" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
рабочая программа на тему

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеобразовательного вида "Ёлочка" с приоритетным осуществлением деятельности по        познавательно-речевому развитию детей

 

Тема:

" Реализация регионального компонента в образовательном      процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного

образования».

 

                                                                     

                                                                  Воспитатель

                                                                             МДОАУ д/с « Ёлочка»

                                                      В.И.Уреки

Пыть-Ях

2015

Тема:

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования».

         Дошкольное образование уже признано уровнем образования, и это значит, что профессиональный  стандарт педагога,  рассматривается, как системообразующий инструмент для повышения качества образования, а самообразование  работает в соответствии со стандартами.

        ФГОС определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы.

    При этом, объем обязательной части  Программы  составляет 60% от общего объема, а оставшиеся 40% - это та часть Программы, которую формируем мы с вами – участники образовательного процесса. Это могут быть выбранные или, разработанные самостоятельно, парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

  В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Основными  целями  регионального  компонента  являются:

  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
  • ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
  • обеспечение единства образовательного пространства.

         

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
  • обновление содержания общего образования;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

          При определении педагогических условий реализации культурной направленности  регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
  • использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

        Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

        Наш округ  –  это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

        Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы " Мой край - ЮГРА".

Программа рассчитана для детей старшей и подготовительной  группы.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3.  Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4.  Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

        Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

        Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

        Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.

 К объективным условиям относятся:

а)  Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.

б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

        К субъективным условиям относится:

а) Личность воспитателя.

б) Предметно-развивающая среда.

Всё это учитывалось в разработке региональной программы и её реализации.

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.  

  Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.

    Мы ведем  работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развиваем  умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью творческой группой педагогов  д/с «Ёлочка» была разработана авторская программа «Мой край - Югра» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента.  Новизна идеи состоит в том, что программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем включения регионального компонента в примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы».

       Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры   местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.

        Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, округа, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения

  воспитание интереса и любви дошкольников к малой родине на основе ознакомления с родным краем.

Задачи программы:

  1. Развивать у дошкольников интерес к родному краю,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего
  2. Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.
  3. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.
  4. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  5. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
  6. Совершенствование  развивающей предметно-пространственной  среды. 

    Программа  предусматривает  решение  программных   образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    Программа реализуется в процессе интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

    Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Воспитательно-образовательный процесс условно подразделяется на:

•  образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации

       различных видов детской деятельности;

•  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

•  самостоятельную деятельность детей;

    Формы работы:

         Проводятся в помещениях групповых комнат, музыкальном и физкультурном залах, в форме непосредственно образовательной деятельности и организованных экскурсий.

     Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к знаниям о родном крае осуществляется  через применение следующих  методов:

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  • Экспериментирование и опыты
  • Придумывание сказок, рассказов
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы творчества и новизны
  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Решение логических задач
  • Метод моделирования и конструирования
  • Методы развития творчества
  • Игровые приемы
  • Проблемные ситуации и задачи
  • Предположения (гипотезы)

     Основные  разделы  программы  " Мой край - ЮГРА":

 

I  «Мой край ЮГРА, мой город  Пыть-Ях»

1.  Знакомство  с территориальным расположением города и округа, символикой герба и флага ХМАО и города Пыть - Ях, с понятиями «область», «округ», «страна», с историей   возникновения и развития города, героями, принимавшими участие в создании города.

2.  Расширение представлений о достопримечательностях своего города, улиц.

3.  Систематизация знаний детей о людях разных профессий, расширение и углубление представлений  воспитанников о работе нефтяников.

4.  Знакомство с полезными ископаемыми края – нефтью и газом, с их свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

II раздел  «Природа Ханты-Мансийского автономного округа»

    Данный раздел содержит сведения о  разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ХМАО, информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».

III раздел  «Культура коренных народов Югры»

   Включает изучение традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры малых народов севера, а именно ханты и манси, а так же взаимосвязи исторических, природных, социальных, этнических  факторов.

Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...