«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
статья по окружающему миру

 Овсянникова Елена Евгеньевна Иощенко

«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mano.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:


«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.

              Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни

            В своей работе по реализации регионального компонента, я определила кружковую деятельность как основной вид деятельности. Содержание работы охватывает широкий круг деятельности дошкольников, что позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, населении и окружающем мире природы.

Целью кружковой работы является расширять знания детей об истории и культуре города Омска и Омской области, прививать интерес к прошлому и настоящему своего края, воспитывать патриотические чувства.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

-Формирование интереса к своей малой Родине,  ее достопримечательностям, к прошлому, настоящему и будущему  родного края.  

-Расширение представлений детей об истории, символике,  людях, культуре и традициях, социально-экономической значимости родного края.

-приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья, формирование у детей ценностного представления о литературе Омского Прииртышья,

Формы и методы организации кружковой деятельности:

-тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом

 — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

 – праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе; – прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе.

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

-Поисково – исследовательская деятельность– проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.

-Использование ИКТ и средств массовой информации , интернет порталов.

Содержание материала о родном крае   имеет пять основных блоков:

1.Блок знакомство с природой родного края.

2.Блок знакомство с достопримечательностями г. Омска  

3.Знакомство с театрами г. Омска

4.Блок Знакомство с памятниками и музеями

5.Литературное наследие Омска

Начиная со средней группы знакомлю детей с пятью блоками , но с каждым годом увеличиваю объем и усложняю содержание изучаемого материала.        

1.Блок знакомство с природой родного края.

 Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п.

В этом блоке формируется представление  у детей о многообразии флоры и фауны нашего края, животных Омской области, о животных которые находятся на грани вымирания , редких животных , которые занесены в красную книгу. Знакомлю детей с легендами о реке Иртыш, а также с другими реками и озерами нашего края., рассказываю о полезных ископаемых Омской области, лесах, травах, грибах.

2.Блок знакомство с достопримечательностями г.Омска.

В этом блоке знакомлю детей :

- с историей заселения сибирского края,

-с историей возникновения г. Омска,

-с улицами нашего города

-с именами людей, в честь которых названы улицы г. Омска

-с достопримечательностями (такими как Парк победы, фонтан на театральной площади, скульптура Любочки, скульптура «Сантехник Степаныч» , памятник М.А.Врубелю, Омская крепость.

-традициями народов Сибири(сибирская кухня, семейные обряды, устное народное творчество, сибирские загадки.

С  данной возрастной группой планирую виртуальное знакомство с некоторыми памятниками. В дальнейшем предполагаю выезд родителей и детей к достопримечательностям с экскурсией.

3.Знакомство с театрами г. Омска

Здесь рассматриваем следующие вопросы:

-Театр куклы, актер и маски «Арлекин»

-Омский театр детей и молодёжи (ТЮЗ)

-Омский академический театр драмы

-Музыкальный театр

-Лицейский театр

-Профессии людей работающих в театре

-основные правила поведения в театре

-история профессии

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

4.Блок Знакомство с  музеями

-Музей воинской славы

-Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

-Музей народного художника Кондратия Белова

-Государственный литературный музей им. Ф.М. Достоеского

-Государственный музей театрального искусства

-профессии людей работающих в музее

-Основные правила поведения в Музее

 Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном крае являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и  достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения. 

Хочется отметить, что, на базе нашего учреждения создан свой мини-музеи: «Русско-народной избы».   В его создании  принимали участие все: дети, родители, сотрудники детского сада, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей. Здесь проходят тематические занятия для детей начиная со среднего возраста на разные темы : «Сверху пар, снизу жар-это русский самовар», «Посудочка хороша»! (мир народной посуды),«Куклы в народных костюмах» (Московская,Костромская, Псковская губернии), «Русские народные инструменты» ,«От лучинки до электричества», «Пастух – пастушок, заиграй во рожок». (старинные крестьянские профессии).,«Игрушки наших бабушек.» «Люлька – кроватка для малыша».,«Деревянное коромысло на плече моём повисло», «Господин утюг, рубель и скалка», «По Сеньки и шапка»

5.Литературное наследие Омска (омские поэты писатели) 

Знакомство с поэтами, с их творчеством  и произведениями такими как:

-Татьяна Четверикова,

-Тимофей Белозеров,

- Игорь Егоров,-

-Николай Березовский,

-Николай Седов,

-Николай Башкатов,

- Людмила Коновалова,

- Николай Трегубов ,

-Эльвира Рехин,

-Татьяна Яковлева.

На базе нашего БДОУ в течении  проходит литературная гостиная по темам: По творчеству С.В. Михалкова, Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева, По творчеству Э. Успенского, По творчеству В. Бианки, По творчеству Т.М. Белозерова,

Литературная викторина к Международному дню детской книги., По творчеству А.С. Пушкина»

  Также в этом блоке знакомлю детей с фольклором нашего края

-игровые потешки, змние потешки, потешки про дождик и солнышко, потешки первые шаги, хозяюшкины потешки, потешки-утешки)  

-заклички, загадки, небылицы сибирских поэтов, считалки сибирских поэтов

         Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группе оформлен  центр краеведения: подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. (альбомы, фотографии, макеты, видео материалы, животные Омской области, планируется создание лепбуков по следующим темам :«Русские традиции», особенности  русской культуры и быта)

 Дети в условиях свободного доступа пополняют знания о родном крае. Предлагаемый материал систематически меняется, обновляется, дополняется.

Ожидаемые результаты:

Ребёнок имеет сформированные  и расширенные  знания и представления об истории города, района, округа о знаменитых земляках,

- о достопримечательностях,

- об обычаях, традициях, бережном отношении к природе родного края.

-сформированы  элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

-обогащенный словарный запас, развитую память, мышление, воображение.

Но самое главное  сформировать у ребёнка  неподдельный, активный интерес к родному краю, родному городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом  ...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»

Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...

Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...