Главные вкладки

    Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Романченко Анна Владимировна

    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

    План  проведения:

    1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?

    2.Особенности логопедической работы:

    - содержание логопедической работы;  

    - формы логопедической работы;    

    - структура логопедической работы.                               
     

    3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы. 
    4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.                       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание №1 (октябрь)

    учителя – логопеда Романченко А.В.

    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

    План  проведения:

    1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?

    2.Особенности логопедической работы:

    - содержание логопедической работы;  

    - формы логопедической работы;    

    - структура логопедической работы.                               

    3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы. 
    4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.                       

    Содержание.

    1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.           
    Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
    Как вы думаете, зачем нужен логопед?

    И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

    Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

    Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если мы вовремя не преодолеем  все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

    Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

    Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

    Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

    Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

    И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

    Маленькая шутка.

    У Олеси  всегда с буквой «ЭР» была беда

    Скажет «РАК» – выходит «ЛАК».

    Вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ».

    Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы  постараемся  вам помочь!  И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

    Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
      В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
     - формирование правильного звукопроизношения; 
    - развитие артикуляционных движений, 
    -движений органов речи (губ, щек, языка) ;
    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
    - совершенствование грамматического строя речи;
    - обогащение, активизация словарного запаса речи;
     - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; 
    - развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
    Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
    Моя логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия с детьми – 25 мин; индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
    Лексико-грамматические занятия (2 занятия в неделю). На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
    - по расширению и активизации словаря детей;
    - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
    - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
    - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
    Занятия по развитию связной речи (1занятие в неделю) включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
    Занятия по обучению грамоте (1 занятие в неделю), на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
    На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
    Игра с родителями.
    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда). 
    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
                     - А, У, К, Т, М, П, К;
                     - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК; 
                     - ДОМ, ТОМ, КОМ. 
    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
    Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик,  массажа и самомассажа  пальцев рук, различных упражнений по штриховке, раскрашиванию  и т.д.
    Игра с родителями. 

    Пальчиковая игра «Семья»: 
    Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.

    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка, 
    Этот пальчик – папа, 
    Этот пальчик – мама,
    Этот пальчик – я
    Вот и вся моя семья!

    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений,  динамических пауз и упражнений на координацию речи с движением.  Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:
    Мы как зайчики поскачем,
    Как лисята побежим,
    И как рысь на мягких лапах,
    И как лось большой рогатый.
     Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
    - проверка, отработка домашних заданий; 
    - закрепление материалов фронтальных занятий; 
    - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания; 
    - артикуляционные упражнения;
    - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
    Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.


    3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Подробнее узнать о результатах обследования можно в  индивидуальном порядке.

    4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?  Как вы думаете?
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
    - не ругать ребенка за неправильную речь;
    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; 
     - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
    - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
    - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
     - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
    - задания должны быть прочитаны ребенку;
    - все задания выполняются до конца.
    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
    Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.


    Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

    Поэтому давайте работать вместе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

    Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...

    Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

    Родительское собрание "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи"

    Родительское собрание "Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"...

    Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...

    Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

    Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...

    "Родительское собрание Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

    Родительское собрание Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»...