Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Вискунова Анастасия Николаевна

Конспект НОД  в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение

  «Детский сад «Алёнка»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

на тему: «В путешествие с мышонком Мышей»

для ребенка старшей группы

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,

обусловленным стертой формой дизартрии

(возраст ребенка 5-6 лет)

Подготовила:

учитель-логопед Вискунова А.Н.

г.Советский, 2019 г.

Тема занятия: «В путешествие с мышонком Мышей».

Тип занятия: итоговое. 

Количество детей: 1.

Цель: Выявить знания и умения ребенка по выполнению «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: Автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи. Совершенствовать грамматически правильную речь (упражнять в согласовании числительного с существительным, образовании относительных прилагательных).

Упражнять в определении места звука [Ш] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух (умение слышать заданный звук в слове). Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Развивать силу выдоха. Развивать внимание, мышление. Формировать навыки звукового анализа. Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. Воспитывать желание говорить правильно. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Демонстрационный материал: игрушки (мышонок Мыша, змея, ёж, медведь, 5 лягушек), макеты лужайки и пруда, пеньки, презентация компьютерных игр.

Раздаточный материал: предметы (шляпа, вишня, ватрушка, груша, 2 шоколадки, мешок, лимон, капуста).

Оборудование: ноутбук.

Словарная работа: активизировать в речи слова – лужайка, пруд.

Предварительная работа: заучивание стихотворения про мышку.

Методы и приемы:  

  1. Наглядный – презентация компьютерных игр.
  2. Словесный – отгадывание загадки; беседа; чтение стихотворения про мышку.
  3. Практическо-игровой – выполнение артикуляционной гимнастики, игры на развитие пальчиковой моторики; д/игры «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Рифмы», «Посчитай», «Какой? Какая? Какое?», «Место звука в слове», «4 лишний».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент. Загадка про мышь.

Никита, послушай загадку:  

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

Кто это? (Мышь.)

Правильно!

  1. Создание проблемной ситуации.

А вот и наш мышонок! Его зовут Мыша. Поздоровайся с мышонком. (Здравствуй, Мыша!) Хочешь, я тебе расскажу интересную историю про него? (Да.) Давай присядем, слушай:

Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро!” и “Спокойной ночи!”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама мышонка посоветовала ему быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Он почистил зубки («Почистим зубки»), причесался («Погладим язычок»), попил чай («Чашечка») с блинами («Блинчик») и вкусным вареньем («Вкусное варенье»). Мыша решил, что теперь со всеми он будет вежливый и всегда будет помогать друзьям. И мышонок собрался в путь. И нас, Никита, Мыша приглашает в путешествие. Отправимся вместе с ним? Но для этого нам необходимо подготовиться.  

  1. Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]». Развитие фонематического слуха.

Мышонок Мыша просит тебя помочь выбрать ему предметы, которые собрала ему мама в дорогу, только со звуком [Ш]. Поможешь ему? (Да.) Ребенок отбирает предметы, в названии которых присутствует звук Ш. (Шляпа, вишня, ватрушка, груша, шоколад, мешок). Молодец! Давай сложим все выбранные предметы в мешочек и возьмем с собой в путешествие.

  1. Автоматизация изолированного звука [Ш].

Ну что, в путь? Пойдем по лужайке. Ой, Илья, смотри, кто это? (Змея.) А ты слышал, как змея шипит? («Ш-ш-ш-ш-ш»). Правильно. Змея шипит, потому что не может найти дорогу домой. Давай вместе с Мышей поможем змее, будем проводить пальчиком по дорожке и шипеть: «Ш-ш-ш…» Молодцы, мы справились с заданием, змея уползла к себе домой!

  1. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Игра «Рифмы».

Пока мы прогуливались по лужайке, мышонок Мыша еще пытался сочинить стихи, но у него немного не получилось, давай ему поможем, согласен? (Да.) Нужно все стихотворения закончить одним словом, а затем полностью повторить. Готов? Слушай:

Ша-ша-ша – мама моет … малыша.

Шу-шу-шу — я письмо … пишу.

Шо-шо-шо – я рисую … хорошо.

Ше-ше-ше – это утка в … камыше.

Молодец, Никита, помог Мыше сочинить стихи.

  1. Д/и «Посчитай». Согласование числительного с существительным.

Пойдем дальше. Какой красивый, чистый пруд! А кто в нем живет? (В пруду живут лягушки). Давайте посчитаем, сколько их. (1 лягушка, 2 лягушки,…, 5 лягушек)

  1. Д/и «Какой? Какая? Какое?» Образование относительных прилагательных. Автоматизация звука [Ш] в стихотворении. Развитие пальчиковой моторики.

 Мыша поиграл, устал и хочет поесть. Давай посмотрим, что мы с собой взяли в дорогу. Грушу. А из груши какой сок получится? – Грушевый. А из вишни? – Вишневый. А конфеты из шоколада какие? – Шоколадные. Молодец!

Пока Мыша ест, мы с тобой отдохнем. Расскажи, пожалуйста, стихотворение про мышку.

Мышка в норку пробралась

(Шагать двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения),

На замочек заперлась

(Соединить пальцы – «цепочки»).

В дырочку глядит

(Сделать колечко и посмотреть в него) –  

Кошка не бежит?

(Поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее)

  1. Д/и «Место звука в слове» (с использованием ИКТ). Звуковой анализ слова. Развитие фонематического слуха.

Ой, Никита, слышишь, кто-то пыхтит? Кто это может быть? Это ежик! Что нужно сказать ежику? (Здравствуй, ежик!)

Мышонок и Никита поздоровались с ежиком.

- Ежик предлагает вам поиграть в игру. Игра называется «Найди слово», нужно определить место звука [Ш] в словах и правильно провести «дорожки» от слова к схеме (на экране ноутбука). Молодцы, вы справились с заданием!

  1.         Д/и «4 лишний» (с использованием ИКТ). Развитие внимания, логического мышления.

А кто-то за нами подглядывает, смотри… Да это же медведь, друг Мыши. Поздоровайтесь с ним. Он тоже просит помощи. Поможете с Мышей? Нужно выбрать среди картинок одну лишнюю. На экране изображены картинки. Молодцы!

  1. Итог НОД.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Илья, тебе понравилось путешествие? (Да, мне понравилось наше путешествие.) С кем мы сегодня путешествовали?  (Мы путешествовали с мышонком Мышей.) Его мама дала мышонку не 1 шоколадку, а 2. Мыша хочет с тобой поделиться. (Спасибо, Мышонок.) Он благодарен тебе за помощь. Давай с ним простимся и пообещаем ему, что мы со всеми всегда будем вежливыми и готовыми прийти на помощь.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

на тему: «В путешествие с мышонком Мышей»

Этапы

Виды детской деятельности

Формы работы

Задачи

Введение в тему через игровую деятельность.

Организационный, мотивационный, целевой, игровой.

Отгадывание загадки.

Привлечение внимания ребёнка.

Ситуативный разговор. Создание проблемной ситуации.

Развивать интерес к происходящему. Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. 

Совместная деятельность логопеда и ребёнка.

Коммуникативный, практическо-игровой.

Беседа.

Прогулка по лужайке.

Д/игры «Рифмы», «Какой? Какая? Какое?», «Место звука в слове»,

«4 лишний».

Развивать общую моторику.

Автоматизировать произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Самостоятель-ная деятельность

ребенка.

Практическо-игровой

Артикуляционная гимнастика.

Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Посчитай». Чтение стихотворения про мышку.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, фонематический слух. Упражнять в согласовании числительного с существительным.

Рефлексия

Коммуникативный

Беседа (диалог).

Сюрпризный момент.

Создание положительного эмоционального настроения.

Тема занятия: «В путешествие с мышонком Мышей».

Тип занятия: итоговое. 

Количество детей: 1.

Цель: Выявить знания и умения ребенка по выполнению «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: Автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи. Совершенствовать грамматически правильную речь (упражнять в согласовании числительного с существительным, образовании относительных прилагательных). Упражнять в определении места звука [Ш] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух (умение слышать заданный звук в слове). Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Формировать навыки звукового анализа. Развивать психические процессы: логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. Воспитывать желание говорить правильно. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Цель и задачи поставлены, соответствуют содержанию непрерывной образовательной деятельности. Цели выполнялись в единстве развивающей, образовательной и воспитательной задач.

Содержание данной деятельности соответствует требованиям ФГОС, требованиям программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Весь материал составлен в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей и соответствует целям и задачам занятия.

На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал, которые были подобраны и размещены рационально, соответствовали требованиям безопасности. В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач использовала ИКТ.

 Данная непрерывно-образовательная деятельность построена в форме занятия – путешествия, была объединена одним сюжетом. Все этапы НОД плавно перетекают друг в друга. Занятие длилось 20 минут.

Все задания подчинены главной коррекционной задаче: автоматизации звука [Ш]. Ребенок следил за произношением этого звука, старался проговаривать его четко.

Наравне с речевыми задачами на занятии использовались задание на развитие психических процессов: внимания и логического мышления (Д/и «4 лишний»).

Так как у ребенка – дизартрия, на занятии использовала задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

У Никиты незначительно нарушено фонематическое восприятие, но на занятии он хорошо справился с заданием на выделение звука [Ш] в словах (Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Место звука в слове»).

Совместная деятельность осуществлялась через разнообразные виды деятельности: коммуникативную, практическо-игровую, где формами являлись: дидактические игры, беседа. Проводилась работа по грамматическому строю речи: упражнялись в согласовании числительного с существительным, в образовании относительных прилагательных.

В самостоятельной деятельности ребёнок выполнил артикуляционную гимнастику, прочитал стихотворение про мышку с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики. Ребёнок справился с заданиями, правильно отвечал на вопросы, редко приходилось исправлять. Внимательно слушал педагога.

Была проведена рефлексия, где основной задачей было воспитывать у ребёнка желание делиться впечатлениями, своими эмоциями. Занятие ребёнку понравилось.

На занятии были соблюдены СанПины: перед занятием было проведено проветривание, на протяжении всего занятия следила за осанкой ребёнка. Ребёнок был активен, заинтересован, доброжелателен. С поставленными задачами ребёнок справился.  Результат был достигнут.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной организованной деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествие

Конспект интегрированной образовательной организованной  деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествиеПрограммное содержание:Учить различать эмоциональные состояния окружающих лю...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Веселое путешествие"

по формированию элементарных математических представлеий в старшей группе.Тема: "Веселое путешествие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....

Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...

Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...