Главные вкладки

    Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию. Искусство общения».
    методическая разработка на тему

    Воронина Светлана Викторовна

    В ходе семинара рассматривается проблема речевого насилия. Причины.Последствия для детей. Способы преодоления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon konspekt_seminara.zip35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект семинара «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию. Искусство общения».

    Задачи:

    1. Расширить представления педагогов о признаках речевого насилия.
    2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психологическое здоровье детей.
    3. Отработать с участниками техники:

    - саморегуляции;

    - предоставлене  воспитанникам обратной связи относительно их поведения;

    - введение правил, ограничений на действия детей.

    Ход занятия

    1. Разминка. Упражнение «Моей любимой игрушкой  была….»
    2. Вступительное слово
    3. Ведущий знакомит участников  с темой и задачами практического занятия.

    Информация для участников.

     В образовательных стандартах заложено  несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

    Ключевая линия дошкольного детства — это социализация ребенка в обществе, приобщение к ценностям культуры,  через ведущий вид детской деятельности — игру.

    Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

     Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса считается создание безопасной развивающей среды, сохранение не только физического, но  и психологического  здоровья детей. Одна из задач педагога-психолога  - содействовать  гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

    В том числе, защита маленького ребёнка, при необходимости, от  плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребёнка), педагогами, воспитателями.

    Необходимо напомнить, что кроме физического насилия существует психологическое (или эмоциональное насилие – это совершённое  по отношению к ребёнку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребёнка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

    Сегодня мы акцентируем внимание на речевом насилии, которое совершается при помощи речевых средств. Оно представляет угрозу                                                                                      психическому и психологическому здоровью ребёнка.

    3. Упражнение  «Детская обида»

    Материал: бланки для упражнений «Детская обида» (лист бумаги, разделённый на три графы: «Обидные слова, «Эмоции, чувства», «Последствия»).

    Примечание. Упражнение выполняется индивидуально каждым участником на отдельных листах бумаги. Ведущий сразу оговаривает, что написанное не будет передано огласке без желания участника. Однако, после выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.

    Инструкция ведущего: «Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то оставляют следы в нашей психике и нашем теле.

    В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаем вам вспомнить вашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (Ведущий раздаёт бланки для выполнения данного упражнения) Возьмите лист бумаги, разделённый на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй – укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей – отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь».

    Информация для участников. Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесённые словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека.  Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии,  изливают её на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как воспроизводство  жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершённых подростками преступлений, сопряжённых с насилием.

    Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы  депрессии и тревожности, и в течении жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удаётся в жизни.

    У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

    1. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия»

    Материал: рисунок «Портрет ребёнка подвергшегося речевому насилию», памятка на каждого участника «Признаки речевого и психического насилия над ребёнком».

    Инструкция. Участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребёнок подвергся речевому насилию. Ведущий предлагает обратить внимание на «Портрет ребёнка, подвергшегося речевому насилию». После того как участники высказались,  ведущий подводит итог  и раздаёт памятки «Признаки речевого и психического насилия над ребёнком».

     Признаки речевого и психического насилия над ребёнком

    -постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

    -беспокойство, тревожность, нарушение сна;

    -агрессивность;

    -склонность к уединению;

    -неумение общаться;

    -нервный тик, энурез;

    -вредные привычки;

    -задержки умственного развития, плохая успеваемость;

    -различные соматические заболевания;

    -проблемы с едой;

    -излишняя уступчивость или осторожность;

    -низкая самооценка;

    -антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

    5.Информация для участников

    Особое внимание должно уделяться проблеме выявления и предупреждения насилия в образовательных учреждениях. Среди причин насилия специалисты выделяют следующие:

    - семейные – мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор за ними, наличие моделей агрессивного поведения дома, которые могут включать физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу;

    - индивидуальные – темперамент ребёнка относится к явлениям, которые определяют  основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками;

    - социальные – известно, что социальный контекст и надзор имеют решающее значение для частоты проявления и  тяжести проблем насилия. Хотя педагоги  не могут контролировать индивидуальные и семейные факторы, формирующие склонность детей к насилию, его тяжесть может быть значительно снижена за счёт надлежащего надзора, вмешательства в конфликт и общего климата в учреждении. Надзор за детьми имеет большое значение. Необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению к друг другу строилось по высоким стандартам.

