Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В путешествие с мышонком Мышей» (автоматизации звука "Ш") | 38.22 КБ |
Презентация к занятию. | 174.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
на тему: «В путешествие с мышонком Мышей»
для ребенка старшей группы
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
обусловленным стертой формой дизартрии
(возраст ребенка 5-6 лет)
Подготовила:
учитель-логопед Вискунова А.Н.
г.Советский, 2019 г.
Тема занятия: «В путешествие с мышонком Мышей».
Тип занятия: итоговое.
Количество детей: 1.
Цель: Выявить знания и умения ребенка по выполнению «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи: Автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи. Совершенствовать грамматически правильную речь (упражнять в согласовании числительного с существительным, образовании относительных прилагательных).
Упражнять в определении места звука [Ш] в словах.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух (умение слышать заданный звук в слове). Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Развивать силу выдоха. Развивать внимание, мышление. Формировать навыки звукового анализа. Развивать психические процессы: мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. Воспитывать желание говорить правильно. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Демонстрационный материал: игрушки (мышонок Мыша, змея, ёж, медведь, 5 лягушек), макеты лужайки и пруда, пеньки, презентация компьютерных игр.
Раздаточный материал: предметы (шляпа, вишня, ватрушка, груша, 2 шоколадки, мешок, лимон, капуста).
Оборудование: ноутбук.
Словарная работа: активизировать в речи слова – лужайка, пруд.
Предварительная работа: заучивание стихотворения про мышку.
Методы и приемы:
- Наглядный – презентация компьютерных игр.
- Словесный – отгадывание загадки; беседа; чтение стихотворения про мышку.
- Практическо-игровой – выполнение артикуляционной гимнастики, игры на развитие пальчиковой моторики; д/игры «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Рифмы», «Посчитай», «Какой? Какая? Какое?», «Место звука в слове», «4 лишний».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход непрерывной образовательной деятельности:
- Организационный момент. Загадка про мышь.
Никита, послушай загадку:
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки.
Кто это? (Мышь.)
Правильно!
- Создание проблемной ситуации.
А вот и наш мышонок! Его зовут Мыша. Поздоровайся с мышонком. (Здравствуй, Мыша!) Хочешь, я тебе расскажу интересную историю про него? (Да.) Давай присядем, слушай:
Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро!” и “Спокойной ночи!”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама мышонка посоветовала ему быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться.
- Артикуляционная гимнастика.
Он почистил зубки («Почистим зубки»), причесался («Погладим язычок»), попил чай («Чашечка») с блинами («Блинчик») и вкусным вареньем («Вкусное варенье»). Мыша решил, что теперь со всеми он будет вежливый и всегда будет помогать друзьям. И мышонок собрался в путь. И нас, Никита, Мыша приглашает в путешествие. Отправимся вместе с ним? Но для этого нам необходимо подготовиться.
- Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]». Развитие фонематического слуха.
Мышонок Мыша просит тебя помочь выбрать ему предметы, которые собрала ему мама в дорогу, только со звуком [Ш]. Поможешь ему? (Да.) Ребенок отбирает предметы, в названии которых присутствует звук Ш. (Шляпа, вишня, ватрушка, груша, шоколад, мешок). Молодец! Давай сложим все выбранные предметы в мешочек и возьмем с собой в путешествие.
- Автоматизация изолированного звука [Ш].
Ну что, в путь? Пойдем по лужайке. Ой, Илья, смотри, кто это? (Змея.) А ты слышал, как змея шипит? («Ш-ш-ш-ш-ш»). Правильно. Змея шипит, потому что не может найти дорогу домой. Давай вместе с Мышей поможем змее, будем проводить пальчиком по дорожке и шипеть: «Ш-ш-ш…» Молодцы, мы справились с заданием, змея уползла к себе домой!
- Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Игра «Рифмы».
Пока мы прогуливались по лужайке, мышонок Мыша еще пытался сочинить стихи, но у него немного не получилось, давай ему поможем, согласен? (Да.) Нужно все стихотворения закончить одним словом, а затем полностью повторить. Готов? Слушай:
Ша-ша-ша – мама моет … малыша.
Шу-шу-шу — я письмо … пишу.
Шо-шо-шо – я рисую … хорошо.
Ше-ше-ше – это утка в … камыше.
Молодец, Никита, помог Мыше сочинить стихи.
- Д/и «Посчитай». Согласование числительного с существительным.
Пойдем дальше. Какой красивый, чистый пруд! А кто в нем живет? (В пруду живут лягушки). Давайте посчитаем, сколько их. (1 лягушка, 2 лягушки,…, 5 лягушек)
- Д/и «Какой? Какая? Какое?» Образование относительных прилагательных. Автоматизация звука [Ш] в стихотворении. Развитие пальчиковой моторики.
Мыша поиграл, устал и хочет поесть. Давай посмотрим, что мы с собой взяли в дорогу. Грушу. А из груши какой сок получится? – Грушевый. А из вишни? – Вишневый. А конфеты из шоколада какие? – Шоколадные. Молодец!
Пока Мыша ест, мы с тобой отдохнем. Расскажи, пожалуйста, стихотворение про мышку.
Мышка в норку пробралась
(Шагать двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения),
На замочек заперлась
(Соединить пальцы – «цепочки»).
В дырочку глядит
(Сделать колечко и посмотреть в него) –
Кошка не бежит?
(Поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее)
- Д/и «Место звука в слове» (с использованием ИКТ). Звуковой анализ слова. Развитие фонематического слуха.
