Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в смешанной группе

на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Возрастная группа

Старшая группа

Методика дошкольного образования (образовательная область)

Логопедия (речевое развитие)

Тема занятия

«Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Цель занятия и задачи

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах.

Образовательные:

  • Обогатить активный словарь по теме «Деревья».
  • Ввести в активный словарь детей следующие деревья: береза, осина, ель, лиственница.
  • Совершенствовать грамматический строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
  • Научить образовывать уменьшительно - ласкательные формы имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • Автоматизировать звук [Ш] в прямых слогах, словах.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать самоконтроль над собственной речью. 

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Индивидуальная работа

Ребенок 1 - только поставлен звук [Ш], поэтому автоматизация звука [Ш] изолированно и, если получится в слогах.

Ребенок 2 – поставлен звук [Ш], автоматизация только началась, поэтому автоматизация в слогах, и словах состоящих из 3-х букв.

Ребенок 3, ребенок 4 – автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях.

Используемая образовательная программа

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина.

Предварительная работа с воспитанниками

Постановка звука [Ш], Изучение характеристики звука [Ш] по плану – схеме.

Материалы и оборудование

Ноутбук, презентация, мольберт, звук деревьев в лесу, 2 письма от Лесовичка, картина леса 2 шт., зеркала 5 шт., опрыскиватель, сухие салфетки, вода, картинки деревьев, картинки плодов от деревьев, Су-Джок мячи 5 шт., игрушка ежик, листочки 15 шт., видео физкультминутки, мяч, кинетический песок, контейнеры 8 шт., дидактическое пособие для развития целенаправленного ротового выдоха.

Структура занятия

Ход занятия:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

II. Основная часть:

2. Сообщение темы занятия. 

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Упражнение «Угадай дерево».

5. Упражнение с шариком массажером Су-Джок.

6. Автоматизация звука [Ш] в словах.

7. Физкульминутка.

8. Игра с мячом «Назови ласково».

9. Игра «Чей плод?».

10. Упражнение на дыхание «Сдуй листочек».

III. Заключительная часть.

11. Анализ занятия.

Использованная литература

1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А. Программа «От рождения до школы». – М.: Мозаика синтез, 2010.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушение речи. – М.: Просвещение, 2008.

3. Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуневская Т.А. и др. «Календарное планирование совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на логопункте ДОО» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.

Методы и приемы

Словесный метод:

- рассказывание;

- беседа;

- ответы на поставленные вопросы.

Наглядный метод:

- использование информационно-коммуникативных технологий;

-  настольные картинки.

Практический метод:

- дыхательная гимнастика;

- физкультминутка.

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей смешанной группы.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах.

Деревья»

Ход занятия:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

Цель: Организовать и заинтересовать детей.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок - хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. И поможете мне донести до людей, что надо беречь лес. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!». Ребята, поможем Лесовичку?

Дети: Да, нет, давайте поможем. 

Учитель-логопед: Лесовичок нам отправил еще музыку, давайте послушаем. Ребята, что вам напоминают звуки этой музыки?

Дети: Шум деревьев в лесу, ветер, пение птиц.

Учитель-логопед: Какой звук мы слышим в лесу, когда дует ветер?     

Дети: У-у-у, Ау- ау-ау, Ш-ш-ш.

Учитель-логопед: А когда ветер срывает листочки с деревьев, и они с шумом падают на землю. С каким шумом падают?

Дети: В-в-в, С-с-с, Ш-ш-ш.

Учитель-логопед: Мы получили письмо от Лесовичка, послушали звуки шума деревьев в лесу. И я думаю, что вы догадались куда мы сегодня пойдем гулять.

Дети: В лес, в группу, в деревню.

Учитель-логопед: Совершенно верно. Сегодня мы отправимся в лес к Лесовичку. Если мы выполним все задания, то поможем Лесовичку донести до людей, что нужно беречь лес. А для того, чтобы мы получали задания нам нужно говорить волшебное заклинание: Ша-шо-шу-ши появись задание.

II. Основная часть:

2. Сообщение темы занятия. 

Цель: Закрепить чёткое произношение звука [Ш]. Развивать и обогащать активный словарь по теме «Деревья».

