Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка»
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ольховская Елена Ивановна

Из опыта работы со слабослышащими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochta.docx19.94 КБ
Файл pochta.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

eolkhovskaya@inbox.ru

Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка».

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированных программ для образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов,  адаптации программ дополнительного образования детей с учѐтом их особых образовательных потребностей. Согласно концепции развития дополнительного образования Российской Федерации одним из направлений развития дополнительного образования детей является разработка и внедрение специальных инклюзивных программ дополнительного образования детей, учитывающих специфику работы с детьми с особыми потребностями и способствующих их социально-психологической реабилитации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть вовлечены в программы дополнительного образования, условия  реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям. В России, в условиях перехода к инклюзивному образованию уделяется огромное внимание развитию дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обладающего значительными ресурсами социальной адаптации и самореализации данной категории детей.  Во Дворце творчества детей и молодежи уже ни один год реализуются такие инклюзивные программы.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

В 2013-2014 уч. году с программой дополнительного образования «Литература и театр» я осуществляла педагогическую деятельность в детском саду комбинированного вида № 33. Этот детский сад практикует инклюзивное образование, т.е. в некоторых группах часть детей с сохранным здоровьем, часть детей – дети с нарушением слуха, причем слух был потерян или при рождении или в результате осложнений каких-либо заболеваний. И поверьте, каждая мама такого ребенка хочет, чтобы он обучался в общеобразовательной школе. Уже на первых занятиях я столкнулась с такой  проблемой: дети с нарушением слуха мало говорят или дают односложные ответы, в речи наблюдается нарушение фонетического строя, пассивность. Стало понятно, что театральной деятельностью заниматься рано, необходимо сначала заставить их говорить, говорить правильно, понятно для окружающих, помочь детям с ОВЗ не теряться среди сверстников с сохранным слухом. Вот тогда и появилась у меня мысль написать программу для развития речи и построить занятия таким образом, чтобы и те и другие дети на занятии смогли не только заниматься развитием речи, но и обрести уверенность в различных речевых ситуациях. Необходимо было создать программу, соответствующую запросам обучающихся, в том числе обучающимся  со слабым слухом. Так появилась идея создания программы дополнительного образования «Говорушечка», цель которой общее речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.

        Данная программа направлена на

 развитие связной речи;

 расширение словарного запаса;

 формирование грамматического строя речи;

 воспитание звуковой культуры речи;

 знакомство с художественной литературой;

 подготовка к обучению грамоте;

 приобщение к нормам речевого этикета.

Перечисленные компоненты речевого развития определили содержание изучаемого курса. 

Надо сказать, что именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое  развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей  у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

 Как же это реализуется на практике? В этом учебном году я работаю с группами из 6 человек. По 2 человека в каждой – дети со слабым слухом.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Итак, каждое занятие строится по определенному плану:

  • Артикуляционная гимнастика (упражнения: вкусное варенье, лопатка, лошадка, качели и т.д.).
  • Чистоговорки  и скороговорки, которые используются для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Таким образом, осуществляется воспитание звуковой культуры речи.
  • Пальчиковые игры (Методика Е. Железновой «Музыка с мамой»). Данный вид деятельности не только способствует развитию связной речи, формированию грамматического строя языка, тренировке памяти, но и  развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
  • Рифмованные загадки

(Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?.. (самолет)

  • Стихи с движениями (Едем–едем на машине).
  • Чтение художественных текстов, беседа по их содержанию.  

                Безусловно, важную роль в становлении грамматического строя языка занимает развитие описательно-повествовательной речи, которое происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению;

  • подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);
  • самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
  • описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
  • составление рассказов по серии картинок;
  • составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Таким образом, с помощью данных упражнений, проводимых регулярно, осуществляется работа по коррекции диспалии (косноязычие), задержке речевого развития, общего недоразвития речи.

Остановлюсь на конкретных примерах работы со слабослышащими детьми. Во-первых, при выполнении любого задания применяется индивидуальный подход (разрабатывается индивидуальная траектория обучения), т.е., если мы произносим чистоговорку, такие дети помимо того, что произнесли ее хором со всеми, должны произнести ее отдельно. Во-вторых, особенностью слабослышащих детей является то, что они должны читать с 4х лет. Я им предлагаю слова,  предложения,  небольшие тексты для чтения, которые они читают вслух всей группе на занятии. Таким образом, помимо общей работы в группе, слабослышащие дети охвачены индивидуальной работой. Конечно, наиболее эффективны были бы занятия индивидуальные.

Первые результаты нашей совместной работы мы показали на празднике осени (читали стихи).

Таким образом, развитие речи – очень важная составляющая в развитии каждого ребенка, в том числе и ребенка слабослышащего. Развитие речи - это ежедневный процесс и только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект, в чем и состоит главная задача программы дополнительного образования «Говорушечка», направленной на развитие потенциала слабослышащих детей.

 Методист отдела коммуникативных и прикладных технологий ДтДиМ Ольховская Е.И.



