Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии на тему

Зайцева Виктория Владимировна

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.

При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

I-й уровень

Произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознания.

У детей фонематическое развитие находится зачаточном состоянии, речь «лепетная». Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

II-й уровень

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смещений.

Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры.

При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость, перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет - самолет). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

III-й уровень

Для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ( с   заменяется : с, ш, щ, ц.), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному, смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в условиях предложения их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замена звуков слогов и т.п.

Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно -развивающей работы с детьми.

Выделение слова из предложения, определения места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре.

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций  у детей с нарушениями речи в игре....

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР

В презентации раскрыты особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»

  Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...