Занятие "Дифференциация звука Ш-Ж" (2015 г.)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мусина Эльмира Исмагиловна

Индивидуальное занятие при ринолалии в послеоперационном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvuka_sh-zh_2015_g.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Дифференциация звука Ш-Ж»

(индивидуальное занятие)

при ринолалии в послеоперационном этапе.

Учитель-логопед

Мусина Э.И.

МАДОУ Д/С № 13

Приволжского района

г. Казани

\

Конспект индивидуального логопедического занятия при ринолалии в послеоперационном этапе. Дифференциация звука Ш - Ж.

Тема: Дифференциация звука Ш - Ж.

Цели: коррекционно-образовательные:

- уточнить представления ребенка о звуках «Ш-Ж»;

- закрепления навыка различения и правильного употребления в речи звуков «Ш-Ж»;

коррекционно-развивающие:

- дифференциация звуков «Ш-Ж» - в слогах, в словах, в предложениях;

- развивать мимическую мускулатуру лица;

- развивать мелкую моторику, общую и артикуляционную моторику,

- учить ориентироваться на тетрадном листе,

- работать над развитием дыхания и голоса;

- развивать фантазию у ребенка;

- развивать фонематические процессы.

коррекционно-воспитательные:

- развивать у ребенка  организованность;

- воспитывать у ребенка самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: зеркало, картинка джунглей, игрушки с изображением обитателей джунглей, с записью звуков джунглей, картинки предметные, картинки с изображением объектов в названиях которых имеются звуки Ш и Ж; игрушки: крокодил, лев, жираф, мартышка, носорог, тигр;  пособия на развитие речевого дыхания “футбол”, мыльные пузыри, мяч.

Ход занятия.

  1.  Орг. момент.

- Здравствуй, присаживайся! Сегодня мы совершим с тобой путешествие в джунгли. Ты знаешь, что такое джунгли? (показывается картинка и объясняется).Так называют тропический лес. Который находится в жаркой стране Африке. - Посмотри джунгли изображены на картинке. Через все джунгли проходит тропа, по которой мы должны пройти. Нас ожидают интересные приключения. По пути  встретим разных животных, которые будут давать задания.

  1.  Работа над мимикой.

- Идем мы с тобой  по тропе, а навстречу к нам; Кто это? -Ильмир :тигр, мартышка, жираф и носорог. Наверное ты заметил, что у них разное настроение. Покажи, настроение каждого животного: тигр – злой, мартышка – веселая, жираф – удивленный, носорог – грустный.

- Молодец!

  1.  Артикуляционная гимнастика.

        -Идем дальше, навстречу: Кто это? -Ильмир, лев. Лев хочет научиться         делать   гимнастику для губ и язычка. -Покажи.

        Выполнение артикуляционных упражнений:

  •  «улыбочка»
  •  «хоботок»
  •  «заборчик»
  •  «бублик»
  •  «лопаточка»
  •  «качели»
  •  «часики»
  •  «лошадка»

IV. Работа по развитию дыхания.

- Устали, давай отдохнем!

- В дорогу взяли мыльные пузыри, Ильмир, доставай. Сейчас будешь пускать мыльные пузыри! - Молодец!

- Посмотри, звери на поляне, построили футбольное поле. Давай поиграем: «футбол»!

 Начинаем по моей команде: «приготовились — начали». Ловкий, много  забил голов.

 

V. Формирование фонематических процессов.

- Дальше  идем по тропе .Кто это ползет?- Ильмир : змея и жук.

- Как шипит змея? -ш- ш-ш.

          - Как  жужжит жук? -ж-ж-ж.

- Поиграем в  игру:  «Поймайка».

- Я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук Ш - хлопай, а звук Ж - топай.

ЗВУКИ: А, И, Ж ,М, К, Ш, О, Т, Ж, Л, У, Ш.

VI. Игра с мячом : «Слова».

- А теперь игра: Замени в словах первый звук, у меня слова со звуком «Ш», а у тебя со звуком «Ж».

      ШАР-ЖАР                            ШАРИТЬ-ЖАРИТЬ

      ШИТЬ-ЖИТЬ                       ШИРОК-ЖИРОК

      ШАЛЬ-ЖАЛЬ                       ШУТКА-ЖУТКА

VII. Игра: «Рыбалка».

           - Идем по тропе:

- А навстречу, кто это? -  Ильмир, крокодил. Он собирается в гости, к жирафу и мартышке. И не знает, что подарить. Поможем крокодилу.

