Итоговое контрольно-учетное занятие по теме: «Звук Ч. Буква Ч»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Маркина Инна Петровна

Итоговое контрольно-учетное занятие  с детьми подготовительной логопедической группы  по теме: «Звук Ч. Буква Ч» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ию «звук – буква; наборное полотно со слогами, словами и текстом  для чтения;  карточки со словами (с пропущенными гласными буквами).

Ход занятия.

  1. Организационный момент

- Поздоровайтесь с гостями,  ребята. Встали все красиво, посмотрели друг на друга и улыбнулись.

«Измени слово»

- Сядет тот, кто правильно изменит слово. Например: было  «легко», стало еще (как?) «легче». Слышите, как заканчивается слово. Нельзя говорить «легчее», это неправильно.

Мягко – мягче

Крепко – крепче

Жарко – жарче

Ярко – ярче

Круто – круче

Мелко – мельче

Коротко – короче

Богато – богаче

Жестко – жестче

  1. Повторение правила поведения на занятиях

- Вспомним правило поведения на занятии.

Дети произносят хором.

«Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай».

  1. Игровая ситуация

      Стук в дверь.

      - Кто это к нам стучится?  (Один из детей идет к двери и приносит игрушку-Букваренка).

      - К нам  пришел  Букваренок из Страны знаний.

        Поздоровайтесь с ним, ребята.

      - Он приглашает нас в путешествие по своей стране. Хотите попасть туда? Тогда…

     Логопед зачитывает стихотворение.

«Страна знаний, всем интересная,

Первая буква и первое слово…

В мир увлекательный, немного известный вам,

Отправиться будьте со мною готовы».

     

- Мы с вами, ребята, в Стране Знаний.

  1. Сообщение темы занятия

– Послушайте скороговорку и назовите звук, который повторяется чаще других.

«У четырех черепах, по четыре черепашонка».

- Сегодня на занятии мы повторим звук Ч и вспомним букву Ч.

5. Характеристика звука «Ч»

_ Давайте вспомним характеристику звука Ч для нашего гостя.

Звук Ч - согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

- Почему звук Ч - согласный?  (Потому что этот звук не тянется и воздух встречает преграду на пути).

- Почему  звук Ч - глухой?  (Потому что звук Ч произносится без голоса и горлышко «не работает»).

  1. Работа с картинками

- Посмотрите на картинки, которые принес нам Букваренок. Давайте назовем их.

(Хоровое  проговаривание названий картинок)

- Назовите картинки в названии, которых есть звук Ч.

- Назовите картинки в названии, которых  звук Ч слышится в начале, конце, середине слова.

- Назовите картинки, название,  которых  состоит из 2, 3, 4, 1 слога.

  1. Подбор картинок к звуковым схемам

- Подберите картинки Букваренка к моим звуковым схемам.

- Название,  какой картинки можно подобрать к моей звуковой схеме и т.д.

  1. «Составь слово»

- Наш гость Букваренок принес волшебный сундучок. В нем он спрятал звуки. Послушайте их внимательно и составьте слово из «рассыпанных звуков».

Ч, Р, К, У, А   -    РУЧКА

- Какое слово, можно составить из рассыпанных звуков?  (Слово «ручка»).

- Назовите в слове «ручка, все звуки по порядку. (Р,У,Ч,К,А).

  1. Составление  звуко - слоговой схемы слова и ее анализ

- Давайте покажем Букваренку,   как мы умеем  составлять звуковые схемы слов.

Составим звуковую схему слова  «РУЧКА».

Дети составляют самостоятельно на столах.

Анализ схемы:

-  Сколько всего звуков в слове «ручка»?  (В слове «ручка» всего 5 звуков).

-  Сколько в слове «ручка» гласных звуков?  ( В слове 2 гласных звука).

-  Сколько в слове слогов?   (В слове 2 слога).

-  Как вы это определили? Какое правило применили? («Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»).

- Назовите 1слог, 2 слог.

- Назовите 1, 2, 3 звук в слоге «руч».

- Назовите 1,2  звук в слоге «ка».

- Посмотрите,  а вот кто-то тоже составил схему слова «ручка». Как вы думаете, ребята,  кто это был? (Незнайка). Правильно,  Незнайка составил схему слова? (Неправильно).

- Исправьте ошибки Незнайки.

  1. Физкультминутка

Скоро в школу.

«Скоро в школу мы пойдем.

И портфель с собой возьмем.

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим в наш.

Будем мы читать, писать

И учиться все на «5»!»

