Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».
методическая разработка по информатике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической. Особую значимость приобретает информатизация образования, которую мы будем рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях (Роберт И. В.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Педагог – психолог

Абуталипова Т.В.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3с.

1. Основные направления развития информатизации образования……………………………………………………………………..4с.

2. Педагогические цели, достигаемые посредством реализации ИКТ………………………………………………………………………………7с.

3. Теоретические аспекты использования ИКТ в работе педагога-психолога………………………………………………………………………..9с.

4. КИС как необходимый компонент ИКТ………………………….11с.

4.1. Назначение КИС……………………………………………………11с.

4.2. Направления использования средств ИКТ………………………..13с.

4.3. Направления использования средств ИКТ педагогом-психологом в дошкольном образовании……………………………………………………...14с.

5. Требования к отбору КИС………………………………………….15с.

5.1. Психолого-педагогические требования………………………......15с.

5.2. Технико-технологические требования………………………........16с.

5.3. Эргономические требования………………………………………16с.

6. Функционально-методическое назначение КИС в работе с дошкольниками………………………………………………………………16с.

6.1.1. КИС, направленные на диагностику уровня развития психических процессов……………………………………………………………………….17с.

6.1.2. КИС, направленные на подготовку к школе………….................17с.

6.1.3. КИС, направленные на развитие ВПФ и эмоциональное развитие дошкольников………………………………………………………………….17с.

6.1.4. КИС, направленные на воспитание дошкольников……………..18с.

6.2. Виды КИС по формируемым ключевым………………………….18с.

7. Принципы реализации ИКТ……………………………………….19с.

8. Преимущества использования ИКТ в работе с родителями…..21с.

Заключение …………………………………………………………….22с.

Список литературы……………………………………………………24с.

Введение

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической. Особую значимость приобретает информатизация образования, которую мы будем рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях (Роберт И. В.).

Информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

  • создание методологической базы отбора содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
  • обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;
  • разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;
  • использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций, в том числе продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса;
  • разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента — как реального, так и виртуального, в том числе удаленного доступа;
  • создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;
  • осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;
  • разработка и использование средств автоматизации для управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управления образовательным учреждением или системой образовательных учреждений.

1. Основные направления развития информатизации образования

В настоящее время наметились основные направления развития информатизации образования, описание которых занимает существенное место в отечественных и зарубежных педагогических трудах. Кратко остановимся на раскрытии их содержания.

1. Методология и стратегия формирования структуры и отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества.

Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым определенной суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умения самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования средств современных технологий информационного взаимодействия — таких как мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

Данное направление предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.

2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в следующих областях:

 а) поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет;

б) создание авторских работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии мультимедиа, геоинформационных технологий;

в) реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями, представленными как реально, так и виртуально, в том числе, в условиях функционирования компьютерных сетей.

3. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета или предметной области.

4. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства. Современные подходы к использованию Web-технологий предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы всемирной информационной среды, реализованной на базе Интернета.

5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании. Это направление предполагает осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях.

Также это направление предполагает разработку психолого-педагогических, эргономических, технических требований к средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Важным аспектом является разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, в которых используется вычислительная техника, в том числе обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами вычислительной техники, информатизации, коммуникации, и разработка состава и спецификаций этого оборудования.

6. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления. Автоматизированные банки данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из показателей уровня современного образовательного учреждения. По этой причине совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, в том числе разработку автоматизированных систем информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений.

2. Педагогические цели, достигаемые посредством реализации ИКТ

Использование в сфере образования ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

1.        Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2.        Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом обучаемый получает возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.

3.        Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Применение педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации способствует реализации принципиально нового подхода к обучению и воспитанию личности молодого человека, реализующего информационное взаимодействие в предметной среде, направленное:

  • на формирование гармоничной, высокогуманной личности, хранящей и приумножающей культуру, обычаи, исторические традиции своего народа в условиях информатизации и глобализации современного общества;
  • на активизацию самостоятельной работы обучаемых в условиях использования распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей;
  • на развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • на вовлечение в конструирование изучаемых объектов, процессов на основе компьютерного моделирования и имитации учебных ситуаций;
  • на формирование мировоззрения индивидуума современного информационного общества;
  • на формирование умения работать с различными источниками информации, в том числе распределенными во всемирной мультимедийной среде;
  • на формирование навыков социальной деятельности, способствующих успешной адаптации и жизнедеятельности молодого человека в социуме, реализуя общение в различных режимах взаимодействия в Интернете;
  • на приобщение обучаемого к современным методам обработки, хранения, передачи информации, представленной в любой форме, в условиях функционирования всемирной информационной среды.