Игра: «Рыбалка», будем ловить картинки: со звуком «Ш»-«Ж», а крокодил подарит - «картинки»,  своим друзьям, отбор картинок:

        Картинки подарим со звуком «Ш» - мартышке: шапка, шарф, шарик,     шишка.

Картинки подарим со звуком «Ж» - жирафу: желудь, жук, жеребенок, жаба.

- Умница!- Отдохнем.

VIII.  Физкультминутка:  Мы с игрушками  играем.

                                      По слогам, их называем:

                                      Жи-раф, кро-ко-дил, лев,

                                      мар-тыш-ка, но-со-рог, тигр.

                                      Мы руками  хлопаем и ногами

                                      топаем.

                                     

IX. Связь звуков и букв.

           - А сейчас отдохнем.

- Сели, посмотри лежит листок на траве. Что это за буквы? - «Восстанови»!

Ильмир , восстановил букву «ш», произнеси звук - «ш».

Ильмир, восстановил букву «ж», произнеси  звук- «ж».

Сравнительная характеристика звуков «Ш-Ж».

«Ш» - согласный, глухой, шипящий - всегда твердый.

«Ж» - согласный, звонкий, поется, шипящий - всегда твердый. - Молодец!

X. Посмотри, на траве  лежит, конверт  со слогами, прочитай.

  Игра:-" Прочитай слоги», на звуки «Ш» и «Ж» .

ША-ЖА                АШ-АЖ

ШО-ЖО                ОШ-ОЖ

ШУ-ЖУ                 УШ-УЖ

ШИ-ЖИ                 ИШ-ИЖ

ШЭ-ЖЭ                  ЭШ-ЭЖ

- Умница. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад, где тебя ждет сюрприз!                

                 

XI. Домашнее задание.

- Нарисуй дома две картинки животных, в названиях которых есть звук  "Ш" и звук "Ж".

XII. Итог.

- Тебе понравилось путешествовать по джунглям? Кто нам встретился на пути?

- Какое задание для тебя было самым интересным? -Ильмир, молодец, хорошо занимался, старался, был внимательным. Прежде, чем  получить  сюрприз,  ты должен пощупать «чудесный мешочек», и угадать: «Что это такое?» Ребенок говорит - машина. Правильно, а в слове машина - какой звук «ш» или «ж»? - Звук «ш», правильно. Забирай свой сюрприз.

Анамнез:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Назмиев Ильмир Айратович (18.12.2007), возраст - 7 лет 3 месяца. Диагноз - врожденная полная сквозная 2-х сторонняя расщелина верхней губы, альвелярного отростка  верхней челюсти, твердого и мягкого неба. Мамочка Ильмира Гаязтовна родила в 27 лет. Отцу - Айрату Аглиулловичу 32 года. У  мамочки 2 - ая беременность, абортов не было, разница между детьми 7 лет. Во время беременности мама ребёнка добросовестно сдавала все анализы, УЗИ, выполняла все рекомендации специалистов. Узнала о заболевании ребенка после очередного УЗИ на 35 недели беременности. После УЗИ была расстроена, роды были преждевременные на 36-37 неделе (8 месяцев). Критическим периодом для несращения верхней губы и неба является (7-8) - недели эмбриогенеза. Плановый  осмотр врачей мамочка проходила, но никто не заметил  диагноза - ринолалия. Мальчик родился весом 2.990гр., ростом — 53см.,  (9 - баллов) по шкале Апгара, в Роддоме № 3, где пролежали 15 дней, затем перевели в Роддом №1- лежали вместе с младенцем, где мамочку учили, как кормить ребенка. До 2-х месяцев кормили зондом, поставили обтуратор, а после - ложкой до 7 месяцев. Ребёнка обследовали: неонатолог, невролог, генетик, ЛОР. Генетик предположил, что одним из факторов патологии могли послужить вредные условия труда. Отец ребёнка Айрат Аглиуллович 3 года служил на атомной подводной лодке, соответственно, вредные условия -  «радиационное облучение» повлияли на плод. Поэтому у ребёнка диагноз - открытая врожденная ринолалия. На ПМПК от 16.05.2013 года заключение диагноза ОНР Ш уровня, белингвизм, ринолалия. Ребёнок был оперирован 6 раз, последняя операция  состоялась — 25.06.2014 года (хейлоринопластика). Ильмир периодически ходит на физ. лечение - электрофорез, массаж лица. Инвалид 1 группы. Стоит на учете в ЧЛХ ДРКБ (7 лет 3 месяца) по поводу врожденного порока развития лица и челюстей.

