«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
материал на тему

Филиппова Татьяна Владимировна

Доклад на районную августовскую конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_filippova_t.v.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА»

Мира, д. 1-а, с.Горки, Шурышкарский район, ЯНАО, 629644

Телефон 8(34994) 6-13-03, 6-15-03, тел./факс 8(34994)6-15-03; e-mail: severjnochka74@mail.ru

ОГРН 1028900556871, ИНН 8907001120, КПП 890701001, БИК 047182000

«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Филиппова Т.В., воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад «Северяночка» с.Горки

 

август, 2016 год

с.Горки

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу…

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит

в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему…»

 Д.С. Лихачев

2 слайд

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

3 слайд

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

С целью внедрения национально-регионального компонента в Программу МБДОУ творческой группой педагогов ДОУ разработана  адаптированная программа «Моя малая родина», которая направлена на воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств у детей 3-7 лет в условиях дошкольной общеобразовательной организации, с учетом специфики национальных и  социокультурных условий.  

4 слайд

Данная программа предусматривает комплексный подход к воспитанию и обучению ребёнка, осуществление социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.  

5 слайд

Программа базируется на личностно-ориентированной модели педагогического процесса, органически вписывается в образовательную программу МБДОУ и реализуется с  учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Ямала.  Программа направлена на воспитание у детей  гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края с активным вовлечением детей в различные виды деятельности, привлечением к сотрудничеству родителей, взаимодействием с социумом.

Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности  в дальнейшем творческом созидании.

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности дошкольников, что позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, населении и окружающем мире природы.

6 слайд

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре родного края, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

  1. (Формирование интереса к своей малой Родине,  ее достопримечательностям, к прошлому, настоящему и будущему  родного края.  
  2. Расширение представлений детей об истории, символике,  людях, культуре и традициях, социально-экономической значимости родного края.
  3. Формирование эмоционально – положительного и бережного отношения к красоте  и богатству природы своей малой Родины.
  4. Физическое  развитие и оздоровление ребёнка в системе  краеведо-туристической работы, воспитание здорового образа жизни.
  5. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения к их национальным традициям и культуре.
  6. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
  7. Повышение активности родителей в вопросах воспитания у ребенка любви к родному краю,  стимулирование желания принимать участие в мероприятиях села, района, округа.)

7 слайд

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих   построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.  

(Базовые принципы программы:

  • Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип стимулирования активности, обеспечивающий практическое применение полученных знаний и умений на основе проектной деятельности, имеющей нравственную направленность.
  • Принцип гуманизации, обеспечивающий осуществление личностно-ориентированной модели всего педагогического процесса и создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности каждого ребёнка.
  • Принцип непрерывности и последовательности – формирование у детей устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми, являющийся основой для целостного восприятия.
  • Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей,  позитивного взаимодействия с социумом.
  • Краеведческий принцип – организация экологического образования на краеведческой основе, исходя из восприятия локальных (местных) объектов и явлений природы, позволяющего организовать не только процесс, но и выявление экологических проблем и способов участия дошкольников в их решении.
  • Принцип индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.)

При этом «погружение» детей в краеведческий материал  происходит  постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к поселку и далее к региону, стране.  Одновременно идет «погружение» в историю  своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

8 слайд

Программа определяет комплексное решение всех поставленных задач путём интеграции их в различные виды детской деятельности: игровую,  познавательно-исследовательскую, продуктивную и  обеспечивает взаимопроникновение  всех компонентов образовательного пространства:  развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой  субкультуры,  задач   образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями  воспитанников. (Механизм реализации программы:

Представления о малой родине успешно интегрируются   со всеми направлениями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и решаются в процессе:

  • образовательной деятельности
  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 
  • самостоятельной деятельности детей 
  • взаимодействия с семьями воспитанников
  • создания предметно - развивающей среды)

9 слайд

Каковы же формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию  краеведческого содержания, реализуемого  в основных  компонентах образовательной деятельности?

Они включают в себя  совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность с семьей.

 (Формы и методы организации образовательного процесса:

  • Устное изложение знаний педагогом и активизация познавательной      

деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.

  • Закрепление изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи), организация выставок, участие в концертах на уровне ДОУ и села.
  • Поисково – исследовательская деятельность– проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
  • Оценка и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
  • Самостоятельная работа по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций).

Для решения программных задач, наряду с традиционными, используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, технология проблемного обучения, нетрадиционные техники рисования, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, краеведо-туристические, проектные технологии.

Основной формой накопления  и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она  позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

10 слайд

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном крае являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и  достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

11 слайд

Неиссякаемый  источник информации  краеведческий музей.  Музей – это место, где дети  получают  возможность прикоснуться к живой истории села, региона, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от  творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

 12 слайд

Неоценимую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными  людьми нашего села: тружениками тыла, детьми ВОв, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

13 слайд

Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются  центры краеведения: подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, родным краем и родной страной. Дети в условиях свободного доступа пополняют знания о родном крае, родном селе. Предлагаемый материал систематически меняется, обновляется, дополняется.

 14 слайд

Но наибольшую ценность имеют  мобильные мини-музеи: «Мой родной Ямал».   В их создании  принимают участие все: дети, родители, сотрудники детского сада, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Условно содержание знаний о родном крае  можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного села.

15 слайд

Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.

16 слайд

Для того, чтобы полученные знания о родном крае стали для детей  личностно значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Для этого нами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным селом, оформлена картотека  сюжетно-ролевых игр.

17 слайд

Кроме того, программой предусмотрено  обязательное оформление продуктов  детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.

18 слайд

В рамках сотрудничества с социумом воспитанники совместно с родителями и педагогами ДОУ принимают участие  в различных мероприятиях, проводимых  администрацией поселения, сотрудниками СДК и детской библиотеки,

19 слайд

Это и  праздничные концерты для ветеранов и тружеников тыла, праздники  посвященных Дню села, творческие конкурсы и выставки как внутри детского сада, так и на уровне района и округа.  

20 слайд

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность  почувствовать себя гражданином, участником происходящих в нем событий,  заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство  ответственности и гордости за своё село и его жителей.  

 21 слайд

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании  того, что  родители  – это полноправные участники  образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья является  источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план  выводится формирование  у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,  проектов, акций,  участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.

22 слайд

Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло-детские проекты по созданию фотоколлажей,  выставок.  Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство  и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.

23 слайд

Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (изделия из бисера, меха, кожи,  растения родного края, куклы в национальной одежде и т.д.),

24 слайд

оказывают помощь при организации экскурсий, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа, обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участвуют в мероприятиях ДОО.

25 слайд

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Педагоги имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров-практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений).

26слайд

  Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории села, района, округа о знаменитых земляках, о достопримечательностях, об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов севера; бережное отношение к природе родного края… Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

(Результатом освоения программы являются следующие показатели:

  • Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.
  • Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем регионе.
  • Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.    
  • Повышение познавательной и творческой активности дошкольников, сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
  • Сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов севера, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
  • Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка.
  • Свободное использование фольклора, применение его в повседневной жизни.
  • Повышение интереса к краеведо-туристической деятельности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села, района.)

Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.

27 слайд

Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.  Еще великий педагог-гуманист  В.А. Сухомлинский писал, что  «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников  стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом  ...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»

Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...

«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...