 

3. Теоретические аспекты использования ИКТ в работе педагога – психолога

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации общества, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения, а также осуществления профессиональной деятельности кадров информатизации образования.

В этой связи особую значимость приобретает работа педагога-психолога с обучающимися, родителями, педагогами. Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования его деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации.

В настоящее время в образовании все шире применяются средства ИКТ, обладающие интерактивностью, возможностью осуществления сбора, обработки, продуцирования, передачи, тиражирования информации, в том числе на базе информационного ресурса, распределенного в глобальной сети Интернет, возможностью представления учебной информации средствами компьютерной графики и анимации и т. п. Современные средства информационных и коммуникационных технологий практически снимают ограничения по объему и скорости транслируемой информации, в том числе аудио- и видеоинформации, а средства навигации сетевого пространства обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному источнику информации. Более того, современные средства информационного взаимодействия в «сетевом пространстве» позволяют создавать информационный продукт специалистам, находящимся в разных регионах и странах.

Исследования, посвященные повышению квалификации педагогов в области использования средств ИКТ (Козлов О. А., Кравцова А. Ю., Кравцов С. С., Лавина Т. А., Мартиросян Л. П., Прозорова Ю. А., Панюкова С. В., Роберт И. В. и др.) ориентированы, в основном, на школьное и вузовское образование. При этом в практической деятельности педагога-психолога профессионально-педагогические умения в области использования средств ИКТ реализуются не в полной мере.

Анализ применения средств ИКТ в деятельности педагога-психолога (Войскунский М. А., Крючкова Н. В., Савельева О. А., Товарниченко С. В. и др.) показал, что важно не только вооружить специалиста навыками их использования в образовательном процессе и самообразовании, но и дать ему возможность приобрести необходимые знания в области их применения в своей профессиональной деятельности.

Отечественные и зарубежные исследования и практика использования средств ИКТ, в основном, коснулись школьной ступени образования. Босова Л. Л., Варченко В. И., Горячев А. В., Горвиц Ю. М., Зарецкая З. А. и др. в своих исследованиях отмечают, что педагоги начальной школы используют средства ИКТ в учебном процессе в основном с целью контроля знаний и формирования репродуктивных навыков обучающихся.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л. А., Горвиц Ю. М., Гринявичене Т. Н., Габай Т. Ф., ЗворыгинаЕ. В., ЛомовБ. Ф., Ляудис В. Я., НовоселоваС. Л., ПеткуГ. П., ПашилитеИ. Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры (Горвиц Ю. М., Леонтьева Л. А., Новоселова С. Л., Поддьяков Н. Н.). Так, Венгер Л. А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Горвиц Ю. М., Марцинковская Т. Д., Новоселова С. Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б. И. и других исследователей. В своих работах Богоявленская Д. Б. отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе. Радева Р. Е. и Смирнова Е. О. рассматривают психологические особенности компьютерных игр как новый контекст детской субкультуры.

4. КИС как необходимый компонент использования ИКТ

4.1. Назначение КИС

В этой связи, под компьютерными игровыми средствами (КИС) будем понимать компьютерные программные средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольника.

 Использование КИС, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

Следует отметить, что курсы информатики, рассчитанные на младших школьников («Роботландия», «Основы информатики для начальной школы» и «Информационная культура» ПервинаЮ. А., «Инфоратика 2-4» и «Алгоритмика» СеменоваА. Л., РудченкоТ. А., «Информатика в играх и задачах» ГорячеваА. В., «Путешествие в страну Букварию» ЗарецкогоД. В. и ЗарецкойЗ. А., и др.) основаны на использовании КИС.

Вместе с тем, анализ существующих КИС («Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит–М; «Дракоша и занимательная геометрия» компании «Медиа2000»; «Мой Мир. Скоро в школу» компании «Новый Диск», серия игр для занятий по иностранному языку: «Уроки тетушки Совы. Английский для детей с Хрюшей и Степашкой» компании «Правильное кино»»; серия игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство» и т. п.) показал, что они ориентированы преимущественно на обучение дошкольников основам знаний по различным предметным областям.