Ой, Никита, слышишь, кто-то пыхтит? Кто это может быть? Это ежик! Что нужно сказать ежику? (Здравствуй, ежик!)
Мышонок и Никита поздоровались с ежиком.
- Ежик предлагает вам поиграть в игру. Игра называется «Найди слово», нужно определить место звука [Ш] в словах и правильно провести «дорожки» от слова к схеме (на экране ноутбука). Молодцы, вы справились с заданием!
- Д/и «4 лишний» (с использованием ИКТ). Развитие внимания, логического мышления.
А кто-то за нами подглядывает, смотри… Да это же медведь, друг Мыши. Поздоровайтесь с ним. Он тоже просит помощи. Поможете с Мышей? Нужно выбрать среди картинок одну лишнюю. На экране изображены картинки. Молодцы!
- Итог НОД.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Илья, тебе понравилось путешествие? (Да, мне понравилось наше путешествие.) С кем мы сегодня путешествовали? (Мы путешествовали с мышонком Мышей.) Его мама дала мышонку не 1 шоколадку, а 2. Мыша хочет с тобой поделиться. (Спасибо, Мышонок.) Он благодарен тебе за помощь. Давай с ним простимся и пообещаем ему, что мы со всеми всегда будем вежливыми и готовыми прийти на помощь.
Самоанализ непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
на тему: «В путешествие с мышонком Мышей»
Этапы | Виды детской деятельности | Формы работы | Задачи |
Введение в тему через игровую деятельность. | Организационный, мотивационный, целевой, игровой. | Отгадывание загадки. Привлечение внимания ребёнка. Ситуативный разговор. Создание проблемной ситуации. | Развивать интерес к происходящему. Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. |
Совместная деятельность логопеда и ребёнка. | Коммуникативный, практическо-игровой. | Беседа. Прогулка по лужайке. Д/игры «Рифмы», «Какой? Какая? Какое?», «Место звука в слове», «4 лишний». | Развивать общую моторику. Автоматизировать произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление. |
Самостоятель-ная деятельность ребенка. | Практическо-игровой | Артикуляционная гимнастика. Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Посчитай». Чтение стихотворения про мышку. | Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, фонематический слух. Упражнять в согласовании числительного с существительным. |
Рефлексия | Коммуникативный | Беседа (диалог). Сюрпризный момент. | Создание положительного эмоционального настроения. |
Тема занятия: «В путешествие с мышонком Мышей».
Тип занятия: итоговое.
Количество детей: 1.
Цель: Выявить знания и умения ребенка по выполнению «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи: Автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи. Совершенствовать грамматически правильную речь (упражнять в согласовании числительного с существительным, образовании относительных прилагательных). Упражнять в определении места звука [Ш] в словах.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух (умение слышать заданный звук в слове). Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. Формировать навыки звукового анализа. Развивать психические процессы: логическое мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, желание прийти на помощь близким. Воспитывать желание говорить правильно. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Цель и задачи поставлены, соответствуют содержанию непрерывной образовательной деятельности. Цели выполнялись в единстве развивающей, образовательной и воспитательной задач.
Содержание данной деятельности соответствует требованиям ФГОС, требованиям программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Весь материал составлен в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей и соответствует целям и задачам занятия.
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
Для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал, которые были подобраны и размещены рационально, соответствовали требованиям безопасности. В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач использовала ИКТ.
Данная непрерывно-образовательная деятельность построена в форме занятия – путешествия, была объединена одним сюжетом. Все этапы НОД плавно перетекают друг в друга. Занятие длилось 20 минут.
Все задания подчинены главной коррекционной задаче: автоматизации звука [Ш]. Ребенок следил за произношением этого звука, старался проговаривать его четко.
Наравне с речевыми задачами на занятии использовались задание на развитие психических процессов: внимания и логического мышления (Д/и «4 лишний»).
Так как у ребенка – дизартрия, на занятии использовала задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
У Никиты незначительно нарушено фонематическое восприятие, но на занятии он хорошо справился с заданием на выделение звука [Ш] в словах (Д/и «Выбери предметы со звуком [Ш]», «Место звука в слове»).
Совместная деятельность осуществлялась через разнообразные виды деятельности: коммуникативную, практическо-игровую, где формами являлись: дидактические игры, беседа. Проводилась работа по грамматическому строю речи: упражнялись в согласовании числительного с существительным, в образовании относительных прилагательных.
В самостоятельной деятельности ребёнок выполнил артикуляционную гимнастику, прочитал стихотворение про мышку с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики. Ребёнок справился с заданиями, правильно отвечал на вопросы, редко приходилось исправлять. Внимательно слушал педагога.
Была проведена рефлексия, где основной задачей было воспитывать у ребёнка желание делиться впечатлениями, своими эмоциями. Занятие ребёнку понравилось.
На занятии были соблюдены СанПины: перед занятием было проведено проветривание, на протяжении всего занятия следила за осанкой ребёнка. Ребёнок был активен, заинтересован, доброжелателен. С поставленными задачами ребёнок справился. Результат был достигнут.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной организованной деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествие
Конспект интегрированной образовательной организованной деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествиеПрограммное содержание:Учить различать эмоциональные состояния окружающих лю...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: "Веселое путешествие"
по формированию элементарных математических представлеий в старшей группе.Тема: "Веселое путешествие"...
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема : Космическое путешествие
Познаем математику в игровой форме....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....
Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...
Конспект в старшей группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.Задачи:1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.2. Развивать умение находить закономерности в кл...