Главные вкладки

    Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
    рабочая программа на тему

    Башкатова Наталья Евгеньевна

    Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    Наименование программы

    «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    Нормативно-правовая база разработки программы

    Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».                                                                                                           Положение о Службе практического психолога в системе Министерства образования РФ (утверждено приказом Минобразования России от 22октября 1999г №636)                                                               Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1января 2014 Федерального Закона «Об образовании  в РФ»                                                                                                                       Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90г.                                                                                                                                 Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8.12.95г.                                                                                                          Письмо Министерства образования РФ от 7.04.1999г №70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»                               Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».                                                  Постановление Министерства труда и социального развития РФ от27.09.96г №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации психологической поддержке населения РФ».

    Разработчики и исполнители программы

    Объект психолого-педагогического сопровождения

    Педагог-психолог Башкатова Н.Е, заведующая детским садом Никульшина Н.Т, Зам.по УМР Миронович Л.Ю

    Воспитанники ; педагоги, реализующие ФГОС ДО; родители.

    Цель программы

    Обеспечение психолого-педагогических условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и уровня развития, необходимых для успешного освоения ими образовательных программ.

    Задачи

    Создание для воспитанников психологически безопасной образовательной среды

    Осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка. Профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.

    Систематически отслеживать психолого- педагогический статус воспитанника и динамику его психического развития в подготовке к школьному обучению.

    Содействие воспитанникам в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного маршрута  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации , компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ДО.

    Сроки реализации программы

    5 лет 2014-2018гг.

    1 Этап (2014-2015гг)

    - Изучение пакета нормативных документов; изучение проблемы и составление программы «Психолого- педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО».

    - Создание системы адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики личностных результатов воспитанников разных возрастных групп (на каждом возрастном этапе развития)

    2 Этап (2014-2015гг)

    -апробация программы психолого-педагогического сопровождения

    - апробация программы психолого-педагогической диагностики для изучения образовательных потребностей и интересов воспитанников и их родителей.

    - апробация программы по развитию психолого-педагогической компетенции педагогов, администрации и родителей.

    3 Этап (2014-2015гг)

    - психологическое обследование, оценка уровня готовности детей к школьному обучению

    - адаптация детей при поступлении в ДОО.

    -психолого-педагогическая работа с воспитанниками по индивидуально-образовательному маршруту, направленная на преодоление трудностей.

    - психопрофилактика и консультирование (информирование родителей и педагогов по проблемам обучения и развития дошкольников)

    - осуществление преемственности между детским садом и школой.

    4 Этап (2015-2016гг)

    - реализация и контроль динамики результативности реализации программы.

    - коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в развитии и в освоении программ.

    - индивидуальная помощь детям, находящихся в семьях «группы риска»

    5 Этап (2017-2018гг)

    - итоговый мониторинг результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы детского сада.

    - мониторинг результатов апробации программы. Внесение изменений в программу психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО.

    Ожидаемые и конечные результаты реализации программы.

    - реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» , с учетом профессиональных возможностей и потребностей детского сада.

    - психологизация воспитательно-образовательного процесса в свете требований ФГОС ДО.

    - улучшение качества психолого- педагогических условий, способствующих повышению уровня развития личности ребенка и его индивидуальных особенностей на разных этапах развития.

    - повышение уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ДО.

                                        Пояснительная записка.

    Актуальность. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе дошкольного образования определяют ряд новых функций педагога психолога ДОО. Прежде всего, учитывается  оценка качества дошкольного образования, особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том, числе с ограниченными возможностями здоровья, возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

              В связи с этим должна быть модернизирована система развития детского сада: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам деятельности в содержании и организации образовательной среды детского сада, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

              В настоящее время принята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все остальные  направления работы (коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение и др.) осуществлялись в комплексе и это позволяет наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.

              Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом детского сада, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества развития личности  ребенка в детском саду.

             В программе рассматривается модель деятельности педагога-психолога в условиях сопровождения воспитанников первой ступени образования при реализации новых образовательных стандартов, определяются целевые ориентиры и содержание деятельности, предлагается примерная модель сопровождения воспитанников разных возрастных групп и программа психолого-педагогической диагностики.

             Цель: обеспечение психолого-педагогических условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и уровня развития, необходимых для успешного освоения ими образовательных программ.