Учитель-логопед: Сегодня мы будем четко и красиво говорить звук [Ш] и еще посмотрим какие деревья растут в лесу у Лесовичка.

3. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.

Учитель-логопед: Ребята, давайте скажем заклинание, чтобы получить первое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и появилось первое задание, чтобы помочь Лесовичку, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Берем наши зеркала-цветочки и выполняем нашу гимнастику, чтобы не ошибиться смотримся в зеркале.

Для губ и щёк:

«Дупло» - вытянуть губы кружочком

«Спрячем жёлудь за щёку» - надувать попеременно то правую щёку, то левую

Для языка:

Язычок в лесу:

«Лиственные и хвойные деревья» - язык широкий (листики), язык иголочкой(хвоинки).

«Тропинки в лесу» - язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Вкусный берёзовый сок» - кончиком языка облизывать верхнюю и нижнюю губу.

4. Упражнение «Угадай дерево».

Цель: Познакомить с названиями деревьев: береза, ель, лиственница, осина.

Учитель-логопед: Ребята молодцы, мы выполнили первое наше задание, чтобы помочь Лесовичку. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить второе задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и появилось второе задание. Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Загадка ребенку 1.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Ребенок 1: береза, клён, ель.

Учитель-логопед: Давай проверим, правильно ли ты угадал (а). Нам нужно опрыскивателем намочить салфетку, чтобы появилась картинка дерева. Молодец, ты правильно угадал (а). Посмотрите у березы - ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, вместо шишек у нее сережки.

Загадка ребенку 2.

Учитель-логопед: Зимой и летом одним цветом.

Ребенок 2: береза, клён, ель.

Учитель-логопед: Давай проверим, правильно ли ты угадал (а). Нам нужно опрыскивателем намочить салфетку, чтобы появилась картинка дерева. Молодец, ты правильно угадал (а). Посмотрите у ели - ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, крупные шишки.

Загадка ребенку 3.

Учитель-логопед: С елью стройной мы родня – 

                                 Обе зелены и колки,

                                 Но длиннее у меня

                                 И название, и иголки.

Ребенок 3: Ель, сосна, дуб.

Учитель-логопед: Давай проверим, правильно ли ты угадал (а). Нам нужно опрыскивателем намочить салфетку, чтобы появилась картинка дерева. Молодец, ты правильно угадал (а). Посмотрите у сосны – высокий стройный ствол коричневого цвета, зелёные длинные иголки, круглые шишки.

Загадка ребенку 4.

Учитель-логопед: Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?

Ребенок 4: Береза, осина, клён.

Учитель-логопед: Давай проверим, правильно ли ты угадал (а). Нам нужно опрыскивателем намочить салфетку, чтобы появилась картинка дерева. Молодец, ты правильно угадал (а). Посмотрите у осины - ствол серый, листья по форме круглые, вместо шишек у нее сережки.

Вот мы и узнали в лесу у Лесовичка растут березы, осины, ели и сосны.

5. Упражнение с шариком массажером Су-Джок.

Цель: Воздействие на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Учитель-логопед: Ребята молодцы, мы выполнили второе задание угадали все загадки, а теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить третье задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и третье задание, Лесовичок просит нас помочь ежику добраться до дома. Давайте возьмём мячики и будем повторять за мной и слушать сказку про ёжика

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был Ежик (показать шарик в открытое ладони). Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком). Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узкая, извилистая (катать шарик по ладони). Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шаг, потом второй, третий, четвертый, пятый и перебрался на другой берег (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого). А там поляна большая, круглая, красивая (круговые движения шариком по ладони). А когда пришел вечер, быстро побежал ежик домой, по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика (катать шарик вперед - назад). Ежик закрыл свой домик и лег в кровать (закрыть ладошками мячь).

6. Автоматизация звука [Ш] в словах.

Цель: Автоматизировать звук [Ш] в словах.

Учитель-логопед: Ребята мы молодцы, помогли ёжику добраться домой. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить четвертое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и четвертое задание, нам нужно собрать листочки и прочитать, что там написано.

Ребенку 1: ша, шо, шу, ши.

Ребенку 2: шаг, шов, шум, шина.

Ребенку 3: шах, шок, шуба, шило.