Предварительный просмотр:

eolkhovskaya@inbox.ru

Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка».

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создание адаптированных программ для образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов,  адаптации программ дополнительного образования детей с учѐтом их особых образовательных потребностей. Согласно концепции развития дополнительного образования Российской Федерации одним из направлений развития дополнительного образования детей является разработка и внедрение специальных инклюзивных программ дополнительного образования детей, учитывающих специфику работы с детьми с особыми потребностями и способствующих их социально-психологической реабилитации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть вовлечены в программы дополнительного образования, условия  реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям. В России, в условиях перехода к инклюзивному образованию уделяется огромное внимание развитию дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обладающего значительными ресурсами социальной адаптации и самореализации данной категории детей.  Во Дворце творчества детей и молодежи уже ни один год реализуются такие инклюзивные программы.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

В 2013-2014 уч. году с программой дополнительного образования «Литература и театр» я осуществляла педагогическую деятельность в детском саду комбинированного вида № 33. Этот детский сад практикует инклюзивное образование, т.е. в некоторых группах часть детей с сохранным здоровьем, часть детей – дети с нарушением слуха, причем слух был потерян или при рождении или в результате осложнений каких-либо заболеваний. И поверьте, каждая мама такого ребенка хочет, чтобы он обучался в общеобразовательной школе. Уже на первых занятиях я столкнулась с такой  проблемой: дети с нарушением слуха мало говорят или дают односложные ответы, в речи наблюдается нарушение фонетического строя, пассивность. Стало понятно, что театральной деятельностью заниматься рано, необходимо сначала заставить их говорить, говорить правильно, понятно для окружающих, помочь детям с ОВЗ не теряться среди сверстников с сохранным слухом. Вот тогда и появилась у меня мысль написать программу для развития речи и построить занятия таким образом, чтобы и те и другие дети на занятии смогли не только заниматься развитием речи, но и обрести уверенность в различных речевых ситуациях. Необходимо было создать программу, соответствующую запросам обучающихся, в том числе обучающимся  со слабым слухом. Так появилась идея создания программы дополнительного образования «Говорушечка», цель которой общее речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.

        Данная программа направлена на

 развитие связной речи;

 расширение словарного запаса;

 формирование грамматического строя речи;

 воспитание звуковой культуры речи;

 знакомство с художественной литературой;

 подготовка к обучению грамоте;

 приобщение к нормам речевого этикета.

Перечисленные компоненты речевого развития определили содержание изучаемого курса. 

Надо сказать, что именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое  развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей  у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

 Как же это реализуется на практике? В этом учебном году я работаю с группами из 6 человек. По 2 человека в каждой – дети со слабым слухом.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Итак, каждое занятие строится по определенному плану:

  • Артикуляционная гимнастика (упражнения: вкусное варенье, лопатка, лошадка, качели и т.д.).
  • Чистоговорки  и скороговорки, которые используются для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Таким образом, осуществляется воспитание звуковой культуры речи.
  • Пальчиковые игры (Методика Е. Железновой «Музыка с мамой»). Данный вид деятельности не только способствует развитию связной речи, формированию грамматического строя языка, тренировке памяти, но и  развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
  • Рифмованные загадки

(Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?.. (самолет)

  • Стихи с движениями (Едем–едем на машине).
  • Чтение художественных текстов, беседа по их содержанию.  

                Безусловно, важную роль в становлении грамматического строя языка занимает развитие описательно-повествовательной речи, которое происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению;

  • подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);
  • самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
  • описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
  • составление рассказов по серии картинок;
  • составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Таким образом, с помощью данных упражнений, проводимых регулярно, осуществляется работа по коррекции диспалии (косноязычие), задержке речевого развития, общего недоразвития речи.

Остановлюсь на конкретных примерах работы со слабослышащими детьми. Во-первых, при выполнении любого задания применяется индивидуальный подход (разрабатывается индивидуальная траектория обучения), т.е., если мы произносим чистоговорку, такие дети помимо того, что произнесли ее хором со всеми, должны произнести ее отдельно. Во-вторых, особенностью слабослышащих детей является то, что они должны читать с 4х лет. Я им предлагаю слова,  предложения,  небольшие тексты для чтения, которые они читают вслух всей группе на занятии. Таким образом, помимо общей работы в группе, слабослышащие дети охвачены индивидуальной работой. Конечно, наиболее эффективны были бы занятия индивидуальные.

Первые результаты нашей совместной работы мы показали на празднике осени (читали стихи).

Таким образом, развитие речи – очень важная составляющая в развитии каждого ребенка, в том числе и ребенка слабослышащего. Развитие речи - это ежедневный процесс и только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект, в чем и состоит главная задача программы дополнительного образования «Говорушечка», направленной на развитие потенциала слабослышащих детей.

 Методист отдела коммуникативных и прикладных технологий ДтДиМ Ольховская Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.

Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья....

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....