Однако на практике внедрение средств ИКТ и КИС в работу педагога-психолога в дошкольном образовании сопряжено со многими проблемами. Среди них можно отметить: необеспеченность методическими разработками по реализации образовательного процесса, включая создание учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики, развитие у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики на базе КИС и графических пакетов, осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей, автоматизацию процессов обработки результатов психологического тестирования дошкольников; отсутствие комплекса требований, предъявляемых к КИС, для проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи, внимания, памяти и моторики, а также четкой формулировки их функционально-методического назначения.

Также следует констатировать недостаточную разработанность теоретических основ, в частности реализации дидактических возможностей ИКТ (Роберт И. В.) (интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений, моделирование изучаемых объектов, процессов или явлений, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и контроля образовательных достижений дошкольников), раскрывающих целесообразность применения КИС в целях интеллектуального и эмоционального развития дошкольников.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости обучения педагогов-психологов использованию современных средств ИКТ (пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, графических пакетов, программ визуальной разработки веб-сайтов, телекоммуникационных систем, КИС и др.) в качестве: средства разработки учебно-методических материалов, в частности дидактических игр; средства обучения, направленного на развитие речи, внимания, памяти, моторики; средства коммуникаций, в целях распространения передовых педагогических технологий и взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса; средства автоматизации процессов контроля, компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента.

Таким образом, проблема заключается в сложившемся противоречии между возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями для реализации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовании по:

  • созданию учебно-методических материалов, дидактических игр; использованию компьютерных игровых средств для работы с дошкольниками по развитию речи, памяти, внимания, моторики;
  •  осуществлению информационного взаимодействия образовательного назначения;
  • автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента, и недостаточной разработанностью теоретических, методических подходов к обучению педагогов-психологов в данной области

4.2. Направления использования средств ИКТ.

Анализ работ в области использования средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в профессиональной деятельности педагога-психолога позволил выявить следующие направления их использования. 

1. Использование средств ИКТ для организации самостоятельной работы дошкольников вне дошкольного учреждения (Горячев А. В., Новоселова С. Л., Петку Г. П., Фролов М. И., Шмелев А. Г. и др.).

2. Использование средств ИКТ для реализации игровой деятельности дошкольников (Горвиц Ю. М., Парамонова Л. А., Пашилите И. Ю., Петку Г. П. и др.

3. Использование средств ИКТ для осуществления коррекционной и развивающей работы с дошкольниками (Больших И. В., Кукушкина О. И., Шишова М., Новоселова С. Л., Устинова О. К. и др.)

4. Использование средств ИКТ для диагностики результатов деятельности дошкольников (Лавина Т. А., Роберт И. В. и др.

5. Использование средств ИКТ для организации управления деятельностью дошкольного учреждения (Канаев Б. И., Комарова Е. С., Найбауэр А. В., Сурова О. А. и др.).

4.3. Направления использования ИКТ педагогом-психологом в дошкольном образовании

Анализ методических подходов к обучению специалистов в области дошкольного воспитания использованию средств ИКТ в своей профессиональной деятельности показал, что они, в основном, направлены на: подготовку студентов педвузов к «дошкольной компьютеризации», предполагающей формирование умений в области осуществления оценки воздействия компьютеров на дошкольников (Габдулисламова Л. М.); формирование информационно-коммуникативной компетенции педагогов-психологов (Удалова Т. Ю.); подготовку воспитателей дошкольных учреждений в области осуществления психолого-педагогической диагностики дошкольников на основе средств ИКТ (Лавина Т. А.). При этом в данных исследованиях недостаточно рассмотрены вопросы использования КИС в развивающей работе с дошкольниками.

Выявлены направления использования ИКТ педагогами-психологами в дошкольном образовании:

  • создание учебно-методических материалов (направленных на овладение дошкольниками грамотой, письмом, по социализации дошкольника, по основам безопасности жизнедеятельности и др.) и дидактических игр (реализованных в форме интерактивных сказок) на базе пакетов общего назначения (MS Office), программ презентационной (например, MS Power Point) и анимационной (например, «Мульти-пульти») графики;
  •  использование КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи (например, КИС «Уроки для дошколят»), памяти (например, КИС «Энциклопедия животного мира»), внимания (например, КИС «Волшебные игрушки»), моторики (например, КИС «Lego Racers»);
  • осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей (поиск и обработка информации с использованием образовательных информационных ресурсов, таких, как федеральные порталы, образовательные сайты, электронные журналы, телеконференции и т. п.);
  • автоматизация процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента на базе программ компьютерной психодиагностики (например, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна) и учебно-игровых комплексов (например, «Готовность к школьному обучению» Четвертакова К. В.).

