Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: Старшая группа Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи:

Старшая группа

Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»

Учить детей отчетливо произносить звуки [C] и [Ш], дифференцировать в слогах, словах и во фразовой речи. Упражнять в определении места звука в слове, в придумывании слов с определенным звуком. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Активизация словаря: звук, слог, гласные, согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatiya_starshaya_gruppa.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи:

Старшая группа

Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»

Программное содержание:

Учить детей отчетливо произносить звуки [C] и [Ш], дифференцировать в слогах, словах и во фразовой речи. Упражнять в определении места звука в слове, в придумывании слов с определенным звуком. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Активизация словаря: звук, слог, гласные, согласные звуки.

Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи и мимики.

Воспитывать внимание, активность.

Оборудование и материал: картинка замка гласных звуков; картинка «Волшебная страна» с изображением предметов, в названии которых есть звуки С, Ш; Домик с тремя окошечками, три квадратика синего цвета, три кубика красного цвета и три кубика зеленого цвета, картинка «пёс».

Предварительная работа: уточнение артикуляции звуков, заучивание скороговорки.

Ход занятия:

Дети стоят возле воспитателя в центре комнаты врассыпную.

Музыкальная распевка: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗИ-ЗЭ

Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень) Любите

гулять осенью? (да)

Покажите, как вы надеваете носки, штанишки, шубки,

шапки и шарфы.

А сейчас вы узнаете, какие звуки сегодня мы будем повторять, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках.

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (сосульки).

Какой звук повторяется два раза? (Звук С)

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку

и комар, и мушка.» ( Лягушка)

Какой звук чаще все повторяется? (Звук Ш) Верно.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Не ошибись!»

Если я произнесу слово, в котором слышится звук Ш вы машете руками, а если слышится звук С – хлопаете в ладоши.

Звуки повторять не нужно.

Воспитатель: шар, сок, машет, несет, нос, ландыш.

задание выполняют девочки, а мальчики наблюдают,

Сильный, шапка, маска, пушистый.

Ласковый, пришел, оса, хорошо. Молодцы!

Дети садятся на стулья полукругом.

Воспитатель: Решили звуки [С] и [Ш] совершить путешествие.

И мы отправимся вместе с ними. Подошли они к Красному замку.

Какие звуки в нем живут? (гласные) Давайте подружим

звуки [С] и [Ш] с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А.

Что получилось? (слог СА)(ША) (СУ)(ШУ)(СО)

Аналогичные задания проводятся с другими звуками.

Воспитатель: Познакомились слоги: Са – ша, су – шу, со – шо.

А потом решили поговорить друг с другом:

«Са-са -са, ша –ша -ша» (удивленно, с оживлением.)

«Су-су-су, шу-шу-шу» (С восхищением)

«Со-со-со, шо-шо-шо» (грустно)

Дети произносят слоги с выражением эмоций хором, индивидуально.

Воспитатель: Пошли звуки [С] и [Ш] дальше и пригласили с собой  гласные звуки. Пришли они вместе в Волшебную страну. Ой!

Да здесь все предметы с нашими звуками!

Звук Ш просит назвать его слова.

Выставляется картина. Дети называют слова со звуком Ш.

Затем называют слова со звуком С.

Воспитатель: А теперь назовите имена детей нашей группы,

в которых есть звук [С]. А сейчас назовите имена, в которых есть звук [Ш].

Вспомните еще имена, в которых есть звуки [С] и [Ш]. Молодцы!

Физминутка: Вы, наверное, устали? (ходьба на месте) Да! (хлопки в ладоши).

Поэтому все встали (Встали, руки вверх).

Дружно вытянули шеи (наклон вперед),

И как гуси зашипели: ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали,

Ветерок послушали

Как дует ветерок  С-с-с (покачиваются, подняв руки).

И как зайцы поскакали,

Поскакали, поскакали.

И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)

Воспитатель: Пес шагал по переулку, он жевал большую булку.

Подошел щеночек, попросил кусочек. (повторить стихотворение два раза)

На стол ставится три красных и три зеленых кубика.

Дается задание : назвать слова со звуком С (попросил, пес, кусочек).

За каждый правильный ответ дают красный кубик.

Тоже самое со звуком Ш (шагал, большую, подошел).

Воспитатель: Шли, шли наши звуки [С] и [Ш]

и решили отдохнуть в избушке. Но, чтобы попасть в избушку

надо определить место звуков в слове.

Поможем нашим путешественникам? (да).

Выставляется избушка с тремя окошками и картинка «пёс»

На столе три квадратика синего цвета.

Воспитатель: Пёс определите, где находится звук С:

 в конце, в начале или в середине слова. ( в конце)

Синий квадратик выставляется в третье окошко.

Подошел щеночек попросил кусочек.

Определите в слове кусочек место нахождения звука С.(в середине)

Пес спешил. Спешил - определите, где находится звук С:

 в начале, в конце или в середине слова. (В начале) Молодцы!

 Справились с заданием и помогли нашим звукам.

Воспитатель: Отдохнули звуки [С] и [Ш] и решили посмеяться вместе с нами.

 И придумали они чистоговорки- небылицы:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

СА-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Дети повторяют чистоговорки.

Звучит фонограмма ЗА

Воспитатель: Дети, а мы с вами знаем скороговорку со звуками [С] и [Ш].

Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.

Воспитатель напоминает текст, после чего дети несколько раз проговаривают

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: повторяли звуки [С] и [Ш], находили слова с данными звуками,

определяли место звука в словах, учились произносить скороговорку

быстро и медленно, громко и тихо.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо занимались.

Занятие окончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе "Веселое путешествие в лес"

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе "Веселое путешествие в лес"...

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в старшей группе тема: "Путешествие в мир часов"

Цели: Познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы.Задачи: Формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение  устанавливать связь между разнообразием часов и по...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе "Морское путешествие"

Занятие способствует укреплению опорно-двигательного аппарата; формирует и закрепляет навыки правильной осанки; укрепление здоровья детей посредством кинезиологических упражнений....