Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группе

Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zvuk_sh.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группе

Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Цель занятия: создание условий для закрепления правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные: 

закреплять навык произнесения звука в словах, предложениях; активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние животные», продолжить формировать умение отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:  

совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук; развивать логическое мышление; продолжить работу по коррекции фонематических процессов (умение определять наличие заданного звука в словах).

Воспитательные:

воспитывать желание работать в коллективе, умение работать в паре.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Форма проведения: индивидуально-подгрупповая.

Методы и приемы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; игровой.

Оборудование для педагога: игрушка Мышка, рисованная карта «В гости к мышке Шуше», зеркало, плоскостные изображения лошади, кошки, петуха, барана, мыши.

Оборудование для детей: предметные картинки: шапка, сапоги, мыши, шуба, кошка, мост, сова, вишня, лошадь, замок, машина, шиповник, щука; хлеб, петух, камень, окно, дом, муха, птаха, корова; картинки в красной рамочке: шиповник, картошка, душ, шайба, камыши; картинки в синей рамочке: лягушка, шмель, шампунь, клюшка, мешок.

Структура

занятия

Содержание занятия

Планируемые результаты

Вводная

часть

Организация

детей,

установка на предстоящую

деятельность

Развитие

мелкой

моторики

Использование игрушки –

коммуникатора

Организационный момент: дети заходят в кабинет, встают в центре.

Учитель - логопед: - Ребята, сегодня я вас приглашаю в гости

к Мышке Шушане, которая со своими мышатами живет в деревне.

Послушайте про нее небольшую историю и повторяйте за мной.

Учитель – логопед читает стихотворение, выполняет движения, дети повторяют движения пальцев рук.

(Указательным пальцем правой руки мешаем в левой ладошке)

Мышка кашу варила.

(«Лепим пышки» двумя ладонями)

Мышка пышки пекла.  

(Соединяем большой пальчик поочередно со всеми пальцами)

Мышка мышек кормила.

Пышки мышкам дала.

(Загибаем поочередно все пальчики, начиная с большого на обеих руках)

Мышонку Иваше,

Мышонку Яше,

Мышонку Митюше,

Мышонку Илюше,

И маленькой мышке Шуше.

Ой, кто-то плачет, слышите?

(Учитель – логопед  показывает  игрушечную  мышку).

Да это же маленькая мышка Шуша! Ты как сюда попала? Мышка говорит, что она пришла в детский сад учиться произносить звук [ш] и потерялась. Она не помнит дорогу домой, но у нее есть нарисованная карта, по которой можно добраться до норки.

Ребята, давайте поможем мышке. Будем вместе учиться произносить звук [ш] и искать дорогу к домику.

Ребенок способен сотрудничать,

слушает взрослого, выполняет его инструкцию.

Ребенок интересуется окружающими предметами, способен принимать решения.

Основная

часть

Активизация

движений

артикуляционного

аппарата

Развитие фонематического анализа

Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Проведение динамической паузы для снятия напряжения

Развитие логического мышления

Составление предложения с заданным словом

I. Рассматривание рисованной карты.

Учитель – логопед и дети подходят к рисованной карте.  

Учитель – логопед: Итак, в путь.

Что видите на карте?  (Стрелки)

Что показывают стрелки?  (Направление пути)

Давайте посмотрим, куда указывает стрелка от обозначения   детского сада. Ведем пальчиками по дорожке, остановились. Кто это нас встречает возле первой остановки?

(На карту кладется плоскостное  изображение лошади).

Дети: Лошадь.

Учитель – логопед:

Это лошадка Дуняша.  (Дети повторяют имя)

Дуняша жалуется на то, что все ее друзья во дворе умеют делать гимнастику для языка, а она еще не умеет и,  просит показать ей, как делать эти упражнения. Давайте вместе с мышкой Шушей поможем Дуняше.

Учитель – логопед и дети подходят к зеркалу.

II. Артикуляционная гимнастика. Произнесение звука.

Упражнения для губ:

«Мышка испекла бублик».  Губы округлить (шепотом произнеся звук «О») и немного вытянуть вперед; упражнение делается без напряжения, одними губами, рот приоткрыт, нижняя челюсть не выдвигается вперед.

«Котенок зевает»  (сложить ладони рупором и произносить звук «О» с разной интонацией).

Упражнения для языка:

«Собачка облизывается».  Облизывать верхнюю губу широким языком  в направлении  сверху вниз.

«Кошка лакает молоко».  Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

«Петушок стоит на одной ножке».  Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Широко открыть рот.

Дыхательная гимнастика «Гусь шипит»:  Сделать легкий вдох, выдыхая, произносим: «ш-ш-ш».

Учитель-логопед и дети возвращаются  к карте.

Учитель – логопед: Молодцы. Лошадка очень довольна. Она показывает нам, куда идти дальше. Двигаемся по стрелочкам.

III. Автоматизация звука в словах.

1. Определение наличия заданного звука в словах.

Учитель – логопед:

Кто это нас встречает возле указателя?

(На карту кладется плоскостное изображение кошки)

Дети: Кошка.

Учитель – логопед: Это кошка Маняша.  (Дети повторяют, как зовут кошку).

