Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии на тему
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 13.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.
Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.
При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.
I-й уровень
Произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознания.
У детей фонематическое развитие находится зачаточном состоянии, речь «лепетная». Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.
II-й уровень
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смещений.
Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры.
При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость, перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет - самолет). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.
III-й уровень
Для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ( с заменяется : с, ш, щ, ц.), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному, смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в условиях предложения их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замена звуков слогов и т.п.
Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно -развивающей работы с детьми.
Выделение слова из предложения, определения места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...
Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре.
Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре....
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР
В презентации раскрыты особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР....
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для ...
Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий
Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...
Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...
«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»
Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...