    Педагогам стоит помнить о том, что, что Закон РФ «Об образовании» предусматривает в статье 56 административное наказание  педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

    6.Упражнение «Словарь отрицательных оценок»

    Материал: большое количество нарезанных листочков бумаги прямоугольной формы 4х9 см (до 100 штук); магнитофон, доска, магниты; 15 демонстрационных листов А4 «словарь отрицательных оценок»: «угрозы в адрес ребёнка», «Замечания высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка (в том числе публичные унижения)», «Принижение успехов ребёнка», «Постоянная критика в адрес ребёнка», «Подавление инициативы», «Обвинение ребёнка (брань, крики), «Наказание за неправильный ответ», «Некорректное указание по поводу внешнего вида», «Насильственное вызывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя», «Привилегированное отношение к заискивающим детям», «Отказ в утешении, когда дошкольник испуган или подавлен», «Негативная характеристика ребёнка», «Отождествление ребёнка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем», «Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи», «Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку», «Высмеивание перед группой детей»; клей-карандаш.

    Инструкция ведущего: «В работе М.В. Старикова и А.В. Полищук «Насилие в образовании» отмечается, что элемент речевого насилия глубоко проник в образование, насилие представляется фактом нежелательным, но неизбежным. Следовательно, грамотная организация образовательного процесса предполагает сведение к минимуму, а в перспективе – исключение самого факта насилия в образовании.

    Предлагаем вам вспомнить слова и выражения педагогов, которые содержат отрицательную оценку деятельности детей, написать каждую фразу на отдельном листочке. Бланки не подписываются. Каждый может привести любе слова и фразы педагога. Сейчас мы создадим один большой словарь отрицательных оценок, наклеивая все высказывания к представленным  в таблицах формам поведения взрослого».

    Примечание. Участники с помощью клея-карандаша наклеивают свои листочки в демонстрационную таблицу на листе ватмана «Словарь отрицательных оценок».

    -угрозы в адрес ребёнка;

    -замечания, высказанные в оскорбительной  форме, унижающие достоинство ребёнка (в том числе публичные унижения);

    -принижение его успехов;

    -постоянная критика в адрес ребёнка;

    -подавление инициативы;

    -обвинение в адрес ребёнка (брань, крики);

    -наказание за неправильный ответ;

    -некорректное высказывание о внешнем виде:

    -насильственное вызывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя;

    -привилегированное отношение к заискивающим детям;

    -отказ в утешении, когда дошкольник испуган или подавлен;

    -негативная характеристика ребёнка;

    -отождествление ребёнка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем;

    -перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;

    -открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.

    7.Групповая работа «Техника обратной связи для оценки поведения детей»

    Материал: схема «Я-сообщение»; 4 таблицы «Обратная связь педагогов относительно поведения детей». Слово ведущего: «Возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике?

    Оценка – первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и  в собственном «Я». Она – основа для формирования самооценки ребёнка.

    Иногда эмоции, вызванные поступком ребёнка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя – прямая, чаще всего негативная оценка личности ребёнка в целом, а не отдельного его поступка. Хороший воспитатель старается разобраться, что же произошло с ребёнком, а педагог «не на высоте» оценивает его характер и личностные качества.      

    Именно здесь и пролегает граница между профессиональным и непрофессиональным общением, или психологически грамотным и  безграмотным взаимодействием.

    Существует ряд методик  и упражнений для освоения взрослыми элементов психологически грамотного взаимодействия с детьми, обучения предоставления ребёнку обратной связи относительно его поведения.

    Для этого нам надо разделиться на 4 группы, рассчитавшись с помощью слов «утро», «день», «вечер», «ночь».

