О необходимости изучения состояния сформированности у детей с ОНР навыков морфологического словообразования.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кащеева Юлия Владимировна

Реформирование системы специального образования в стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-профилактического и развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, соответствующие современным научным знанием о нормальном и дизонтогенетическом развитии.

Одной из самых распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР, специфика которого заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом существенные недостатки проявляются в ходе усвоения и использования детьми на практическом уровне лексики и грамматики родного языка (В. Воробьева, Б. Гриншпун, Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, В. Тарасун, В. Тищенко, Л. Трофименко, Т. Ушакова, Т. Филичева, Н. Трауготт, С. Шаховська и др.) .

В. Воробьева, Б. Гриншпун, Р. Левина, Т. Филичева, Н. Трауготт, С. Шаховська указывают на то, что у детей с ОНР в большей или меньшей степени нарушено звукопроизношение и фонематический слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, соответственно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования.

В ряде исследований как отечественные, так и зарубежные авторы (Р. Левина, О. Мастюкова, И. Маевська, Г. Чиркина, Т. Филичева и др.) отмечают, что у детей с нарушениями речи наряду с несформированностью речевых навыков имеет место своеобразие течения психических процессов.

В этой связи Ю. Гаркуша, Г. Гуровець, Е. Мастюкова, О. Усанова указывают на своеобразие интеллектуального развития детей с ОНР. Е. Соботович, в частности, отмечает, что у детей с ОНР проявляются определенные особенности мыслительной деятельности: недоразвитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации; трудности понимания причинно-следственных связей, построения умозаключений, - а также недостаточный объем кратковременной слуховой и недоразвитие оперативной памяти, трудности переключения и распределения внимания.

Впрочем, следует отметить, что уровень сформированности навыков морфологического словообразования имеет незаурядно важное значение для развития речи детей с ОНР поскольку словообразование тесно связано со смежными разделами о языке: прежде всего с морфологией и с ее парадигматической системой языка, и грамматическими категориями и синтаксисом - синтагматические отношения словоформ в словосочетаниях и предложениях; с орфографией - правилами передачи на письме слов и их значимых частей; с лексикой, потому лексическое значение членящие на морфемы слов в большинстве своем вытекает из значения составляющих морфем.

Наконец, важен и тот факт, что словообразование предоставляет значительные возможности для развития умственных способностей дошкольников, в частности для формирования в них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное овладение слова как языковой единицы (умение абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умение анализировать слово, умение сравнивать слова для установления их семантико-структурной общности или различия) .

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения состояния сформированности у детей с ОНР навыков морфологического словообразования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_neobhodimosti.docx13.65 КБ

Предварительный просмотр:

Реформирование системы специального образования в стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-профилактического и развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, соответствующие современным научным знанием о нормальном и дизонтогенетическом развитии.

Одной из самых распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР, специфика которого заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом существенные недостатки проявляются в ходе усвоения и использования детьми на практическом уровне лексики и грамматики родного языка (В. Воробьева, Б. Гриншпун, Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, В. Тарасун, В. Тищенко, Л. Трофименко, Т. Ушакова, Т. Филичева, Н. Трауготт, С. Шаховська и др.) .

В. Воробьева, Б. Гриншпун, Р. Левина, Т. Филичева, Н. Трауготт, С. Шаховська указывают на то, что у детей с ОНР в большей или меньшей степени нарушено звукопроизношение и фонематический слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, соответственно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования.

В ряде исследований как отечественные, так и зарубежные авторы (Р. Левина, О. Мастюкова, И. Маевська, Г. Чиркина, Т. Филичева и др.) отмечают, что у детей с нарушениями речи наряду с несформированностью речевых навыков имеет место своеобразие течения психических процессов.

В этой связи Ю. Гаркуша, Г. Гуровець, Е. Мастюкова, О. Усанова указывают на своеобразие интеллектуального развития детей с ОНР. Е. Соботович, в частности, отмечает, что у детей с ОНР проявляются определенные особенности мыслительной деятельности: недоразвитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации; трудности понимания причинно-следственных связей, построения умозаключений, - а также недостаточный объем кратковременной слуховой и недоразвитие оперативной памяти, трудности переключения и распределения внимания.

Впрочем, следует отметить, что уровень сформированности навыков морфологического словообразования имеет незаурядно важное значение для развития речи детей с ОНР поскольку словообразование тесно связано со смежными разделами о языке: прежде всего с морфологией и с ее парадигматической системой языка, и грамматическими категориями и синтаксисом - синтагматические отношения словоформ в словосочетаниях и предложениях; с орфографией - правилами передачи на письме слов и их значимых частей; с лексикой, потому лексическое значение членящие на морфемы слов в большинстве своем вытекает из значения составляющих морфем.

Наконец, важен и тот факт, что словообразование предоставляет значительные возможности для развития умственных способностей дошкольников, в частности для формирования в них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное овладение слова как языковой единицы (умение абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умение анализировать слово, умение сравнивать слова для установления их семантико-структурной общности или различия) .

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения состояния сформированности у детей с ОНР навыков морфологического словообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников.

Психологические исследования, посвященные процессу овладения детьми речью в норме (Д. Эльконина, С. Жуйков, А. Захарова, А. Маркова и др.) показали, что начало овладения лексико-грамматическим уровнем...

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Данный материал представляет собой ряд заданий для дошкольников с нарушением слуха четвертого...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....