5. Требования к отбору компьютерных игровых средств

5. 1. Психолого – педагогические требования к отбору КИС

Анализ исследований Горвица Ю. М., Новоселовой С. Л., Радевой Р. Е., Смирновой Е. О., Тихомирова О. К., Фомичевой Ю. В., Шмелева А. Г. и др. в области использования компьютера в дошкольном образовании позволил адаптировать следующие требования к отбору КИС для проведения работы с дошкольниками по развитию речи, внимания, памяти, моторики.

Психолого-педагогические требования:

  • наличие в КИС информации, адаптированной к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;
  •  предоставление в КИС возможности моделирования объектов реального мира, обеспечивающее развитие пространственного мышление дошкольников;
  • возможность выбора в КИС уровня сложности обучающей игры и режима работы;
  • предоставление возможности в КИС незамедлительной обратной реакции на действие дошкольника в психологически комфортной среде;
  • наличие в КИС мультимедиа объектов;
  • реализация в КИС дидактических принципов обучения.  

5.2. Технико-технологические требования к отбору КИС

Технико-технологические требования:

  • возможность функционирования КИС в локальном и в сетевом режиме;
  •  обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям дошкольника, педагога, родителя.

5. 3. Эргономические требования к отбору КИС

Эргономические требования:

  • организация визуальной среды КИС адекватно параметрам цветовых характеристик, пространственного расположения информации на экране монитора, организации диалога, звукового сопровождения, буквенно-цифровой символики и знаков;
  • наличие в КИС крупных, обобщенных, без мелких, отвлекающих деталей изображений (Вострокнутов И. Е., ГлушковаЕ. Г., Горвиц Ю. М., Леонова Л. А., Сазанюк З. И., Степанова М. А., ЧайноваЛ. Д.).

6. Функционально-методическое назначение КИС в работе с дошкольниками.

На основе типологии программных средств по методическому назначению (Роберт И. В.) и классификации компьютерных образовательных программ для детей дошкольного возраста (Горвиц Ю. М.), с целью включения в содержание обучения педагогов-психологов определено функционально-методическое назначение КИС в работе с дошкольниками:

  1. диагностика уровня развития психических процессов дошкольников;
  2. подготовка к школе;
  3. развитие речи, внимания, памяти, моторики и эмоциональное развитие дошкольников;
  4. реализация комплекса методических целей.

6.1.1. КИС, направленные на диагностику уровня развития психических процессов

 КИС, направленные на диагностику уровня развития психических процессов дошкольников предназначены

  • для контроля (самоконтроля) уровня овладения дидактическим материалом; выявления творческих способностей детей;
  • определения уровня готовности к обучению в школе;
  • диагностики отклонений в развитии;
  • оценки уровня развития моторики, психических и психофизиологических свойств личности.

Используются на начальном этапе для диагностики отклонений в развитии дошкольника, на конечном – для констатации результатов педагогического воздействия (например, «графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста»).

6.1.2. КИС, направленные на подготовку к школе

КИС, направленные на подготовку к школе предназначены

  • для решения дидактических задач, представленных в игровой форме и обеспечивающих формирование у дошкольников начальных представлений о математических объектах; пропедевтическое обучение чтению и письму;
  • пропедевтику иностранного языка;
  • формирование пространственной ориентации;
  • формирование понятий о систематизации и классификации (например, «Азбука»).

Используются для решения дидактических задач, обучения дошкольников отсутствующим знаниям, умениям, навыкам.

6.1.3. КИС, направленные на развитие ВПФ и эмоциональное развитие дошкольников

КИС, направленные на развитие речи, внимания, памяти, моторики и эмоциональное развитие дошкольников за счет формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов, моделирования на экране компьютера игровой ситуации (например, набор игр пакета «КИД/Малыш»: «Новоселы», «Витраж», «Танцующая гусеница») и эмоционального развития дошкольников (например, «Лови волну»).

6.1.4. КИС, направленные на воспитание дошкольников

КИС, направленные на воспитание дошкольников (эстетическое, нравственное, экологическое и др.) за счет моделирования на экране компьютера поведенческих ситуаций (например, «Уроки тетушки Совы»).

6.2. Виды КИС по формируемым ключевым умениям дошкольника

Опираясь на исследования Анфисовой С. Е., Дыбиной О. В., Кузиной А. Ю., Сидорчук Т. А. в области формирования ключевых умений дошкольников, выявлены виды КИС в зависимости от формируемых ключевых умений дошкольника (информационных, коммуникативных, технологических).