Ребенку 4: наш душ, шипы шиповника, шумят камыши.

7. Физкульминутка.

Цель: Снятие утомляемости и сонливости детей, восстановление физических сил дошкольников.

Учитель-логопед: Ребята мы молодцы, выполнили четвертое задание. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить пятое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: В пятом задании мы будем танцевать. Лесовичок отправил нам видео, чтобы мы встали и немного отдохнули. Повторите за мной движения и песенку.

8. Игра с мячом «Назови ласково».

Цель: Научить образовывать уменьшительно - ласкательные формы имен существительных.

Учитель-логопед: Ребята мы молодцы, выполнили пятое задание. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить шестое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и появилось шестое задание. Сейчас я буду вам по очереди кидать мячик и называть большое дерево, а вы должны назвать маленькое дерево и кинуть мне мячик обратно.

Учитель-логопед: Береза.

Ребенок 1: Березка, березовик, березовичка.

Учитель-логопед: Осина.

Ребенок 2: Осиновка, осинка, осиновик.

Учитель-логопед: Ёлка.

Ребенок 3: Ёлик, ёлочка, ёлинка.

Учитель-логопед: Сосна.

Ребенок 4: Сосенка, сосночка, сосновик.

9. Игра «Чей плод?».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Учитель-логопед: Ребята мы молодцы, выполнили шестое задание. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить седьмое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и появилось седьмое задание. Мы переходим на другой стол, тут на контейнерах в песке спрятаны плоды разных деревьев. Вы должны найти плод и соотнести из какого она дерева. И назвать из какого она из дерева.

Ребенок 1: Березовая сережка, березовы серьги, березовые серьги.

Ребенок 2: Осиновая сережка, осиновые серьги, осиновы сережки.

Ребенок 3: Еловая шишка, елкины шишки, елочные шишка.

Ребенок 4: Сосновая шишка, сосна шишка, шишки соснов.

10. Упражнение на дыхание «Сдуй листочек».

Цель: Формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

Учитель-логопед: Ребята мы молодцы, выполнили седьмое задание. А теперь скажем еще раз заклинание, чтобы получить последнее восьмое задание.

Дети: Ша-шо-шу-ши появись задание.

Учитель-логопед: Вот и появилось последнее наше задание. Сейчас мы подуем на листочки, чтобы хорошо подуть мы сядем на стульчики, сделаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, чтобы листочки полетели.

III. Заключительная часть.

11. Анализ занятия.

Учитель-логопед: Молодцы ребята, мы выполнили все задания надеюсь, что мы смогли помочь Лесовичку. Вот пришло нам еще одно письмо, давайте прочитаем, что же написал нам Лесовичок. «Дорогие ребята, здравствуйте! Спасибо, что вы помогли мне! После того как вы выполнили все задания, люди начали ценить и беречь природу. Они больше не оставляют мусор, не жгут костры, не вырубают и не ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы будете и дальше такими хорошими детьми и беречь лес. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это!»

Вот ребята, чтобы помочь Лесовичку мы помогли ёжику добраться домой и собрали листочки. Еще какие задания мы выполняли?

Дети: Сегодня на занятии мы играли в игры; слушали музыку; делали артикуляционные гимнастики, работали над правильным дыханием; разгадывали загадки; играли пальчиками; делали физкультминутку.

Учитель-логопед: С каким звуком мы сегодня играли?

Дети: Со звуком [Ш].

Учитель-логопед: Сегодня вы все были молодцом, и я очень рада, что у меня есть такие хорошие и отзывчивые дети.

Сегодня Лёня молодец, он очень хорошо занимался, старался, но в следующий раз постарайся еще хорошо шипеть.

Сегодня Максим молодец, он очень хорошо занимался и старался, но в следующий раз слушай задания внимательно.

Сегодня Самаана молодец, она очень хорошо занималась, старалась хорошо шипеть, в следующий раз мы еще постараемся говорить слова четко со звуком [Ш].

Сегодня Дарина молодец, она очень хорошо занималась, старался красиво говорить сова со звуком [Ш], но в следующий раз постарайся еще хорошо шипеть.

Учитель логопед: Вот и закончилось наше занятие, пришло время отправляться в группу. Давайте скажем друг другу «Спасибо за занятие!».