            Задачи: 

             Создание для воспитанников психологически безопасной образовательной среды

             Осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка. Профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.

             Систематически отслеживать психолого- педагогический статус воспитанника и динамику его психического развития в подготовке к школьному обучению.

              Содействие воспитанникам в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного маршрута  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

              Создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации , компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ДО.

              Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы  психолого- педагогического сопровождения введения ФГОС ДО на первой ступени образования, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: воспитанников, педагогов и родителей. Данная система должна обеспечить полноценное развитие личности ребенка и формирование у него необходимых умений и навыков для дальнейшего обучения в школе.

     

           Формирование личности ребенка происходит в его активной       деятельности. Автором данной теории является А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории  является идея, заключающаяся в том, что на каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность (общение, игра, учение, труд), обуславливающая основные изменения личности.

           Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

         

     От 1 до 3 лет.

            Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

           Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Основной способ познания ребенком окружающего мира – это метод проб и ошибок. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение.

    К 3-м годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «я», но и того, что «я хороший», сознание этого и появление личностных действий продвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет- граница между ранним и дошкольным детством. По выражению Д.Б.Эльконина ,кризис выделения своего «я».

        Л.С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие. Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии с взрослым и сверстниками.

       Дошкольное детство большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3-7 лет. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция.

     Дети 3-4 лет. На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Речь, становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Память носит непроизвольный характер. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

         Способ познания – экспериментирование, конструирование. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

           Психологическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения, расширением кругозора ребенка. Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становятся интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку.

         В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка  направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Начинает формироваться образно-схематическое мышление. Основной способ познания- общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и эксперементирование. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

        Итак, к концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо», и что такое «плохо», а так же может оценивать не только чужое, но и свое поведение. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной. На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления. Происходит развитие внутренней речи.

    К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры- только для мальчиков и только для девочек. Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе. Можно выделить ряд признаков(сильное желание учиться и посещать школу, широкий круг знаний об окружающем мире, может выполнять основные мыслительные операции, уровень психической и физической выносливости, развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств, определенный уровень речевого  и коммуникативного развития)

    Психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т.е с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

            Таким образом, в основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

            Теоретико-методологической основой разработки Программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОО стали:

    Общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С.Якиманская); разработка индивидуального маршрута развития ребенка (М.Р. Битянова, Т.А. Глазкова, Я.Л. Коломинский, Н:М. Рожков, Г.И. Симонова )  

    - фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития ребенка-дошкольника и современные подходы к проблеме социализации индивида в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.М. Кларина, В.Т. Кудрявцев, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);

    - идеи гуманизации как основа современного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Роджерс, И.С. Якиманская и др.);

    - теоретико-практические обоснования педагогического сопровождения в образовательном процессе (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.В. Коротаева, И.А. Липский, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и ДР-).

    - современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И.Казакова, Т.И.Чиркова).

            Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников, которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с детьми.

    В теоретико-практических работах по педагогическому сопровождению изучаются: содержание понятия «сопровождение» в образовании; задачи и принципы педагогического сопровождения; роль педагога в развитии личности ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Т.А. Глазкова, Я.Л. Коломинский, Н:М. Рожков, Г.И. Симонова и др.).

    Но при широком-обращении к понятию «педагогическое сопровождение» следует отметить, что исследования-его специфики применительно к дошкольному возрасту недостаточны. Чаще всего педагогическое сопровождение предполагает определение образовательного маршрута или траектории развития ребенка, разработку индивидуальных программ обучения и развития детей (Л.В. Байбородова, 0;Б. Дарвиш и др.)

      Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка.

       М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

       В данной программе используется концепция психологического сопровождения М.Р.Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого- педагогическое сопровождение – это научное психолого- педагогическое обеспечение образовательного процесса.

         Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р.Битяновой:

    1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе деятельности;
    2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка.
    3. Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями.

    Введение ФГОС ДОО предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.

    Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.

       В условиях перехода дошкольного образовательного  учреждения на ФГОС  традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и воспитанников.

    1.Профилактика- то одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

    2.Диагностика- (индивидуальная,групповая,скрининг). Можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении: во первых, когда мы отслеживаем нормы развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 л и старше), так как дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по критериям на каждом возрастном периоде. А так же сопровождение готовности ребенка к школьному обучению

    3.Консультирование (индивидуальное, групповое) осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

    4.Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная, групповая) Формирование потребности в познании чего-то нового, возможности его приобретения и реализация в деятельности, в общении между сверстниками и воспитателями. Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремиться приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

    5. Психологическое просвещение и образование – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей. Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе.