    Примечание. На мольберте вывешивается схема «Я-сообщения»

    Я (мне)…

    Описание чувств, переживаний и эмоций

    Причины возникновения реакции взрослого

    Безоценочная  характеристика поведения ребёнка в безличной форме

    Возможные последствия, если ребёнок не изменит поведение

    Участникам предлагается рассмотреть таблицу и заполнить колонки №3 («Чувства») №4 («Я – сообщение»).

    Обратная связь педагогов относительно поведения детей (приведён пример заполнения таблицы).

    Ситуация

    Оценка

    Чувства

    «Я-сообщение»

    1.Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу

    а)«А если бы тебе попытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?»

    б)«Что ты делаешь?! Ей же больно!»

    Сострадание

    Огорчение

    «Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и, если будет так дальше продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придётся их спрятать»

    «Меня огорчает, что дети ломают игрушки, потому что потом нам будет не с чем играть»

    2.Двое бегают друг за другом по группе и кричат

    а)«Что за табун носится?»

    б)«Сколько раз вам повторять: в группе нельзя бегать и громко кричать»

    Выполненые задания, группы презентуют, после чего проходит обсуждение.

    Вопросы для обсуждения:

    -Чем отличаются между собой высказывания в колонках «Оценка» и «Я – сообщения»?

    -Какую информацию получает ребёнок из оценочного высказывания (колонка 2), а какую  - из «Я-сообщения» (колонка 4)?

    -Легко ли было сформулировать «Я-сообщение» в каждой ситуации?

    Вывод. Осуждая, порицая, критикуя ребёнка, мы чаще всего задевам его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а так же формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребёнку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить своё поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

    8. Информация для участников «Экстренные меры» (памятка для каждого участника).

    Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышен раздражённый голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, звучат некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит? Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако, отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они  застыли внутри нас, и мы со временем перестали их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети большие мастера по этой части), то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины.

    Между «несимпатичной эмоцией», готовой нас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.

    Примечание. В ходе семинара участники не только проговаривают каждый способ, позволяющий справится с бурными эмоциями, но и выполняли некоторые рекомендации.

    Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями

    1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный выдох. И так несколько раз.
    2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите  ненадолго. Когда снова хлебнёте воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!».
    3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по нёбу и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
    4. Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
    5. Негативные чувства « живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей.  Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.
    6. Скажите чётко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребёнка). Затем выйдите из помещения, в котором находитесь и выпейте стакан воды, желательно холодной. Ещё лучше – минеральной: пузырьки ударят вам в голову (в нос), мысли слегка прояснятся и примут другое направление.
    7. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую.  Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнёте их полностью. Если к тому времени вы ещё не успокоитесь, попробуйте вновь выпрямить скомканные листочки.

    9.Групповая работа «Зонтик правил»

    Материал: 4 листа А4, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисточки, ножницы, цветная бумага, 4 листа А3

    Инструкция ведущего:

    «Что делать воспитателю, чтобы ситуаций речевого насилия не возникало? Необходимость негативной оценки педагогом поведения детей отпадёт, если в группе есть дисциплина и выполняются правила поведения. Мы привыкли к тому, что соблюдать правила детей можно только заставить. Странным покажется кому-то мнение психологов о том, что  дети сами нуждаются в правилах и ограничениях, что они рады их соблюдать, вот только были бы для этого условия.

    Продолжим нашу работу в подгруппах. Запишите на листах бумаги ответ на вопрос «Какие запреты для детей можно услышать в группах детских садов?» (Участники выполняют работу.)

    В списках зачеркните те запреты, без которых можно было бы обойтись, а так же противоречащие естественным потребностям детей в движении и познании окружающего мира. (Участники выполняют задание).

