МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рожкова Ирина Алексеевна

Программное содержание:

  1. Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
  2. Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
  3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
  4. Воспитывать внимание, активность, любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_zvukovoy_kulture_rechi_v_starshey_gruppe.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 45 «Рябинка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

по звуковой культуре речи

в старшей группе по теме:

«Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Воспитатель: Рожкова

Ирина Алексеевна

Дата проведения: 26.11.2015.

г. Клин


Конспект занятий

по звуковой культуре речи в старшей группе по теме:

«Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Программное содержание:

  1. Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
  2. Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
  3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
  4. Воспитывать внимание, активность, любовь к животным.

Ход занятия:

  1. Тема и задачи занятия.

- Занятия по развитию речи.

Мы будем продолжать учиться правильно говорить, произносить звуки, определять, где они находятся в слове, называть слова с этими звуками, отвечать на вопросы.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы начать работать, нужно сделать гимнастику для язычка. Мы уже говорили о том, что рот похож на домик, губы – на двери. Кто в этом домике живет? (Ответы детей).

Правильно, здесь живет веселый язычок. (Картинка).

Он снова пришел к нам в гости и ему очень нравится делать с вами гимнастику.

- Язычок знаком вам, дети,         

Мы его улыбкой встретим (широко улыбаться).

- Это язычок пришел,

Вправо он сейчас пошел (рот приоткрыть, высунуть узкий язык, тянуться языком к правому уху).

- Всё, что нужно, увидал,

И налево зашагал (тянуться языком к левому уху).

- Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко (широко открыть рот и удерживать 10 секунд).

- В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад (приоткрыть рот, оттягивать язык в глубь рта).

- Поиграл с тобой в прятки

И помчался на лошадке (щелкать языком).

- Говорит он: «До свиданья!»,

Тебе машет на прощанье (попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю).

  1. Определение звука [с]-[ш].

- Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Ответы детей).

- Назовите приметы поздней осени (Ответы детей).

- На улице стало холодно, часто дует ветер. Дети, кто помнит, как свистит ветер? (с – с – с) (Подуть тихо, подуть сильно).

- Какой звук вы произнесли? (Звук [с]).

- Ветер сдул с деревьев почти все листочки. Они лежат на земле и шуршат. Покажите, как они шуршат? (ш – ш – ш)

- Какой звук вы произнесли? (Звук [ш]).

- С какими звуками мы сегодня будем работать? (Ответы детей).

  1. Работа над стихотворением «Жадина». Определение позиции звука в слове.

- Послушайте стихотворение «Жадина».

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек,

Попросил кусочек.

- Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? (Ответы детей).

- Почему? (Ответы детей).

- А как бы вы поступили? (Повторить стихотворение с детьми 2 раза).

- Проверим спинки, поставим ровно ножки.

Задание с индивидуальными полосками.

Найдите слова, в которых есть звук [с]. Определите его местонахождение в слове, выставить кружок в таблице.

пёс

Та же работа проводится со словами, в которых есть звук [ш].

Вывод:

- Ребята, понятно, почему мы перемещаем кружочек в то или иное окошко? (Ответы детей).

  1. Физминутка.

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы глазами миг, миг,

Мы плечами чик, чик.

Раз – сюда, два – сюда (поворот туловища вправо и влево),

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

  1. Чистоговорки.

- Ребята, что значит «чистоговорки»? (Ответы детей).

- Давайте научимся чисто произносить фразы:

- Са-са-са… в лесу живет лиса (Повторить хором, затем индивидуально).

- Ша-ша-ша… любит мама малыша (Повторить хором, затем индивидуально).

  1. Скороговорки.

- Чем скороговорки отличаются от чистоговорок? (Ответы детей).

«У сынишки – пустышка»,

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (Повторить хором, затем индивидуально с ускорением).

  1. Дидактические игры.

Построение детей в круг.

Игра с мячом «Назови слово».

Воспитатель бросает ребенку мяч, тот называет слово со звуком [с] и возвращает мяч.

То же со звуком [ш].

Игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель выносит мешочек с игрушками. Дети достают одну игрушку, называют слово, определяют звуки [с] или [ш], указывают позицию звука в слове.

  1. Подведение итогов занятия.

- Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей).

- Чему еще учились на занятии?

- Какие игры мы провели?

- Занятие закончено. Все молодцы, хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД Звуковая культура речи Старшая группа « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »

КОНСПЕКТ  НОДЗвуковая культура речиСтаршая группа« В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: Старшая группа Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи:Старшая группаТема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»Учить детей отчетливо произносить звуки [C] и [Ш], дифференцировать в слогах, словах ...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...