Главные вкладки

    Основы реализации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
    статья

    Методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_realizacii_obrazovatelnogo_processa.docx22.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основы реализации образовательного процесса

    в условиях внедрения ФГОС ДО

             В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

            Для реализации первого уровня образования в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В феврале 2014 года Минобрнауки России опубликовало «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», в которых были конкретизированы отдельные положения ФГОС ДО.

            Стандарт направлен на достижение следующих целей:

    1) повышение социального статуса дошкольного образования;

    2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества до школьного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

            Содержание стандарта содержит четыре части:

    1. Общие положения.

    2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

    3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

            Важным является то, что в стандарте учитываются:

    1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия по лучения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

    2) возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

            В комментариях к данному пункту подчеркивается, что при реализации программы педагоги «должны ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка».         Принципы дошкольного образования, отраженные во ФГОС, представлены ниже.

    1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, при котором сам ребенок становится субъектом образования.

    3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

    4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    5. Сотрудничество ДОО с семьей.

    6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    7. Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

    8. Возрастная адекватность дошкольного образования.

    9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

            Разделы ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной про граммы дошкольного образования и ее объему», «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» предлагаем вам для самостоятельного ознакомления. Мы остановимся на важных и новых моментах, которые отражают возможности реализации программы для разных детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.

            Изучая раздел «Требования к структуре образовательной про граммы дошкольного образования и ее объему», обратите внимание на следующее:

    • Образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно.

    • Структурные подразделения могут реализовывать разные образовательные про граммы.

    • Программа может быть разработана с опорой на примерную программу или самостоятельно, не опираясь на примерную.

    • Параллельно с реализацией образовательной программы в группе может проводиться дополнительное образование детей за пределами помещения группы. Оно регламентируется локальными актами учреждения.

    • Объем обязательной части программы составляет не менее 60%; часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет не более 40%.

    • Если планируется освоение программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в программу включается раздел «Коррекционная работа».

            В Стандарте выделяют пять основных направлений развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Каждое из направлений будет подробно рассмотрено в дальнейшем. Образовательная программа, как основной документ детского сада, должна включать следующие разделы: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.

            Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. В пояснительной записке отражают: актуальность данной про граммы, цель и задачи, принципы и подходы к формированию программы, характеристику контингента (особенности развития детей, посещающих детский сад: ранний возраст, дошкольный возраст, категории детей с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и др.). Планируемые результаты освоения программы формируют на основе целевых ориентиров с учетом детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В этом же разделе указывают формы подведения итогов реализации программы, педагогическую диагностику, мониторинг.

            Содержательный раздел включает:

    • подробное описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях, ее виды и культурные практики, способы поддержки детской инициативы;

    • формы, способы, методы и средства реализации программы, особенности взаимодействия с семьями воспитанников, характер взаимодействия с взрослым, с другими детьми, система отношений ребенка к миру;

    • коррекционную работу: коррекцию нарушений в развитии, освоение детьми образовательных областей, специфику потребностей каждой категории детей;

    • характеристику части, формируемой участниками образовательного процесса: региональный компонент, парциальные программы, разработанные в соответствии с интересами и потребностями детей, экспериментальную работу, проектную деятельность, традиции детского сада.

            Согласно ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

            Необходимость проведения коррекционной работы с детьми и описание отдельного раздела образовательной программы представлены во ФГОС ДО в п.2.11.2. Для работы с детьми с отклонениями в развитии можно использовать, например, следующие программы:

    • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н.В. Нищева).

    • Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Л.В. Лопатиной). Обращаем особое внимание на образовательную программу дошкольного образования «На крыльях детства» (под редакцией Н.В. Микляевой). В ней представлены способы адаптации образовательной программы для групп комбинированного вида. Безусловно, если детский сад посещают дети с ОВЗ, то для них не обходимо адаптировать содержание всех или отдельных модулей образовательной программы. Напомним, что адаптированная основная образовательная про грамма (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью определенной категории, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов. Адаптированной образовательной программой (АОП) мы будем называть образовательную программу, адаптированную для обучения конкретного ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью). Она разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы и психофизических особенностей и образовательных потребностей ребенка. Кроме вышеприведенных программ для адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ рекомендуются традиционные программы специального дошкольного образования:

    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада (под ред. Л.И. Плаксиной).

    • Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко).

    • Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (Л.А. Головчиц).

    • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

    • Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Зарин, Н.Д. Соколова).

    • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (под общ. ред. С.Г. Шевченко).

    • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

    • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).

    • Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (И.Ю. Левченко, О.В. Приходько).

            Организационный раздел образовательной программы включает описание всех необходимых условий для реализации образовательной программы, в том числе:

    − особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ,

    − психолого-педагогические условия сопровождения детей с ОВЗ,

    − методические материалы и средства обучения и воспитания для детей с ОВЗ,

    − особенности организации жизни группы (распорядок дня, особенности проведения традиционных событий, праздников, мероприятий и т.д.), если ее посещает ребенок с ОВЗ,

    − особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ,

    − преемственность работы ДОО и школы с целью адаптации ребенка с ОВЗ на этапе перехода к школьному обучению,

    − педагогическая диагностика результатов освоения программы и мониторинг индивидуального развития детей.

            В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» подробно рассмотрены следующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, развивающие предметно-пространственные (среда).

            Особое внимание уделяется созданию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрим их подробно.

    − Психолого-педагогические условия.

    • Создание специальных условий и обеспечение услуг ассистента представлено в п.3.2.2 и комментарии к нему.

    • Проведение психолого-педагогической диагностики и работа Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) подробно описаны в п.3.2.3 и комментарии к нему.

    • В п.3.2.7 и комментарии к нему указана необходимость индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий и разработки адаптированной программы. − Требования к развивающей предметно-пространственной среде представлены в п.3.3. В частности, в нем указана необходимость учета особенностей и коррекции недостатков развития детей; обеспечение как возможности общения и совместной деятельности, так и уединения ребенка; безопасности всех элементов среды.

    − В описании кадровых условий обращается внимание на одновременное присутствие в группе 2 работников детского сада (п.3.4.1 и комментарий к нему), работу специалистов с детьми с ОВЗ (п.3.4.3 и комментарий к нему), особенности реализации инклюзивного образования (п.3.4.4 и комментарий к нему).

    − Требования к материально-техническим условиям (к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей) представлены в п.3.5 (3.5.1).

    − Государственная гарантия на общедоступное и бесплатное дошкольное образование зафиксирована в финансовых условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п.3.6), где описано финансирование, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья затруднено (п.3.6.3 и комментарий к нему).

            В четвертом разделе ФГОС ДО представлены «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования». Они оформлены в виде целевых ориентиров для двух этапов развития ребенка: целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Обращаем Ваше внимание на п.4.3 и комментарий к нему: «целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку». Кроме этого, «целевые ориентиры … не являются основанием для их сравнения с реальными достижениями детей» и «не являются основой объективной оценки». В п.4.5 и комментарии к нему говорится о том, что «контроль осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями реализации, которые способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов».

            Итак, мы рассмотрели все четыре части ФГОС ДО и выделили не обходимые материалы для проектирования образовательной программы для детей, посещающих детский сад, в том числе для детей с ОВЗ. Чтобы успешно разработать основную образовательную программу детского сада, следует ознакомиться с материалами образовательных программ, размещенных на сайте Федерального института развития образования. На этом сайте в разделе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (http://www.firo.ru) представлены «Примерная основная образовательная программа до школьного образования» и различные образовательные программы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

    В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

    " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

    Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

    «Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

    Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

    «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

    laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...

    Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...