    Сейчас мы с вами изготовим дидактическое пособие для детей - «Зонтик правил» Зонтик защищает нас и близких людей от различных погодных невзгод. Именно таким образом можно представить себе и правила, каждое из которых – словно одна из спиц зонтика, за которую держится защитный тент. Если спиц несколько, то тент будет крепче держаться и защитит нас, если их слишком много, то они могут натянуть тент с такой силой, что он треснет по швам. Задача взрослого «вручить» ребёнку этот «зонтик» и научить пользоваться им. Т.е. помочь ребёнку усвоить правила и обучить его самостоятельно управлять своим поведением в соответствии с ними. Из разных изобразительных материалов изготовьте «Зонтик правил», используя знаки и символы.»

    Примечание. В ходе занятия зонтики получились плоскими (нарисованными на бумаге) или вырезанными из неё, а так же объёмными. Фантазия участников не ограничивается.

    Вывод. Можно выделить несколько причин речевого насилия по отношению к воспитанникам:

    -причины речевого насилия, обусловившие механическое перенесение в сегодняшний день систем воспитания традиционных в прошлом, когда педагогика основывалась на «стирании» индивидуальности ребёнка, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности;

    - психологическая неустойчивость педагогов: как известно, их труд относится к числу наиболее напряжённых в эмоциональном плане, требующих большого самообладания и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками зачастую приводят к эффекту выгорания и делают педагога в многочисленных стрессовых ситуациях одновременно и «палачом» и «жертвой»;

    -профессиональная несостоятельность, выражающаяся в  неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребёнка, провоцирующем нестандартное поведение.

    Для сведения к минимуму ситуаций речевого насилия в детском саду необходимо осознание педагогами его вреда, своевременное отреагирование своих негативных эмоциональных состояний, овладение техниками саморегуляции, предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения, введения правил, ограничений на действия детей. Полная ликвидация речевого насилия быстро не произойдёт, однако правильная реакция на него может способствовать сохранению психологического здоровья и детей и взрослых.

    Рефлексия . Участники делятся  своими ощущениями, впечатлениями от семинара.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     Признаки речевого и психического насилия над ребёнком

    -постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

    -беспокойство, тревожность, нарушение сна;

    -агрессивность;

    -склонность к уединению;

    -неумение общаться;

    -нервный тик, энурез;

    -вредные привычки;

    -задержки умственного развития, плохая успеваемость;

    -различные соматические заболевания;

    -проблемы с едой;

    -излишняя уступчивость или осторожность;

    -низкая самооценка;

    -антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

     «Словарь отрицательных оценок».

    -угрозы в адрес ребёнка;

    -замечания, высказанные в оскорбительной  форме, унижающие достоинство ребёнка (в том числе публичные унижения);

    -принижение его успехов;

    -постоянная критика в адрес ребёнка;

    -подавление инициативы;

    -обвинение в адрес ребёнка (брань, крики);

    -наказание за неправильный ответ;

    -некорректное высказывание о внешнем виде:

    -насильственное вызывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя;

    -привилегированное отношение к заискивающим детям;

    -отказ в утешении, когда дошкольник испуган или подавлен;

    -негативная характеристика ребёнка;

    -отождествление ребёнка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем;

    -перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;

    -открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.

    схема «Я-сообщения»

           Я (мне)…

    Описание чувств, переживаний и эмоций

    Причины возникновения реакции взрослого

    Безоценочная  характеристика поведения ребёнка в безличной форме

    Возможные последствия, если ребёнок не изменит поведение

    Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями

    1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный выдох. И так несколько раз.
    2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите  ненадолго. Когда снова хлебнёте воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!».
    3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по нёбу и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
    4. Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
    5. Негативные чувства « живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей.  Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.
    6. Скажите чётко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребёнка). Затем выйдите из помещения, в котором находитесь и выпейте стакан воды, желательно холодной. Ещё лучше – минеральной: пузырьки ударят вам в голову (в нос), мысли слегка прояснятся и примут другое направление.
    7. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую.  Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнёте их полностью. Если к тому времени вы ещё не успокоитесь, попробуйте вновь выпрямить скомканные листочки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО

    Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....

    Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

    Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

    В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

    Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

    Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

    Семинар-практикум для педагогов "«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

    Цель и задачиЦель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.Задачи:1....