Проектная работа: "Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
проект по теме

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2015г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……..………… 3

1. Актуальность…………………………………………………..……..…. 5

2.  Цель и задачи………………………………………………..…….…….. 6

2.1 Цель проекта………………………………………………………...….. 6

2.2  Задачи проекта……………………………………………….………… 6

  1.  Ресурсное обеспечение проекта……………………………………… 6
  2.  Тип проекта……………………………………………………...……... 6
  3.  Целевая группа проекта…………………………………………….… 6
  4.  Ресурсное обеспечение проекта……………………………………… 6

3. Проектное решение……………………………………………………… 7

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта……….……….….…7
  1. Сроки реализации проекта …………………………….…………… 8

4.2. Программа проектных мероприятий………………………………. 8

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………..... 9
  2. Основные критерии и показатели эффективности реализации

проекта…………………………………………………………………..… 10

  1. Риски реализации проекта и пути их преодоления……….………. 10

Заключение………………………………………………………………..……… 11

Список использованных документов и источников информации……….. 12

Приложения …………………………………………………………………..… 13

     Введение.

                                                                    Чем дальше в будущее входим,

                                                                    Тем больше прошлым дорожим.

                                                                    И в старом красоту находим –

                                                                    Хоть новому принадлежим.

                                                                                                  В. Шефнер 

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь  воспитания и обучения  с жизнью и национальными культурными традициями.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края. Современные требования ФГОС подчёркивают формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры дошкольников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Данный проект составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан  и предусматривает:

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности;

-  привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

  1. Актуальность проекта

Важность общения в работе с детьми к народному искусству определяется не только социальной значительностью, но и его национальной обусловленностью. Через приобщение детей к устному, музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру. Б. Неменский говорил: «... необходимо привязать ребенка всеми чувствами к древу культуры...» он рождается носителем этой культуры и готовым к ее присвоению.

Семья, педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам национальной культуры, окружающей среды и природы. Как утверждал К. Д. Ушинский, воспитание ребенка с самого раннего возраста необходимо осуществлять в особой «национальной среде», на родном языке, с применением народных обычаев, традиций, с «погружением в культуру народа» посредством разных форм общения, видов деятельности и творчества.

         Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у дошкольников  уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддержать их и сохранять.

        Эта задача решается в нашем детском саду: ведутся занятия по обучению детей татарскому, русскому языку, проводятся татарские и русские национальные праздники, развлечения. Народные подвижные игры включаются в совместную деятельность педагогов специалистов и детей. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга при решении задач по воспитанию детей.

  1. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта - приобщение детей дошкольного возраста к

            национальной культуре, традициям татарского народа

2.2 Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей и содержанием одного из татарских народных обрядов - “Каз өмәсе”
  • Воспитывать ценностное отношение к родной земле, своему народу, своему краю,  культурно-историческому наследию,  татарскому  языку, народным традициям, старшему поколению
  • Способствовать формированию у дошкольников умений и навыков общения на татарском языке; развивать исполнительское мастерство.

2.3 Объект реализации: МБДОУ №20 «Ладушки»

2.4 Тип проекта: познавательно-творческий.

2.5 Целевая группа проекта:  старшие дошкольники, музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку, родители.

2.6 Ресурсное обеспечение проекта

  • Материально-техническое:

- Музыкальные инструменты;

-Музыкальный центр;

-Мультимедиа, ПК;

          -Музыкальный зал.

  • Информационно-методическое:

-Библиотека музыкальной литературы;

-Периодическая печать;

- Интернет-ресурсы.

  • Кадровое:

-Музыкальный руководитель;

-Педагоги ДОУ.

  1. Проектное решение

                                         Фото отчет

Разучивание песен                                                        Просмотр презентации

и танцев                                                                              

                                                   “Каз өмәсе”

Рассматривание                                                                Беседы и чтение

фотографий и                                                                     литературы

иллюстраций

                           Встреча и беседа с Алсу әби

Рис. 1. Проектное решение

Таблица 1

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Подготовительный

Разработка сценария  “Каз өмәсе”.

С 26 октября по 8 ноября

Подбор нотного материала и аудиозаписей, подготовка актерского состава, реквизитов.

Изготовление сценических  костюмов силами родителей по собственному желанию, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.

Практический

Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий.

С 9 ноября по 22 ноября

Прослушивание и разучивание попевок и народных песен, татрских народных игр, знакомство с танцевальными движениями.

Рассматривание иллюстраций народных костюмов.

Беседы об интересных фактах и событиях.

Рисование на тему разученных песен; выставка рисунков.

Заключительный

Фольклорный праздник “Каз өмәсе”

С 23 ноября по 27 ноября

Отчет о результатах реализации проекта.

