивающего обучения, интеграции и пр.

     Нами предпринята попытка интегрировать содержание:

  • нескольких образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация" (ФГТ);
  • основных направлений работы ДОУ: общеобразовательного и коррекционно-развивающего;
  •  приоритетных форм организации образовательной работы с детьми: обучение в процессе непосредственно образовательной деятельности, в свободной детской деятельности и в совместной работе с родителями.

 С этой целью нами разработан проект на тему: "Красочный мир Романа Сефа или мир глазами детей!". 

Технология проектной деятельности позволяет наилучшим образом реализовать  поставленные задачи.

Почему Роман Сеф? Поэзия этого автора незаслуженно забыта, хотя его произведения рекомендуются программами для чтения детям старшего дошкольного возраста, но по сравнению с другими поэтами и писателями, в минимальном объеме! Поэзия Р. Сефа созвучна детскому мировосприятию, он обладает способностью видеть мир глазами ребенка. Возможность реализовать свои чувства через творчество - это очень важно для ребенка, для его эмоционального и личностного развития. Кроме развития творческих умений и навыков, содержание стихов Р. Сефа позволяет углублять детские представления в разных областях знаний, формирует детскую картину мира. Также в его стихах заложен и глубокий воспитательный смысл...

     Реализация всех этапов проекта немыслима без совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Создание творческих работ, появление общих интересов (у детей и родителей), осознание своей роли и своего места в общей деятельности позволяет решать задачи нравственного и трудового воспитания, развивать коммуникативные навыки.

На первом этапе проекта дети познакомились с биографией Р.С. Сефа. Был организован просмотр мультиков, снятых по стихам Р.Сефа: «Чудо», «Голубой  метеорит», « Сказка о кругленьких  и длинненьких человечках». После этого детям было предложено более подробно изучить творчество Р.Сефа, а может даже, создать свой мультфильм, в сюжете которого будут лежать наиболее полюбившиеся им стихотворения.

Для привлечения родителей к активному участию в проекте было проведено родительское собрание, на котором их познакомили с целями и задачами проекта, значением данного вида деятельности для  личностного развития их детей.  В помощь родителям была создана картотека стихов поэта, которые можно было почитать детям дома.

Основной этап работы связан с темой нашего проекта «Красочный мир Р.Сефа» и был посвящен знакомству с произведениями этого автора. Дети с нетерпением ждали знакомства с новыми стихами и сказками автора, потому что каждое творение Р.Сефа излучает юмор, живую, непритворную иронию, игру, умную хитринку. В них обязательно что-то происходит, происходит так интересно, что сам начинаешь участвовать в этом действии.

В процессе знакомства с книгами автора дети рассматривали иллюстрации разных художников, сравнивали их. С детьми проводились беседы, занятия  о книгах и  их создании, профессиях людей, участвующих в создании книги: автор, художник-иллюстратор, корректор, наборщик, верстальщик, фотограф.  Была проведена экскурсия в библиотеку, что расширило кругозор детей, позволило активизировать их познавательный интерес.

На литературном вечере « Как прекрасен этот мир» дети смогли выразить свои чувства к понравившимся стихотворениям, передать свои  эмоции и проявить актерские способности  (конкурс чтецов). На литературной викторине, которая проходила в игровой форме,  дети  закрепили полученные знания

На протяжении всего проекта для родителей проводились  консультации, беседы, творческие мастерские.

Дома родители вместе с детьми конструировали поделки по прочитанным произведениям Р.С. Сефа из природного и бросового материала, используя нетрадиционные техники в рисовании, лепке, аппликации.

Параллельно велась работа по организации выставки книг Р.Сефа для мотивации детей на активное участие в проекте (сбор литературы, самостоятельное ознакомление с творчеством и биографии Р.Сефа). В процессе этой работы мы столкнулись с проблемой недостаточного количества книг этого автора. Исходя из этого, было решено силами педагогов, родителей и детей создать свою  книгу, в которую войдут наиболее понравившиеся детям стихи  которые будет иллюстрирована силами юных художников и их родителей. Эта книг, наряду с выставкой произведений Р. Сефа и мультфильмом  «Я сделал крылья…», и стала итогом

работы по данному проекту. Все иллюстрации к книге были выполнены в нетрадиционных техниках: бисероплетение, квиллинг, гравюра, пластинография, бумагопластика, рисование песком, аппликации из природных материалов, нитепление, вышивка.

Результат.  

Решая в ходе комплексного проекта различные познавательно-практические задачи, можно выделить коррекционно-направленную деятельность. Вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащали и активизировали свой словарный запас, учились публично выступать, тренируя языковые навыки и умения. Эффективность дынных результатов проявились:

  • В положительной динамики речевого развития
  • Формирование у детей навыков построения связного и целостного рассказа
  • Улучшение коммуникативных навыков
  • Развитие логического и образного мышления
  • Совершенствование восприятия и осмысление просушенных произведений
  • Углубление знаний об окружающем мире
  • Успешной  социальной адаптации
  • Устойчивой мотивации к речевой самореализации
  • Повышение интереса родителей к педагогическому процессу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО

В публикации представлен опыт работы по развитию творческого мышления и самостоятельности у детей дошкольного возраста . Также создана презентация,где можно увидеть  направления и формы работы по...

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

В статье затрагивается проблема развития нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой....

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы

Актуальность проблемы. Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на каче...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

Распространение педагогического опыта. Развитие речи детей младшего возраста с использованием художественной литературы.

Распространение педагогического опыта.  Развитие речи детей младшего возраста  с использованиемхудожественной литературы.Выполнила Сушко В.Н.«Чтение книг – тропинка по которой, у...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...