«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
материал на тему
Доклад на районную августовскую конференцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_filippova_t.v.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА»
Мира, д. 1-а, с.Горки, Шурышкарский район, ЯНАО, 629644
Телефон 8(34994) 6-13-03, 6-15-03, тел./факс 8(34994)6-15-03; e-mail: severjnochka74@mail.ru
ОГРН 1028900556871, ИНН 8907001120, КПП 890701001, БИК 047182000
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Филиппова Т.В., воспитатель 1 категории
МБДОУ «Детский сад «Северяночка» с.Горки
август, 2016 год
с.Горки
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу…
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему…»
Д.С. Лихачев
2 слайд
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
3 слайд
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
С целью внедрения национально-регионального компонента в Программу МБДОУ творческой группой педагогов ДОУ разработана адаптированная программа «Моя малая родина», которая направлена на воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств у детей 3-7 лет в условиях дошкольной общеобразовательной организации, с учетом специфики национальных и социокультурных условий.
4 слайд
Данная программа предусматривает комплексный подход к воспитанию и обучению ребёнка, осуществление социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
5 слайд
Программа базируется на личностно-ориентированной модели педагогического процесса, органически вписывается в образовательную программу МБДОУ и реализуется с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Ямала. Программа направлена на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края с активным вовлечением детей в различные виды деятельности, привлечением к сотрудничеству родителей, взаимодействием с социумом.
Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности дошкольников, что позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, населении и окружающем мире природы.
6 слайд
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре родного края, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
- (Формирование интереса к своей малой Родине, ее достопримечательностям, к прошлому, настоящему и будущему родного края.
- Расширение представлений детей об истории, символике, людях, культуре и традициях, социально-экономической значимости родного края.
- Формирование эмоционально – положительного и бережного отношения к красоте и богатству природы своей малой Родины.
- Физическое развитие и оздоровление ребёнка в системе краеведо-туристической работы, воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения к их национальным традициям и культуре.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
- Повышение активности родителей в вопросах воспитания у ребенка любви к родному краю, стимулирование желания принимать участие в мероприятиях села, района, округа.)
7 слайд
В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.
(Базовые принципы программы:
- Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип стимулирования активности, обеспечивающий практическое применение полученных знаний и умений на основе проектной деятельности, имеющей нравственную направленность.
- Принцип гуманизации, обеспечивающий осуществление личностно-ориентированной модели всего педагогического процесса и создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности каждого ребёнка.
- Принцип непрерывности и последовательности – формирование у детей устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми, являющийся основой для целостного восприятия.
- Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
- Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей, позитивного взаимодействия с социумом.
- Краеведческий принцип – организация экологического образования на краеведческой основе, исходя из восприятия локальных (местных) объектов и явлений природы, позволяющего организовать не только процесс, но и выявление экологических проблем и способов участия дошкольников в их решении.
- Принцип индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.)
При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к поселку и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
8 слайд
Программа определяет комплексное решение всех поставленных задач путём интеграции их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную и обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников. (Механизм реализации программы:
Представления о малой родине успешно интегрируются со всеми направлениями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и решаются в процессе:
- образовательной деятельности
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
- самостоятельной деятельности детей
- взаимодействия с семьями воспитанников
- создания предметно - развивающей среды)
9 слайд
Каковы же формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности?
Они включают в себя совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность с семьей.
(Формы и методы организации образовательного процесса:
- Устное изложение знаний педагогом и активизация познавательной
деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
- Закрепление изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи), организация выставок, участие в концертах на уровне ДОУ и села.
- Поисково – исследовательская деятельность– проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
- Оценка и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
- Самостоятельная работа по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций).
Для решения программных задач, наряду с традиционными, используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, технология проблемного обучения, нетрадиционные техники рисования, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, краеведо-туристические, проектные технологии.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
10 слайд
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном крае являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
11 слайд
Неиссякаемый источник информации краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории села, региона, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
12 слайд
Неоценимую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными людьми нашего села: тружениками тыла, детьми ВОв, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
13 слайд
Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются центры краеведения: подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, родным краем и родной страной. Дети в условиях свободного доступа пополняют знания о родном крае, родном селе. Предлагаемый материал систематически меняется, обновляется, дополняется.
14 слайд
Но наибольшую ценность имеют мобильные мини-музеи: «Мой родной Ямал». В их создании принимают участие все: дети, родители, сотрудники детского сада, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного села.
15 слайд
Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.
16 слайд
Для того, чтобы полученные знания о родном крае стали для детей личностно значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Для этого нами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным селом, оформлена картотека сюжетно-ролевых игр.
17 слайд
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.
18 слайд
В рамках сотрудничества с социумом воспитанники совместно с родителями и педагогами ДОУ принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией поселения, сотрудниками СДК и детской библиотеки,
19 слайд
Это и праздничные концерты для ветеранов и тружеников тыла, праздники посвященных Дню села, творческие конкурсы и выставки как внутри детского сада, так и на уровне района и округа.
20 слайд
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником происходящих в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за своё село и его жителей.
21 слайд
Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья является источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
22 слайд
Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло-детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.
23 слайд
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (изделия из бисера, меха, кожи, растения родного края, куклы в национальной одежде и т.д.),
24 слайд
оказывают помощь при организации экскурсий, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа, обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участвуют в мероприятиях ДОО.
25 слайд
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Педагоги имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров-практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений).
26слайд
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории села, района, округа о знаменитых земляках, о достопримечательностях, об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов севера; бережное отношение к природе родного края… Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
(Результатом освоения программы являются следующие показатели:
- Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.
- Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем регионе.
- Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
- Повышение познавательной и творческой активности дошкольников, сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- Сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов севера, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
- Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка.
- Свободное использование фольклора, применение его в повседневной жизни.
- Повышение интереса к краеведо-туристической деятельности.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села, района.)
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.
27 слайд
Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом ...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»
Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...