    6.Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений)

     Работа с воспитанниками.

    -Наблюдение за детьми в разных возрастных группах. Изучение медицинских карт -сбор анамнестических сведений о воспитанниках. Подбор психодиагностических методик.

    -Изучение атмосферы в старших и подготовительных группах (взаимоотношение между детьми). Тест «Я и школа».

    -Диагностика детей всех возрастных групп «Благополучие ребенка в группе»

    -Индивидуальная и групповая диагностика проблемных детей. Составление психологических заключений.

    -Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа. Выявление категорий детей с определенными способностями.

    -Диагностическое обследование детей подготовительных групп «Что я знаю и умею»

    -Оформление выставки детских рисунков  «Самый добрый человек», «Моя семья», «Школа».

    -Индивидуальная работа с детьми, имеющими низкие показатели познавательного развития и недостаточной подготовленности к школе.

    Работа с педагогами.

    Основная задача – подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.

    1. Активизация профессиональной рефлексивной позиции воспитателя.
    2. Преодоление психологических барьеров.
    3. Активизация инновационной деятельности воспитателя, освоение новых технологий и методов работы.

    Важной целью является разработка системы психологической поддержки эмоционального здоровья педагогов и развитие творческого потенциала, направленного на адаптацию педагогов к ФГОС. Разработан блок работы с педагогами «Эмоциональное здоровье педагога». Данная работа представлена в виде занятий с методами активного социально-психологического обучения. Программа рассчитана на  4 встречи , которые логически связаны между собой:

    1. Семинар-практикум «Что такое эмоциональное здоровье и как его сохранить»
    2. Тренинг «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе»
    3. «Сохранение эмоционального здоровья педагогов методами арттерапии».
    4. «Психологическая гостиная», направленная на формирование осмысления профессиональной деятельности и развитие творческого профессионального потенциала.

    Данная работа позволяет педагогам на только сохранить свое эмоциональное здоровье, но и повысить уровень психологических знаний и компетентность, а так же овладеть навыками саморегуляции и релаксации, создать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе.

    Работа с родителями.

    -Просветительская работа. Просвещение родителей в поддержке развития личности ребенка. Проводится в форме анкетирования, совместных занятий с детьми, общих групповых родительских собраний.

    - консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников в детском саду и при подготовке к школьному обучению и развитию ребенка в разных видах деятельности. Оно может проводится как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации , лекции, семинары, так же в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов, по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешение конфликтов, выставки детских работ, в которых принимают участие как родители, так и дети.

    - профилактическая работа с родителями, с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

    Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

    Особенности реализации программы в условиях дошкольного образовательного учреждения.


    В МКДОУ БГО Детского сада №16 комбинированного вида на протяжении многих лет психологическая работа строится по модели психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. С внедрением ФГОС ДО возникла потребность в совершенствовании этой модели.

    Приоритетные направления работы МКДОУ .

    -обеспечение прав ребенка на качественное, доступное обучение, способствующее  личностному развитию воспитанников с учетом их склонностей, особенностей, интересов;

    - развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий обучения в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;

    - дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей познавательному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;

    - формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа семей воспитанников в спортивно-массовые мероприятия;

    - обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в дошкольном учреждении;

    - введение ФГОС в ДОО.

    Цель дошкольной образовательной организации- продолжать в лучших традициях и, опираясь на богатейший опыт педагогики, развивать систему воспитания в детском саду в соответствии с требованиями времени. Обеспечение социальной успешности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Состав воспитанников.

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной деятельности.

    Виды деятельности

    Категории участников образовательного процесса

    Мероприятия, формы работы

    Сроки проведения

    Планируемые результаты

    Диагностическая работа

    Педагоги

    Диагностика готовности к введению ФГОС, уровня осведомленности о механизмах реализации ФГОС.

    Выявление профессиональных затруднений в период перехода на ФГОС.

    Диагностика потенциала воспитателя при внедрении стандартов.

    Сентябрь

    Ноябрь

    2 раза в год

    Формирование мотивационного компонента готовности педагогов, внутренней позиции педагога в условиях ФГОС.

