Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
консультация по теме

Наурусова Эфриза Равидовна

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение национально-регионального компонента

в воспитательно-образовательный процесс

дошкольного учреждения

Э.Р. Наурусова, зам. зав. по ВМР МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка» г. Салехард

В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

К началу XX века традиционная культура народностей Крайнего Севера была слабо изучена европейской академической наукой, особенности же традиционного художественного видения взрослых, а тем более детей, практически не изучены и не описаны искусствоведами и поныне.

В своей книге «Стать человеком» доктор педагогических наук В.А. Караковский, размышляя о процессе воспитания, вспоминает формулу известного французского педагога Селистена Фрэне, в которой последний дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, образом жизни и гуманными отношениями.

Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Выявление специфики развития региона способствует решению не только важных общедидактических, но и частнодидактических принципов, в частности национально - регионального компонента.

Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. Достижение цели возможно через реализацию следующих задач:

  • формирование определенного отношения ребенка к родному краю;
  • знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;
  • формирование представлений о флоре и фауне родного края;
  • формирование представлений о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле).

Реализация национально-регионального компонента отражается в образовательных областях:

Области, реализуемые национально-региональный компонент

Формы работы

Создание предметно-развивающего пространства

 условия учреждения

 условия группы

Физическая культура

  • подвижные игры;
  • досуги;
  • развлечения

изостудия «Живинка»;

стенд «Мой ЯМАЛ»;

театральная студия «Дюймовочка»

уголок «Северный край»;

образцы народно-прикладного творчества;

подборка методического и дидактического материала

Безопасность

  • беседы;
  • дидактические игры

Познание

  • экскурсии;
  • беседы;
  • игра;
  • наблюдение;
  • проектная деятельность

Социализация

  • игра;
  • чтение

Труд

  • беседы;
  • дидактические игры

Коммуникация

  • театрализованные игры

Чтение художественной литературы

  • чтение сказок;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • слушание и просмотр сказок;
  • подвижные игры с речевым сопровождением

Художественное творчество

  • изготовление поделок;
  • мастер-класс по изготовление национальных кукол;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • экскурсии;
  • целевые прогулки
  • включение народно-прикладного творчества в изобразительной деятельности

Музыка

  • праздники;
  • музыкальные игры;
  • фестивали;
  • попевки, заклички;
  • колыбельные

Задачи реализации национально – регионального компонента

Образовательная область

Задачи в разрезе возрастной группы

Физическая культура

Средняя группа

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр коренных народов Севера (прыжки через нарты и т.д.). Учить точному броску в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх северного народа.

Старшая группа

Развивать волевые качества, присущие коренным народам Севера: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»). Учить навыкам необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»).

Подготовительная к школе группа

Продолжать развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники). Совершенствовать умение прыгать на двух ногах через несколько препятствий (нарты). Развивать мышечную силу рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака.

Социализация

Средняя группа

Расширить знания детей о достопримечательностях родного города, учить замечать красоту его улиц, воспитывать чувство гордости за родной край. Приобщать детей к играм народов Севера. Пополнить и расширить знания детей о ЯНАО. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов Севера.

Старшая группа

Знать и владеть информацией о родном городе (в какой республике находится город, историю его создания),  знать названия 3-4 улиц города, знать его достопримечательности (Музейный комплекс им Шимановского, Храм, Мечеть, памятник Первопроходцам, Ледовый дворец и др.). Уточнить и расширить знания детей о Ямало-Ненецком автономном округе. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Знать домашний адрес, телефон, уметь описать дорогу домой, знать значимые здания по дороге в детский сад (магазины, почта, парк, больница и т. д.).

Подготовительная к школе группа

Уточнить и расширить знания детей о Ямало-Ненецком автономном округе, городе. Сформировать определенное отношение ребенка к родному краю; конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни. Развивать искренние чувства любви к родным местам. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Познание

Средняя группа

Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето).Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды. Дать представление об олене (внешний вид, польза человеку). Дать  элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера (чум, из чего сделан, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита).

