публикация "Игровые технологии в работе с дошкольниками"
статья по логопедии на тему

Володина Ирина Георгиевна

Очень часто педагоги путают понятия игровые приёмы и игровые технологии. Данная публикация поможет разобраться в этом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл публикация24.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые технологии в работе с дошкольниками.

Учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с №4»

п.г.т. Анна Воронежской области

Володина И.Г.

Игровые технологии – один из видов педагогических технологий.  Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

 Основные    критерии педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

  Управляемость – возможность   планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

  Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

   Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

 К числу современных образовательных технологий в ДОУ можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает   группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В  первую очередь, игровые технологии  нашли широкое применение в  дошкольном образовании, потому что реализация программ ДО  в форме  игры – один из принципов   ФГОС ДО.

   Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует у них  над учебной, но на её базе формируется  готовность к обучению в школе.

     Целью использования  игровой технологии в работе каждого дошкольного педагога    является  повышение мотивации к занятиям,  актуализация    знаний дошкольников, обеспечение заинтересованного восприятия изучаемого материала, стимуляция речевой активности, формирование положительного отношения к  образовательному процессу в целом, который  благодаря игре   становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

    Однако очень часто большинство педагогов ДОУ  допускают ошибку,    полагая,  что игровые технологии - это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр   или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно. Чтобы стать настоящей игровой технологией, комплекс игр должен соответствовать критериям педагогической технологии, отмеченным ранее.

Таким образом, настоящих игровых технологий  ДО в полном смысле этого слова не так уж и много на сегодняшний день. Общепризнанными являются следующие:

  • Технология развивающих игр Б.П. Никитина
  • Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Технология «Цветные палочки Кюизенера
  • Технология саморазвития М. Монтессори

     Каждая из этих технологий представляет собой систему различных педагогических игр, которые  в отличие от игр вообще,   обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут  быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.     Кроме того,  игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.  

    Исходя из выше сказанного, каждый творческий дошкольный педагог   может  сам  составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов. Для этого  необходимо ориентироваться в системе педагогических игр  вообще.

    Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.

Одни игры создаются самими детьми под  руководством воспитателя (самостоятельные) - это творческие игры, другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на дидактические  и подвижные игры.
   Рассмотрим, разновидности творческих игр.
  Для   развития воображения детей  дошкольников   решающее значение  имеют ролевые игры, в которых игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

  Для возникновения и развития
сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка развернутых  представлений  об окружающих его предметах ( об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях общественной жизни.)
   Прежде чем начать игру, ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету.
Задачи сюжетно – ролевой игры это развитие творческой деятельности и воображения , навыков сотрудничества, взаимодействия , взаимопомощи , ответственности за свои действия , а   так же речевых умений и навыков.

Театрализованная игра - разновидность сюжетно- ролевой игры, требующая  наличия  у дошкольников   уже  сформированных   речевых , коммуникативных , поведенческих навыков . Данные виды игр   способствуют развитию  у  детей   выразительных  средств языка  (интонации, мимики, жестов) , а  так же  умения  передавать эмоции персонажей, навыков импровизации  несложных сюжетов  песен, сказок.
 

Строительная игра  многообразна, и чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности.  Такие игры способствуют  развитию  конструктивного праксиса  и мелкой моторики  детей. 

     Следующая группа игр -  игры   с правилами,  направленны на развитие информационно-коммуникативных   и поведенческих  умений:
«Позвони другу»
Задачи: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.
«Пресс-конференция»
Задачи: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ, формировать речевые умения.
«Зеркало»
Задачи: развить  у детей мимику, жесты, движения. Открыться, почувствовать себя более раскованно, свободно, формировать речевые умения ведения диалога.

«Разговор через стекло»
Задачи: развить умение мимику и жесты.
«Моё настроение»
Задачи: развить умение описывать свое настроение, распознавать настроение других..

Дидактическая игра – это всё многообразие обучающих  игр. Их основное назначение - развитие познавательной сферы дошкольников. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. В то же время дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Подвижные игры каждый дошкольный педагог также использует постоянно в своей практике,   в таких играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

    Так выглядит один из вариантов классификация игр, которые мы, педагоги дошкольники, постоянно применяем в своей работе с детьми.

    В заключении хочется отметить, что в настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать  и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра,         которая служит своеобразной практикой  использования знаний, полученных детьми  на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.