Конспект группового логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук [р] и буква “Р”. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Звук [р] и буква “Р”. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях, знакомство с буквой “Р”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.
- Познакомить с буквой “Р”.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, слоговую структуру слова.
- Развивать связную речь через составление предложений.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
- Формировать положительное отношение к занятиям.
Лексика:
Слова с звуком [р]: рак, рыба, рука, ромашка, радуга, корова.
Фразы: «Рак живет в реке», «Рыба плавает», «Ромашка цветет».
Оборудование:
- Зеркало для артикуляционной гимнастики.
- Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [р].
- Карточки с буквой “Р”.
- Магнитная доска и магниты.
- Игрушка или картинка для дыхательной гимнастики (кораблик).
- Материалы для физкультминутки (стихи с движениями).
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Программные задачи |
1. Организационный момент | «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [р] и познакомимся с буквой “Р”. Давайте начнем с улыбки! Посмотрите, как я улыбаюсь, а теперь повторите за мной». | Дети улыбаются, повторяют за логопедом. | Создать положительный эмоциональный настрой, установить контакт с детьми. |
2. Артикуляционная гимнастика | «Сначала разомнем наш язычок. Давайте сделаем упражнение “Часики”. Посмотрите, как я двигаю языком вправо-влево, а теперь повторите. Молодцы! А теперь сделаем “Лошадку” – поцокаем язычком». | Дети выполняют артикуляционные упражнения, повторяя за логопедом. | Развивать артикуляционную моторику, подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков. |
3. Дыхательная гимнастика | «Теперь подуем на кораблик. Смотрите, как я делаю глубокий вдох и медленно выдыхаю. Попробуйте вы! Молодцы! А теперь подуем сильнее, чтобы кораблик поплыл». | Дети выполняют дыхательные упражнения, контролируя силу и продолжительность выдоха. | Формировать плавный и длительный выдох, развивать дыхательную мускулатуру. |
4. Основная часть (работа над звуком) | «Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [р]. Послушайте, как я произношу: р-р-р. Теперь повторите за мной. Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру “Поймай звук”. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [р]». | Дети повторяют звук, выполняют задание на выделение звука [р] из ряда других звуков. | Формировать правильное произношение звука [р], развивать фонематический слух. |
5. Автоматизация звука в словах | «Теперь давайте поиграем в игру “Назови картинку”. Я покажу вам картинки, а вы назовите, что на них изображено. Например, рак, рыба, рука. Молодцы!». | Дети называют картинки, выделяя звук [р] в словах. | Закреплять правильное произношение звука [р] в словах. |
6. Физкультминутка | «А теперь немного отдохнем. Давайте сделаем зарядку. Повторяйте за мной: “Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп”». | Дети выполняют движения, повторяя за логопедом. | Снять мышечное напряжение, переключить внимание. |
7. Знакомство с буквой “Р” | «Посмотрите, это буква “Р”. Давайте вместе произнесем звук [р] и найдем картинки, которые начинаются на этот звук. Молодцы!». | Дети произносят звук [р], находят картинки с соответствующим звуком. | Познакомить с буквой “Р”, закрепить связь между звуком и буквой. |
8. Развитие связной речи | «Давайте составим предложения с картинками. Например, “Рак живет в реке”. Теперь ваша очередь». | Дети составляют предложения, используя картинки. | Развивать связную речь, умение строить предложения. |
9. Итог занятия | «Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали. Мы научились правильно произносить звук [р], играли в игры и даже познакомились с буквой “Р”. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?». | Дети вспоминают этапы занятия, рассказывают, что им понравилось. | Закрепить полученные знания, подвести итог занятия. |
7. Итог занятия:
- Дети закрепили правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
- Познакомились с буквой “Р”.
- Занятие прошло динамично, дети были активны и заинтересованы.
Самоанализ занятия
Общие сведения о занятии:
Тема занятия: «Звук [р] и буква “Р”. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях, знакомство с буквой “Р”.
Тип занятия: Групповое логопедическое занятие.
Возрастная группа: Дети старшей группы (5-6 лет) с нарушениями речи.