  1. Припоминание буквы Ч

- Возьмите конверты с элементами букв.  Вспомните и составьте из элементов букву, которой обозначается  звук Ч.

- Буква Ч,  какая она? (Буква Ч - согласная).

- Почему?  (Потому что звук Ч - согласный).

- Чем отличается звук от буквы?  (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем и читаем).

  1. Составление из слогов слов

- Вот мы идем с вами дальше по Стране знаний и видим … Что это? ( Это слоги).

- Давайте их прочитаем.

Хоровое чтение слогов детьми.

-  Давайте  станем настоящими волшебниками и превратим  эти слоги в слова.

ЧА         ЧУ        КРИ

СВЕ       ХО        ДА

По мере составления слов, карточки со словами выставляются логопедом на доску.

ДАЧА

СВЕЧА

КРИЧУ

ХОЧУ

  1. Чтение слов

 Чтение слов детьми.

- Что мы прочитали? (Мы прочитали слова).

- Назовите слова-предметы, слова – действия.

  1.  Повторение правила на правописание

- Какое мы знаем правило на правописание  буквы Ч.

ЧА  пиши с А

ЧУ  пиши с У

  1.  «Вставь пропущенную букву»

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили правило.

Детям раздаются карточки со словами.

Слова: дача, хочу; свеча, кричу.

- Впишите красным карандашом пропущенные гласные буквы: А, У.

Проверяет детей  Букваренок.

  1.  Работа с текстом

Букваренок приготовил  рассказ. Давайте прочитаем его.

 А) Дети читают предложения и составляют текст.

Она порвала сачок. Верочка ловила сачком бабочку.

- Чини, девочка, сачок. У Верочки сачок.

- Правильный получился рассказ?

- Что нужно сделать?  (Поменять предложения местами).

-Какое предложение будет первым? Вторым? И т.д.

У Верочки сачок. Верочка ловила сачком бабочку. Она порвала сачок.

- Чини, девочка, сачок.

Б) Еще раз дети читают текст и анализируют его.

- Как можно назвать рассказ?  (Верочка)

- О ком говорится в этом рассказе?  (В рассказе говорится о девочке Верочке).

- Что было у Верочки?  (У Верочки был сачок)

- Что делала Верочка?  (Ловила сачком бабочку).

- Чем ловила Верочка бабочку? (Верочка ловила бабочку сачком).

- Что случилось с сачком?  (Сачок порвался)

В) Пересказ текста детьми.

- Из чего состоит рассказ? (Из предложений, которые дружат между собой и о чем-то нам рассказывают)

- Назовите  1,2,3, 4 предложение?

С) Закрепление правила правописания предложений.

- С какой буквы пишется первое слово  предложения?  (С заглавной буквы).

- Как пишутся слова в предложение?  (Отдельно друг от друга).

- Что ставится в конце предложения?  (В конце предложения ставится точка).

Д) Составление схемы первого предложения.

- Посмотрите на первое предложение текста:  «У Верочки сачок».

- Есть  ли в этом предложении предлог? (Предлог «У»)

- Почему имя девочки пишется с заглавной буквы?  (Потому что имена людей пишутся с заглавной буквы)

- Самостоятельно составим схему 1 предложения:  «У Верочки сачок».

Один ребенок составляет на доске.

Проверяют дети.

19. Итог занятия и оценка деятельности детей

-  Букваренку  очень понравились ваши знания ребята. Он приглашает вас  в свою Страну  знаний 1 сентября, как первоклассников. А пока он велит вам отдыхать и набираться сил перед следующим путешествием.

- А  сейчас мы с вами покидаем Страну знаний на время летних каникул. Наш друг, Букваренок, провожает нас обратно в детский сад.  До свидания,  Букваренок! (Прощаются  дети с Букваренком.)

Логопед зачитывает стихотворение.

«Подходит к концу путешествие наше,

Нам возвращаться настала пора.

И о стране той, друзьям мы расскажем,

К знаньям потянется вся детвора»

- Скажите мне, ребята, чем мы сегодня занимались?

- А что вам больше всего понравилось?

- А мне сегодня было очень приятно работать с  вами. Вы были внимательны, активны  и правильно выполняли все задания. Особенно хорошо занимались…

- Все свободны, можете идти отдыхать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по теме "Звук и буква О"

Конспект фронтального занятия по теме "Звук О" в подготовительной к школе группе....

Занятие на тему звук и буква У

Тема:"Звук и буква У"...

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

Занятие по теме "Звук /з/, буква З"

Занятие для детей подготовительной группы (ФФН). Целями занятия являются: развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой З, развитие лексико-грамматических катег...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...