КИС, направленные на формирование информационных умений дошкольника предоставляют возможность самостоятельно или с помощью взрослого осуществлять деятельность по манипуляции информационными объектами, направленную на развитие речи, фонематического слуха и т. п., моделированию объектов и ситуации на экране компьютера, способствующую приобретению опыта в экспериментально-исследовательской деятельности.

КИС, направленные на формирование коммуникативных умений дошкольника предоставляют возможность компьютерного моделирования ситуации взаимодействия (по типу «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый») в разных условиях, позволяющих дошкольнику оценивать представленную информацию, выбирать ответ или ситуацию, наиболее для него приемлемую (быть толерантным, выслушивать другого и приходить к общему решению, вести диалог со взрослыми и сверстниками, отстаивать свою точку зрения, оказывать и принимать помощь).

КИС, направленные на формирование технологических умений дошкольника предоставляют возможность осуществлять деятельность по заданному алгоритму, что формирует у дошкольников умение действовать в новых аналогичных ситуациях и устанавливать в них причинно-следственные связи, планировать саму деятельность, доводить начатое дело до конца, прогнозировать результаты своей деятельности, занимать активную, созидательную позицию.

Таким образом, выявлены направления использования ИКТ в дошкольном образовании, выделены возможности КИС, адаптированы требования к их отбору, а также определено их функционально-методическое назначение.

7. Принципы реализации ИКТ

Опираясь на исследования Козлова О. А., Лавиной Т. А., Леонтьева А. А., Роберт И. В. в аспекте разработки принципов реализации ИКТ в области информатизации образования, обоснованы и сформулированы принципы реализации ИКТ в области в дошкольного образования.

  • Принцип реализации направлений использования ИКТ в дошкольном образовании предполагает отражение в структуре содержания  следующих аспектов деятельности дошкольных педагогов-психологов: создание учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики; использование КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики; осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей; автоматизация процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента.
  • Принцип фундаментальности означает включение теоретических вопросов, связанных с методологией отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания в современных условиях информационного общества, в том числе с теорией создания программных средств учебного назначения, а также вопросов, направленных на решение практических педагогических задач в области использования средств ИКТ в деятельности дошкольного педагога-психолога.
  • Принцип опережающего характера обучения предполагает возможность непрерывного самосовершенствования педагога-психолога в области владения средствами ИКТ и КИС для осуществления работы с дошкольниками, родителями и педагогами, включение новой тематики, отражающей современные достижения педагогической, психологической науки и ИКТ в соответствии с перспективами их использования в дошкольном образовании.
  • Принцип прикладной направленности предполагает наличие содержательных модулей, формирующих готовность педагога-психолога применять ИКТ и КИС в своей деятельности.
  • Принцип инвариантности и вариативности предполагает возможность сформировать содержание, в котором выявлено единое для всех дошкольных педагогов-психологов содержание в области общих вопросов использования ИКТ в дошкольном образовании, а с другой – необходимость осуществления специализированной подготовки, отражающей теоретические и методические аспекты использования КИС в работе с дошкольниками.
  • Принцип использования демонстрационных примеров предполагает использование готовых КИС, реализующих возможности ИКТ и технологии их адаптации; создание элементов развивающих программ, способствующих выстраиванию на их основе диалога между ребенком и компьютером, педагогом и родителями, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, единства действий и требований учреждения, семьи.
  • Принцип наглядности разрабатываемых учебно-методических материалов и дидактических игр за счет реализации дидактических возможностей ИКТ предполагает использование как программных средств (например, электронных учебных пособий с мультимедийным контентом), так и аппаратного обеспечения (цифровых проекторов, веб-камер и другого оборудования для организации видеоконференций и презентаций).
  • Принцип изучения способов информационной деятельности предполагает овладение способами информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях информатизации дошкольного образования: организация интерактивного диалога, визуализация предлагаемой информации, моделирование объектов и процессов, автоматизация контроля и самоконтроля деятельности дошкольников, овладение методами структурирования и поиска методической, информационно-справочной информации, разработки и ведения базы данных КИС и учебно-методических материалов.

Разработаны методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию ИКТ и КИС в дошкольном образовании, содержащие описание выбора организационных форм.

1. Занятия в игровой форме с использованием КИС (индивидуальные, групповые, фронтальные) предполагают: обучение, направленное на развитие у дошкольников развития речи, внимания, памяти, моторики; повторение и закрепление ранее пройденного материала; осуществление экспериментальной деятельности дошкольников; моделирование и проигрывание ситуаций, которые дошкольник может встретить в быту, в школе, во время спортивного отдыха.