    Воспитанники

    Родители

    Диагностика адаптации вновь прибывших детей.

    Диагностика особенностей психического развития.

    Диагностика готовности детей к школьному обучению.

    Отношение к ДОУ (анкетирование).

    Диагностика потенциала семьи в плане помощи развития и освоения программы детьми.

    Диагностика родительских представлений о готовности ребенка к школьному обучению по ФГОС.

    1 раз в год

    1 раз в год

    1 раз в год

    В течении года

    Выявление особенностей развития ребенка. Оценка подготовлен-ности детей к школьному обучению и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.

    Психологи-ческий мониторинг

    Воспитанники

    Мониториг развития личности ребенка и познавательных процессов

    3 раза в год

    Отслеживание динамики развития

    Педагоги

    Мониторинг степени удовлетворен-ности внедрением стандартов.

    1 раз в год

               

    Родители

    Мониторинг удовлетво-ренности родителей предметно-пространственной средой

    1 раз в год

    Психологи-ческое просвещение

    Педагоги

    Изучение опыта внедрения стандартов других детских садов.

    Проведение семинаров, лекториев, анкетирования по обучению педагогов методам и приемам взаимодействия с детьми и с педагогическим коллективом, развитие коммуникативных навыков, сплочения коллектива; помощь в улучшении процесса адаптации.

    По плану

    Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов.

    Родители

    Лектории, посвященные особенностям развития ребенка, особенностям развития трудных детей. Просвещение родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    В течении года

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

    Психологи-ческое консультиро-вание

    Воспитанники

    Помощь по формированию коммуникативных навыков и познавательных процессов.

    Корректировка психического развития и индивидуальных особенностей личности ребенка с учетом диагностики.

    В течении года

    Педагоги

    Преодоление психологических барьеров деятельности педагога. Консультирование по вопросам поведенческих проблем ребенка.

    По запросу.

    Снижение уровня психологической тревожности.

    Экспертное

    Родители

    Педагоги

    Посещение занятий

    По запросу

    По запросу

    Коррекция и развитие

    Воспитанники

    Развитие познавательных процессов, регуляция поведения, индивидуальных качеств личности. Программа «По подготовке детей к школьному обучению»

    Профилактика

       

    Педагоги

    «Психологическая гостиная» Задача: формирование осмысления профессиональной деятельности. Поиск новых ресурсов, активация инновационной деятельности педагога, освоение новых технологий и методов работы.

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и социализация.

    Виды

    Деятельности        

    Категории участников образовательного процесса

    Планируемые мероприятия, формы работы

    Сроки проведения

    Планируемый результат

    Диагностическая работа

    Воспитанники

    Составление социологических карт по группам, составление списков:

    - Семьи «группы риска»                                                                                  -проблемных семей, многодетных семей, малообеспеченных семей, неполных семей.                                                                            

    1 раз в год

    Родители

    Индивидуально

    По мере необходимости

    Психологический мониторинг

    Воспитанники

    «Здравствуй это я», «Давайте познакомимся»

    1 раз в год

    Все участники

    Предметно-пространственная среда (система взаимоотношений «ребенок –педагог-взрослый»

    Психологическое просвещение

    Педагоги

    «Экология и здоровье детей»

    По плану

    Родители

    Лекторий «Как сберечь здоровье дошкольника»

    По плану работы с родителями

    Психологическое консультирова-ние

    Все участники

    По запросу

    Экспертное

    Педагоги

    Посещение воспитательных мероприятий, конкурсов

    По запросу

    Коррекция и развитие

    Воспитанники

    «Семья глазами ребенка», «Мы будущее поколение»

    По плану

    Социальное проектирование

    Воспитанники

    «Внутренний мир ребенка» , «ЗОЖ», «Моя семья»

    По плану

    Литература:

    1.Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе : Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения (Н.В.Бабкина .- М.:Айрис-пресс, 2005- 144с.

    2.Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. – 102 с.

    3.Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/ Н.В. Кирюхина- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006,- 112с.

    4.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод.пособие М. Просвещение, 2004

    5.Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для студентов выс.пед. учеб. Завед./ Е.О. Смирнова М.: Гуманит. Изд.центр ВлаДос, 2003,-64с

    6.Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера.- М.,1999

    7.Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной,- М.,1995

    8.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996

    9.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях / Под ред. Л.М. Митиной М.,2010

    10.Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

    Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

    ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

    ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

    "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

    «Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...