  1.  Сроки реализации проекта с 15 октября по 30 ноября 2015 года

Таблица 2

4.2. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Изготовление реквизитов к празднику: тушки гусей, коромысла, имитация деревенской избы, стол, тазы лавки, полотенца, выпечка, самовар, посуда.

С 26 октября  по 8 ноября.

Все педагоги.

Привлечь родителей к сбору народной татарской бытовой утвари.

С 26 октября  по 8 ноября.

Родители.

Подбор музыкального материала: песен, танцев, аудиозаписей.

С 26 октября по 8 ноября

Музыкальный руководитель.

Этап 2

Чтение рассказов, стихов.

Групповая комната.

28 октября

Воспитатель

Презентация «Праздник гусиного пера».

Приложение 1.

Музыкальный зал.

29 октября

Музыкальный руководитель.

Встреча и беседа с Алсу әби

Групповая комната.

28 октября

Воспитатель

Разучивание песен, танцев, игр.

Музыкальный зал

С 9 по 20 ноября

Музыкальный руководитель

Этап 3

Фольклорный праздник “Каз өмәсе”.

Приложение 2.

Музыкальный зал

24 ноября

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку.

Выставка рисунков.

Музыкальный зал

27 ноября

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Фотоотчет о празднике.

Приложение 3.

Музыкальный зал

27 ноября

Музыкальный руководитель.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Данный процесс реализации проекта будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.

1. Воспитание патриотизма:

- ценностное отношение к родной земле, своему народу, своему краю,  культурно-историческому наследию,  татарскому  языку, народным традициям, старшему поколению;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- уважительное отношение к традициям своего народа, религии;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

  1.  Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта: обогащение предметно-развивающей среды в группе, наблюдение за организацией творческих игр  детьми в самостоятельной деятельности, беседа о прошедшем празднике (чем запомнился, что нового узнали, что понравилось).

  1. Бюджет проекта: сладкие призы в соответствии с 10-дневным меню ДОУ.

Таблица 3

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Отсутствие  детей по причине заболеваемости в осенне-зимний период

Перенести мероприятие на 1-2 недели.

Заключение

Реализация проекта стимулирует повышение  уровня сформированности и приобщенности к национальной культуре. Мы можем  с уверенностью сказать, что использование праздников, развлечений, дают большую возможность в познании основ национальной культуры. Участие на праздниках совместно с родителями вызывает яркие положительные эмоции, оставляет глубокий след на всю жизнь, воспитывает в них нравственные чувства.

Список использованных документов и источников информации:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29  

 декабря 2012г.

  1. Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
  2. Исхакова-Вамба, Р. А. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор) / Р. А. Исхакова-Вамба. Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. - 264 с.
  3. Детские народные  подвижные игры / Сост. А.В. Кененон, Т.И. Осокина – М.: Просвещение, 1995. – 224 с. – ил.
  4. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
  5. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников : Учеб. пос. по Программе эстетического воспитания дошкольников / Т. С. Комарова. М.: Пед. общ-во России, 2006. - 245 с.
  6. Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка / М. Н. Нигмедзянов. Казань: Магариф, 2003. - 255 с.

Приложения

                                                                                           Приложение 2

Каз өмәсә.

Матур көй астында 4 бала чыга

(Под весёлую музыку выходят 4 ребёнка)

  1. Сары-сары, сап-сары          Даша 7нче төркем

Агачның яфраклары.

Җил исә, ява яфрак

Көзнең матур чаклары.

  1. Кошлар оча төркемләп,     Ксения 5нче төркем

Яңгыр ява иркенләп.

Агач сары төстәдер,

Кайсы ай бу? Сентябрь! (бергә)

  1. Көн яктысы карала,              Диана 5нче төркем

Яңгыр катыш кар ява.

Кояш кайсы яктадыр,

Кайсы ай бу? Октябрь! (бергә)

  1. Карлар ява китмәскә,          Максим 5нче төркем

Җирне шәрә итмәскә.

Көз югалды каядыр,

Кайсы ай бу? Ноябрь! (бергә)

Стихи про осень и осенние месяцы

А.Б. Әйе, балалар, сез дөрес әйттегез. Бу көз айлары – сентябрь, октябрь, ноябрь.Менә шул ноябрь ахырында татар халкының милли йоласы – “Каз өмәсе” үткәрелә. Әйдәгез шушы йола турында якыннанрак танышыйк.

Вед. Да , дети, вы правильно отгадали. Это осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. В конце ноября проводится праздник выщипывания гусей “Каз өмәсе ”. а теперь поближе познакомимся с этим национальным обычаем.

(“Каз өмәсе” йоласы турында презентация күрсәтелә)

Презентация про “Каз өмәсе ”

А.Б. Ә хәзер нәни дусларыбыз белән “Каз өмәсе” йоласын тәкъдим итәбез. Рәхим итеп карагыз. А теперь представляем вашему вниманию праздник “Каз өмәсе”

Дилбәр. Күмәк хезмәт, уен-көлке

                 Була каз өмәсендә.