 Мальчик открытый, доброжелательный, активный с детьми, не стеснительный.

На раннем этапе требуется ортодонтическое закрытие дефекта твердого и мягкого неба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор нужен при кормлении ребенка для хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и небной занавески, который снимается примерно за 14 дней до планируемой операции. Хирургическое лечение ринолалии проводится в несколько этапов.

У Ильмира хирургическое лечение происходило в следующей последовательности:

1) в 5 месяцев - хейлопластика по восстановлению верхней губы и носа(миопластику  круговой мышцы рта и создание достаточной     глубины преддверии рта.), и форму носа.                                    

2) в 1 год и 2 месяца - уранопластика по восстановлению целостности дна носовой полости  -  так называемая «щадящая уранопластика», которая должна быть сделана до 1.5 лет( ортодонтическое лечение и ношение плавающего обтуратора) в зависимости от формы расщелины.                                                          

3) в 2 года и 1 месяц — хейлоринопластика - восстановление анатомической формы верхней губы и неба, нормализации функций  дыхания, питания и речи.              

4) в 4 года  - радикальная уранопластика (от 3 до 5 лет) - под контролем врача-ортодонта. Посещения врача происходит 1 раз в три месяца. Занятия с  логопедом начинаются  после снятия швов, через 3-4 дня. Мероприятия по постановке  звуков и речеобразованию. Чем меньше возраст оперированного, тем  больше перспектив для самопроизвольного становления речи.

5) в 6 лет - 2 раза хейлоринопластика по восстановлению верхней губы.                            

6) в 6,5 лет  (с 25.06.14) - операция хейлоринопластика.

Состояние: послеоперационный дефект переднего отдела твердого неба. Ороназальные соустья. Рубцовые деформации верхней губы и носа, твердого и  мягкого неба.

У пациента имеется: попадание жидкости в полость носа, нарушение приема пищи, дыхания, речи, прикуса - прогения, социальной адаптации.

Планируется оперативное лечение, ортодонтическое, восстановительное лечение.

Рекомендовано: 1) Хирургическая коррекция порока в плановом порядке (альвеолопластика в 9-11 лет). 2) После ортодонтподготовки, реконструктивная  хейлоринопластика в 14-17 лет. 3) Массаж верхней губы. 4) Занятия  у логопеда. 5) Лечение у ортодонта, наблюдение, постановка на учете «Д», подготовка к операции альвеолопластика. 6) Наблюдение ЛОР, сурдолога.

Нуждается  в проведении дальнейшего хирургического лечения.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отоларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к наиболее  тяжелым порокам развития.

Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т.е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное воздействие в раннем периоде развития эмбриона. А.А. Лимберг (1964) отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается 1 ребенок с расщелиной губы и неба.  

 Различают:

1) Биологические факторы: грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз  и др.  

2) Химические факторы: ядохимикаты, кислоты и др.; эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональный вред.

3) Имеются  сведения о влиянии алкоголя и курения.

                                                                                                                         

Наличие врожденной расщелины губы и неба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и неба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки  расщелены губы и неба: борозда на небе или язычке мягкого неба, расщелина язычка неба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н.И. Каспарова 1981).

У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в          систематическом врачебном наблюдении и лечении. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центров нервной системы. У детей чаще наблюдается функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

 Для детей с ринолалией характерным является изменение                                                                          оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварс. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловлены неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразие отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения театральной недели с 23.03.2015 – 27.03.2015

План проведения театральной недели с  23.03.2015 – 27.03.2015Цель:      ·         Приобщить детей к театральной деятельности через...

28 мая 2015 г. ВЫПУСКНОЙ БАЛ - 2015 "НАШ ФИЛЬМ".

Сценарий выпускного бала в детском саду. Сценарий содержит песни, танцы, сценки и игры, как с детьми, так и с родителями....

2015-2016 Расписание открытого музейного урока по группам (октябрь 2015)

Расписание открытого музейного урока по группам...

2015-2016 Проект в старшей группе «День пожилого человека» (октябрь 2015)

Цель проекта: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколениюЗадачи проекта:ОбразовательныеРасширять представление дет...

Занятие "Звук М и буква М" (2015 г.)

Фронтальное занятие с детьми старшей группы с речевым заключением ОНР....

МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин

Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...