2. Виртуальные экскурсии на базе ресурсов глобальной сети по городам, музеям, библиотекам.

3. «Кружковая работа» по использованию ИКТ для развития творчества дошкольников, предполагающая работу педагога-психолога с дошкольниками по созданию компьютерных игр на базе специализированных компьютерных программ (Macromedia Flash, «Незнайка на Луне», «Click-and-play»); созданию рисунков и фотографий с использованием графических редакторов (Paint, Photoshop, Claris Works, «Мышка Мия. Юный дизайнер», «ПервоЛого и Лого миры» и др.); созданию анимационных и интерактивных мультфильмов с использованием конструкторов («Мульти-Пульти») и программ для создания анимированных изображений («Image Ready», «Ulead Gif Animator» и др.).

8. Преимущества использования ИКТ в работе с родителями дошкольников

Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями, создания единого информационного образовательного пространства.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
  • оперативное получение информации;
  • расширение информационных потоков;
  • создание электронных газет, журналов.


Заключение

Переход к информационному обществу влечет за собой радикальные изменения в сфере образования. Будущим поколениям предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть информация и научные знания. Новые модели образования должны реализовывать следующие принципы, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ», которые признаны мировым сообществом.

В современных моделях образования для информационного общества базовыми элементами являются национальный образовательный стандарт; ученик; учитель; школа как реальное пространство, в котором осуществляются наиболее значимые для образовательного процесса действия; семья (родители) как социальный институт; дом как реальное пространство для продолжения образовательного процесса; инфраструктура, построенная по сетевому принципу и основанная на информационных и коммуникационных технологиях, объединяющая базовые элементы между собой и соединяющая систему образования с внешней средой. Средства информационных и коммуникационных технологий и их динамичная смена оказывают влияние на структуру и характер взаимодействия базовых элементов, в которое они вступают для реализации положений образовательного стандарта.

Постепенное развитие рыночной экономики приводит к тому, что вопросам интеграции ИКТ в систему образования уделяется значительно больше внимания со стороны государства и бизнеса, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы страна была конкурентоспособной на мировом рынке. Все большее значение для системы образования приобретает фактор широкого использования информационных технологий детьми, родителями, педагогами  и другими участниками образовательного процесса вне этой системы. Это приводит к тому, что система образованияявляется потребителем технологии, первоначально разработанной и созданной не для использования в учебном процессе, и знание ее потенциальных возможностей становится необходимым для рационального использования этих возможностей в образовательном процессе.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на повсеместное использование средств ИКТ, в том числе в образовании, главным для современного педагога остается владение педагогической теорией. Именно педагогика определяет, какие технологии и каким образом следует использовать педагогу для решения профессиональных задач.


          

Список литературы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  7.  Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
  8. Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы в работе педагога-психолога как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников // Информатика и образование. 2006. № 12. С. 108–111.
  9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  10.  Ягодина Л. А. Подготовка педагога-психолога к использованию средств ИКТ и компьютерных игровых средств в работе с дошкольниками // Информатика и образование. 2008. № 6. С. 84–86.
  11.  Ягодина Л. А. Роль компьютерных игр в социализации детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской науч. конф. / Тольятти, 2003. С. 194–195.
  12.  Ягодина Л. А. Компьютерные игры как средство развития познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы математического образования и культуры: Тезисы докладов Междунар. науч. конф. Тольятти, 2003. С. 139–140.
  13.  Ягодина Л. А. Развитие творческих способностей педагогов-психологов на базе компьютерных игр при работе с дошкольниками // Развитие рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Сборник трудов Междунар. науч. – практ. конф. НОУ «ТиТТиП», Фонд «Развития через образование». - Тольятти, 2005. С. 46–48.
  14.  Ягодина Л. А. Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием компьютерных игр в условиях детского сада// Материалы III Междунар. конф. Методы ОТСМ-ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3 – 10 лет: Тольятти; Ульяновск, 2005. С. 117–120.
  15.  Ягодина Л. А. Компьютерные игры – новые педагогические информационные технологии в системе дошкольного воспитания // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов V Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2005. С. 235–238.
  16.  Ягодина Л. А. ИТ в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками как средство стабилизации эмоционального состояния // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 24. С. 166–173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».

Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...

Психолого-педагогическое сопровождения участников образовательного процесса

Организация сопровождения образоватльного процесса в ДОУ...