Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО
статья по теме

Петрова Валентина Федоровна

В публикации представлен опыт работы по развитию творческого мышления и самостоятельности у детей дошкольного возраста . Также создана презентация,где можно увидеть  направления и формы работы по данной теме.  Данная публикация будет интересна  педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад №16 «Ромашка»

Петрова Валентина Федоровна

первая квалификационная категория

     В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача воспитания самостоятельного и творчески мыслящего человека. Потому, что современная школа ещё до сих пор сохраняет однообразный, не творческий подход к усвоению знаний,

вследствие  чего у детей теряется интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия,  и в них гаснет способность к творчеству.

     В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных  мыслительных операций диалектического характера.

    В свете введения ФГОС в систему образования, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности.

     Изучив передовые научные исследования, касающиеся данного вопроса, мы пришли к следующему выводу: деятельность дошкольного учреждения необходимо направить на создание такой среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка, по способностям к творчеству, проявлению самостоятельности.

     В связи с этим деятельность  дошкольных учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляемой жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выражении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворить высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

      Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Эта актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что традиционное школьное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

     Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления.

     Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными

условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

качеством его личности.

        Согласно ФГОС  в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В нашем ДОУ эти условия реализуются, в том числе, посредством познавательно-исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.

     В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

         В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

      Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

    В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

     В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Мы,  стараемся  предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. Привлекаю их  к участию в планировании работы. В большинстве  случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.

     Еще пример. После беседы о работе ветеринара выяснилось, что для игры в «Ветеринарная клиника» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.

     Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, дворника, наблюдали за работой школьников, собирающих мусор.  Эмоциональные впечатления, полученные.

на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

2. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

      В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях мы  всегда стараемся мотивировать достижение   цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяем значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок, дежурство по детскому саду и т.п.), выражаем личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даем задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

     Например недавно ребята нашей группы изготовили поделки для сотрудников детского сада, выполнив задание, дети сами отнесли поделки и подготовили слова для поздравления. Радость сотрудников детского сада послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

     Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди,  манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).        

     В режимные моменты также стараемся предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме  "Морские обитатели"  в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о морских обитателях. По теме "Осень" дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", дети наносили краску на листик с дерева на одной стороне поверхности и отпечатывали на лист бумаги, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

 

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

     Формирование коммуникативной самостоятельности, на  наш  взгляд, должно быть

частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как

к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем   в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для постановки самостоятельно, хоть и под нашим руководством, изготавливают отдельные маски, самостоятельно выбирая цвет. Размер и способ изготовления.

    В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «кукольный театр», «настольный театр», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников  группы.

    Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

    По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

 4. САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В нашей группе создана особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

     Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

      Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, «Чей домик?», «Лото», развивающие и логико-математические игры, шашки, и др.

    В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном

порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –гномик, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

     По нашему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию

способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность

МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» г. Гай Оренбургской области

действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, как мы считаем, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал который находится в  прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

     В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараемся раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

    Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

    Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

      При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы руководствовались Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

      Старались, чтобы все компоненты предметно-развивающей среды были связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир нашей группы включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности.  Мы считаем, такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта, способствует проявлению у  детей самостоятельности и развитию творческого мышления.

     

 

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. – СПб.: Союз, 2010. – 92 с.
  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. – М.: Знание, 2013 – 157 с.
  3. Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www. 1 september.ru
  4. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27

5. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. - №6. - С. 10-21.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе вызывает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС

ФГОС ДО  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности....

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...