Наша маленькая мышка Шуша очень боится кошек. Надо ей помочь избежать встречи с Маняшей. Как же это сделать? Я придумала! Давайте построим мостик, по которому пойдет Шуша, и кошка мышку не достанет.  

Мостик мы будем строить из картинок. Для строительства вам надо взять только те картинки, в названии которых есть звук [ш].

(Картинки: шапка, сапоги, мыши, шуба, кошка, мост, сова, вишня, лошадь, замок, машина, шиповник, щука).

Дети строят мостик из картинок.

Учитель – логопед: Мостик готов, назовите картинки, которые вы использовали.  Дети называют картинки.

Теперь мышка Шуша может спокойно пройти мимо кошки Маняши. Двигаемся дальше по стрелочкам.

 2. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Учитель – логопед: Кто нас встречает?

(На карту кладется плоскостное изображение Петушка).

Дети: Петух.

Учитель – логопед: Давайте назовем его ласково.

Дети: Петушок.

Учитель – логопед: Петушок тоже хочет поиграть с вами и мышкой Шушей. Он приготовил вам картинки. Вы должны ласково назвать предмет на картинке так, чтобы в его названии появился звук [ш].

Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

(Картинки: хлеб – хлебушек, петух – петушок, камень – камешек, окно – окошко, дом – домишко, муха – мушка, птаха – пташка,  корова – коровушка).

Учитель – логопед: Молодцы! У вас все получилось.

А теперь петушок предлагает вам отдохнуть и сделать зарядку вместе с ним.

Динамическая пауза.

Ах ты, Петя – петушок,

(вытянуться и кивать головой)

На макушке гребешок,

(сложить ладони, приложить к макушке)

Под клювом бородка,

(сложить ладони, приложить к подбородку)

Гордая походка,

(ходьба с высоким подниманием бедра)

Рано-рано поутру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(«Похлопать крыльями»)

Отдохнули? Петушок показывает нам,  куда продолжить свой путь.

3. Игра «Подбери пару». Подбор картинок, подходящих друг к другу по смыслу. Составление  предложений.

Учитель – логопед: Кто это нас встречает?

(На карту кладется плоскостное изображение Барашка).

Это барашек. Его зовут Бяша. (Дети повторяют, как зовут барашка).

Бяша соскучился и хочет с вами поиграть. У него есть любимая игра, которая называется «Подбери пару». Я знаю, как в нее играть.

Рассмотрите и назовите картинки. Соедините друг с другом подходящие по смыслу картинки в красных и синих рамочках.

К какой картинке подходит картинка с изображением клюшки? Почему?

Работа в парах. Дети подбирают и соединяют картинки, которые подходят друг другу по смыслу.

(Картинки в красных рамочках: шиповник, картошка, душ, шайба, камыши).

(Картинки в синих рамочках: лягушка, шмель, шампунь, клюшка, мешок).

Молодцы! Вы все соединили правильно, а теперь, используя картинки, закончите предложения и повторите их полностью.

В камышах сидит … (лягушка).

На шиповнике сидит большой … (шмель).

Паша гоняет клюшкой … (шайбу).

В мешок кладут … (картошку).

Маша под душем моет голову … (шампунем).

Учитель – логопед:  Молодцы! Бяша очень доволен. Он показывает нам, где находится норка мышки Шуши. Мы у цели! Нас встречает мышь Шушана.

(На карту, возле норки, кладется плоскостное изображение Мыши).

Она благодарит вас за то, что вы помогли маленькой мышке добраться до дома.

Ребенок способен понять инструкцию взрослого, помогать товарищу.

Артикуляционный аппарат подготовлен для воспроизведения звука [ш].

Ребенок способен правильно уложить органы артикуляционного аппарата в правильно положении.

Ребенок способен определить наличие заданного звука в словах.

Ребенок способен правильно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ребенок способен синхронно выполнять движения.

Ребенок способен подобрать пары картинок по аналогии, умеет работать в паре.

Ребенок способен составить предложение с заданным словом.

.

Заключительная

часть

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Рефлексия.

Учитель – логопед:

Мышь Шушана хочет задать вам несколько вопросов:

Кого вы встретили на нашем пути? (Лошадку, кошку, петушка, барашка)

Назовите их одним словом.  (Животные) 

Какие это животные? (Домашние)

Как зовут ваших друзей?  (Дуняша, Маняша, Бяша)

Какой звук сегодня произносили?

Как вы думаете, у вас получилось помочь мышке Шуше?

Ребенок способен отвечать на вопрос полностью, не односложно, выражает свои мысли и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Логопедическое занятие (подгрупповое) в старшей группе детей с ОНР Тема: « Автоматизация звука Л в словах, предложениях, стихах»

ТЕМА: «Автоматизация звука «Л» в словах, в стихах»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л»  в словах, предложениях, стихах.ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Уточнить характеристику и артикуляцию звука ...

Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного в подготовительной логопедической группе. Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях».

Цель занятия - закрепить правильное произношение звука "Р" в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Формировать умение определять местонахождение звука "Р" в слове, ...

Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")

Конспект НОД  в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")...