Содержание занятия:
Занятие направлено на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях, развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова и связной речи.
Содержание соответствует возрасту и речевым возможностям детей.
Использованы разнообразные методы и приемы: артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры, физкультминутка, работа с картинками и буквой “Р”.
Организация занятия:
Занятие организовано в игровой форме, что способствует поддержанию интереса детей.
Все этапы занятия логически связаны, переходы между ними плавные.
Использовано необходимое оборудование: зеркало, картинки, карточки с буквой “Р”, магнитная доска, игрушка для дыхательной гимнастики.
Соответствие темы, цели и задач занятия программным требованиям:
Тема, цель и задачи занятия соответствуют программным требованиям коррекционной работы с детьми старшей группы с нарушениями речи.
Занятие направлено на решение ключевых задач: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, связной речи и знакомство с буквой “Р”.
Структура занятия:
Занятие включает 9 этапов:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основная часть (работа над звуком).
Автоматизация звука в словах.
Физкультминутка.
Знакомство с буквой “Р”.
Развитие связной речи.
Итог занятия.
Структура занятия логична, этапы взаимосвязаны, время распределено рационально.
Методическая сторона занятия:
Использованы разнообразные методы и приемы:
Наглядные (картинки, зеркало, карточки с буквой “Р”).
Словесные (объяснение, вопросы, стихи).
Практические (артикуляционные и дыхательные упражнения, игры).
Приемы соответствуют возрасту и речевым возможностям детей.
Игровые методы способствуют поддержанию интереса и активности детей.
Характеристика профессиональных умений логопеда:
Логопед демонстрирует высокий уровень профессиональных умений:
Умеет устанавливать контакт с детьми, создавать положительный эмоциональный настрой.
Грамотно использует методы и приемы коррекционной работы.
Четко формулирует инструкции, доступные для понимания детей.
Владеет навыками организации группового занятия.
Качество работы логопеда:
Занятие проведено на высоком профессиональном уровне.
Логопед учитывает индивидуальные особенности детей, подбирает задания в соответствии с их возможностями.
Наблюдается позитивная динамика в развитии речи детей: улучшение произношения звука [р], развитие фонематического слуха и связной речи.
Выводы и предложения:
Занятие достигло поставленной цели: звук [р] автоматизирован в словах и предложениях, дети познакомились с буквой “Р”.
Дети активно участвовали в занятии, проявляли интерес к заданиям.
Методы и приемы, использованные на занятии, эффективны и соответствуют возрасту детей.
Предложения
Увеличить количество упражнений для развития связной речи (например, чаще использовать составление рассказов по серии картинок).
Включить больше игр для развития фонематического слуха (например, «Найди лишнее слово»).
Продолжать работу над автоматизацией звука [р] в связной речи и текстах.
Занятие проведено на высоком уровне, соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей. Логопед продемонстрировал профессионализм, творческий подход и умение мотивировать детей к выполнению заданий.
Самоанализ:
Положительные моменты:
Занятие прошло динамично, дети были вовлечены в процесс.
Удалось создать доброжелательную атмосферу.
Трудности и недочеты:
Некоторые дети испытывали трудности при составлении предложений.
Необходимо больше времени уделять развитию связной речи.
Рекомендации:
Включить больше упражнений на развитие связной речи.
Использовать дополнительные наглядные материалы для составления рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в старшей группе «В гостях у слоника» Тема: автоматизация звука С
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук СЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: закрепление правильного произношения звука «С» длительно и отрывисто; в слогах, в словах;обучение приёмам словоизмен...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.Тема: Путешествие по сказкам . Автоматизация звука [Р]Цель: Закрепить уме...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ Квест-игра «Путешествие лягушонка Паши» (автоматизация звука "Ш")
Квест-игра "Путешествие лягушонка Паши" была создана нашей творческой группой: Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна, Лёвкина Елена Александровна в пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....

Конспект группового логопедического занятия в старшей группе: "Звук и буква С"
Фронтальное логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности "Звук и буква С"...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.
Закрепление умения произносить звук [Р] в слогах и словах....