Старшая группа

Расширить знания детей об особенностях природы севера. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи (полярная ночь). Знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние. Узнавать и называть растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина); деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор). Узнавать и называть животных, обитающих на Ямале: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова полярная, куропатка, синица). Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи). Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы). Знать животных  и растения Ямала занесенные в Красную книгу. Называть коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы). Формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысел. Знать природные богатства Севера: нефть, газ. Иметь представление о труде людей нашего города.

Подготовительная к школе группа

Знать и называть животных, обитающих на Ямале: звери (горностай, песец, тюлень, морж, бурундук); птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка). Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, ива, карликовая береза); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик). Иметь представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам. Знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей. Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Салехарда.

Музыка

Средняя группа

Познакомить детей с музыкальным творчеством ханты и ненецкого народа, его колыбельными песнями, учить подпевать отдельные мотивы. Продолжить знакомство с музыкальными народными инструментами (бубен, колокольчик). Использовать их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Продолжить учить детей выразительно передавать в музыкально – ритмических  движениях образы животных и птиц Ямала.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с творчеством народов севера, характером исполнения  народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни. Прививать  уважение к традициям и обычаям коренных жителей Ямала.

Подготовительная к школе группа

Расширять знания детей о народной музыке коренных народов Ямала. Узнавать мелодии знакомых песен (колыбельная, бытовая). Знать и исполнять песни современных композиторов о северном крае. Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры  в самостоятельной деятельности.

Художественное творчество

Средняя группа

Продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, головешки, оленья тропа), передавать в работе  их колорит.

Старшая группа

Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы.  Использовать орнаменты  коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка). Знать орнаменты: «заячьи ушка», «оленьи рога», «мужская голова», «женская голова». Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви.

Подготовительная к школе группа

Знать народные орнаменты, различать и называть их: «медвежьи ушка», «телячьи ножки», «волчий капкан». Использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: ягушка, кисы, сумочка и т.д. Уметь делать поделки из бересты, аппликацию из меха.

Чтение художественной литературы

Средняя группа

Учить правильно, воспринимать содержание ненецких сказок, сопереживать героям; учить с помощью воспитателя инсценировать  и драматизировать небольшие отрывки из ненецких  народных сказок, сопереживать героям; учить с помощью воспитателя инсценировать  и драматизировать небольшие отрывки из народных ненецких сказок, развивать интерес к культуре коренных народов Севера; учить понимать содержание стихотворений ненецких авторов; значение образных выражений;  упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

Старшая группа

Развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей Ямала;

познакомить детей с легендами Севера, дающих информацию о быте и труде коренных народов; формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера.

Подготовительная к школе группа

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведения коренных народов Севера. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, драматизациях, (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы. Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, честность, скромность, справедливость, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коренных народов Севера. Формировать устойчивый интерес к устному творчеству жителей Ямала.

Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих округ. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.

Литература

  1. Барков А. «Кто на Севере живет».
  2. Болобан М.. «Ознакомление дошкольников с традициями народов Севера». Ж. « Дошкольное воспитание» №12, 1989г.
  3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль:  «Академия развития», «Академия К0», 1999.
  4. Комитет по культуре Администрации Пуровского района ЯНАО «Земля Пуровская» издат. « Кладезь». 1996.
  5. Костюченов В.Н. «В мире целебных растений» - Смоленское обл. книжное издательство «Смядынь», 1995.
  6. Миловский А.С. «Песнь жар-птицы»: Рассказы о народных праздниках. - М.:»Детская литература».,1987.
  7. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. ООО «Миралл» Санкт-Петербург 2005г.
  8. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, Санкт - Петербург, «Просвещение», 1998 г.
  9. Преловский А. «Сибирские истоки». М.: Молодая гвардия. 1984.
  10. Сангин В. М. «Второе рождение»: Произведения зачинателей литератур народностей Севера и Дальнего Востока. М.: - Современник, 1983.
  11. Селезнева З.Л «Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера». Ж «Дошкольное воспитание»№8.
  12. Тишков В.А. «Народы России»: /энциклопедия/ - М.: Большая российская энциклопедия.
  13. Федорова Л. В. «Северные родники» /Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  14. Шаламов М. Золотая чаша: Сказки - Пермь: Стрелец,1996.
  15. Шебеко. А. «Съедобные растения тундры» Полярный круг. Издательство «Мысль» 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резе...

Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...