Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, словах и предложении"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шакирова Лилия Михайловна

Конспект для учителей - логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] - [С] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Шакирова Лилия Михайловна, учитель-логопед

ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

 закреплять представление о звуках [С], [Ш].

 развивать умение дифференцировать звуки [С], [Ш] в слогах, в словах,

в предложении.

 продолжать учить разгадывать загадки.

2. Коррекционно-развивающие:

 совершенствовать фонематические процессы (позиционный анализ слова, деле-

ние слов на слоги);

 продолжать развивать умение слушать и слышать;

 развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

 развивать связную речь.

3. Коррекционно-воспитательные:

 формировать положительную мотивацию к занятиям;

 воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

 домики со звуками;

 карточки с заданиями;

 мяч;

 су-джок;

 мультимедиа;

 картинки со звуками [С], [Ш] в названиях;

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Мне сегодня

пришло письмо. Давайте его прочтём. «Здравствуйте ребята, меня зовут, «Звуковичок». Я очень расстроен, потому что путаю звуки. Надо мной смеются. Помогите исправить мои ошибки.

Логопед: Поможем?

Дети: Да!

Логопед: (Читаю дальше.) Задания, которые надо сделать, лежат в этом конверте.

А чтобы вы поняли, какие звуки я путаю, вам поможет моя подсказка: Покажите, как шумит листва от тёплого ветерка? (ш-ш). Как дует холодный ветер?

(с-с)

2. Сообщение темы.

Логопед: Ребята, вы догадались, какие звуки путает «Звуковичок»?

Дети: Да, это звуки [с]–[ш].

Логопед: Выставляет буквы С-Ш.

3. Логопед: Давайте вспомним, чем похожи эти звуки?

Дети: они согласные.

Логопед: Почему?

Дети: их нельзя пропеть.

Логопед: Чем ещё похожи?

Дети: Эти звуки глухие.

Логопед: Почему?

Дети: Они состоят из шума, воздух встречает препятствие.

Логопед: Давайте проверим ладошкой. Приложите ладошку к горлышку, что проис-

ходит с нашим горлышком?

Дети: Горлышко не дрожит, горлышко спит.

Логопед: А чем отличаются звуки?

Где находится язычок при произношении звука [С]?

Дети: Внизу.

Логопед: При произношении звука [Ш]?

Дети: Наверху.

Логопед: Что делают наши губы при произношении звука [Ш]?

Дети: Округлены.

Логопед: При звуке [C]?

Дети: Улыбаются.

Логопед: Молодцы. Все правильно.

4. Логопед: А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» (игра с мячом)

Логопед: Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить, добавляя слоги

СА или ША, так чтобы слово звучало верно.

Ка (ша) Ли (са)

Гру (ша) Колба (са)

Лап (ша) Ко (са)

Кры (ша) Поло (са)

Ма (ша) Кляк (са)

Са (ша) Лари (са)

А теперь добавим ШИ или СЫ

У (ши) Бу (сы)

Малы (ши) Но (сы)

Камы (ши) Ча (сы)

Кало (ши) Ве (сы)

Гру (ши) Ко (сы)

Логопед: Отлично справились. Садитесь за столы.

5. Логопед: Ребята, а в какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Правильно. Отгадайте загадки.

(отгадывание загадок, по мере отгадывания выставляются картинки или выдается

ребенку в руки).

Зимой, в часы веселья,

Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня. (хлопушка) Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы. (санки)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

6. Логопед: Отгадку расселите по домикам (домик С и Ш)

Логопед: В домике остались пустые окошки, придумайте слова, где звук С слышим

в середине, в конце

Дети: ответы

Логопед: а со звуком Ш в конце

Дети: ответы

Молодцы!

Давайте отдохнем. Выходите.

7.Физминутка

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело играть, будем руки согревать.

8. Логопед: Вот сейчас и поиграем в игру «Ударимся в ладошку»

Ребята, внимательно послушайте слова и замените звук «С» на звук «Ш»

Марс-марш, миска - мишка, ириска - Иришка,

маска - Машка, каска - кашка, суметь –шуметь,

басня - башня, пуски – пушки, крыса – крыша.

Логопед: Вы очень хорошо справились с заданием. Проходите, садитесь на свои ме-

ста.

9. Логопед: Ребята подскажите мне, какой детали не хватает у дома? (мультимедиа) Дети: крыши.

Ставлю наверх дома.

Логопед: А это кто?

Дети: крыса.

Помещаю в домик

10. Подскажите мне словечко «крыса» или «крыша»

Была на доме … (крыша).

Жила в подвале  (крыса).

Кот залез на … (крышу)

Караулить … (крысу). Ходит кот по … (крыше),

Не дает спать … (крысе).

Очень хочет … (крыса),

Чтоб ушёл кот с … (крыши).

Логопед: Отлично справились с заданием.

11. Логопед: Для того, чтобы справится со следующим заданием, нужно сделать

гимнастику для пальчиков. Возьмите мяч Су-Джок.

Что зимой мы любим делать.

Дети катают Су  Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

12. Логопед: «Звуковичок» приготовила для вас буквы С-Ш. Обведите в кружок кар-

тинку, в которых есть звук С и Ш. Догадайтесь, какая картинка лишняя и почему?

Стул, собака, шуба, самокат, бусы.

Шарф, шляпа, сани, шоколад, мышь.

Автобус, часы, шарик, каска, сок.

Шкаф, сыр, чашка, шарф, шишка.

Шапка, бусы, пушка, мишка, карандаш.

13. Логопед: Разделите лишнее слово на слоги, с помощью хлопков.

-назови первый слог.

-назови второй слог.

Дети: ответы

Логопед: Отлично и с этим заданием вы справились.

14. Логопед: Заглядываю в конверт, все ли задания мы выполнили? Нет, есть еще.

Послушайте предложения, исправьте ошибку и поменять картинки местами.

- Положили в плошку каску, надевал пожарный кашку.

- Сладко спит в берлоге миска, на столе с салатом мишка.

- Кошка ловит миску, Мама моет мышку.

- На лицо надета Машка, имя нашей кошки маска.

-На виду у детворы «крысу» красят маляры.

- Сочинял писатель «башню», рисовал художник «басню».

Логопед: И с этим заданием вы справились, помогли «Звуковичку».

15. Логопед: Ребята, давайте запишем на диктофон чистоговорки и отправим «Зву-

ковичку», чтобы научить правильно произносить звуки.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

Логопед: А теперь Вова, слушай Вика, ит.д.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

Рефлексия.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Звуковичка!

Логопед: Какое задание больше всего было интересным?

Дети: Ответы

Логопед: А какое задание было самым трудным?

Дети: Ответы

Логопед: Как вы думаете, мы помогли «Звуковичку»?

Дети: Да. Логопед: Спасибо вам, возвращаемся в группу, а потом я пойду на почту и отправлю «Звуковичку» запись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"

На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе  Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш.   Коррекционно-образовательные цели. Закрепление ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....