                 Кызлар егетләр җыела

                Зур шатлык һәммәсендә! Стих: общий труд,  игры, веселье бывает в этом празднике, девушки, парни собираются, у них праздничное настроение.

Авыл өе матур итеп бизәлгән. Әби белән бабай сөйләшә.

Красивый деревенский дом. Бабушка с дедушкой ведут беседу.

Бабай. Кара әле, әбисе, син өмәгә кызлар дәштеңме соң?

Д. А, бабка, ты девушек позвала?

Әби. Әйе инде, бабасы, бер үзем шулкадәр казны ничек эшкәртим ди. Халык йоласы бит.

Б. Да конечно, одна я не управлюсь, гусей много.

(каз тавышлары ишетелә)

(слышны голоса гусей)

Әби. Бар, бабай,казлар янына, тиздән кызлар да килеп җитәр.

Б. Иди дед к гусям, сейчас и девушки придут.

(бабай чыгып китә, әби тузан сөртеп йөри, тәрәзәгә күз сала)

(дед уходит, бабушка пыль вытирает, смотрит в окошко)

Әби. Әнә кызлар да килә.

Б. Вон и девушки идут.

(ишек артында кызларның көлгән тавышлары ишетелә, ишек шакыйлар)

(слышнен смех девушек, стучатся в дверь )

Әби. Кем анда?

Б. Кто там?

Кызлар. Бу без – кызлар!

Дев. Это мы – девчата!

Әби. Керегез, балакайларым.

Б. Заходите, мои детки.

(бер-бер артлы кызлар керә, керә-керешкә әби белән ике куллап исәнләшәләр)

(друг за другом заходят девушки и здороваются по-татарски)

Зур кыз. Исәнме, Зөбәрҗәт әби!

Старшая девушка. Здравствуй, бабушка Зубаржат!

Әби. Исәнме Алсу кызым. Түрдән үтегез!

Б. Здравствуй, Алсу, доченька. Проходите в дом!

(шулай һәрбер бала белән исәнләшә, балалар утыралар, бабай тавышы ишетелә)

( все заходят, садятся, голос дедушки.)

Бабай. Казларны алыгыз!

Д. Берите гусей!

(Алсу белән әби чыгып казларны тазда алып керәләр, анда каз, каз канатлары, каурыйлары)

(Алсу и бабушка заносят гусей, там гусь, гусиные крылья и перья)

Әби. Кызлар, менә сезгә казлар, эшкәртегез, ә мин сезгә коймак пешерә торырмын. (чыгып китә)

Б. Девушки, вот вам гуси, а я вам блинчики напеку. (уходит)

Алсу. Менә, сеңелләр, сезгә каз каурыйлары, мендәр ясарга каз мамыгы әзерлик әле, менә шулай (күрсәтә). Әйдәгез күңелле булсын өчен җырлап эшлик.

Алсу. Сестрёнки, вот вам гусиные перья, сделаем гусиный пух для подушки. (показывает, как надо). А, чтобы было веселее, споёмте песню.

(Җыр “Каз канаты”) (Песня)

  1. Каз канаты кат-кат була,

Ир канаты ат була.

Чит җирләрдә бик күп йөрсәң,

Сөйгән ярың ят була.

  1. Каз канаты каурый-каурый,

Хатлар язарга ярый.

Уйнамагач та көлмәгәч,

Бу дөнья нигә ярый?

  1. Каз канаты ап-ак була,

Ир канаты ат була.

Чит илләрдә йөргән чакта,

Бик сагынган чак була.

Алсу. Казларны юарга бирик әле.(казларны чыгарып бирә)

Алсу. Отдадим гусей мыть. (выносит гусей)

Алсу. Казлар кайтканчы уйнап алыйк.

Алсу. А сами поиграем, пока гуси вернутся

Тимур.Әйдәгез, кызлар! Каз канаты биектә, кем җитезрәк күрик лә.

Тимур. Идёмте, девочки! Гусиное перо высоко, кто самый ловкий, увидим.

(“Каз канаты” уены, балалар түгәрәккә басалар , башлаучы каз канатын тотып 2 бала арасына баса һәм сүзләрне әйтә, 2 бала 2 якка йөгереп китеп канатны килеп алырга тиеш, кем беренче килә, шул җиңә, тиңелүче уеннан чыга, уен шулай дәвам итә )

(Игра “Каз канаты”, дети встают в круг, ведущий встаёт между двумя детьми и, высоко подняв руку с гусиным пером, говорит слова “ держу в руке гусиное перо и стою между вами. Гусиное перо высоко, кто самый ловкий, увидим”. Дети должны побежать в разных направлениях и схватить гусиное перо. Кто первый пришёл, тот становится ведущим.)

Каз канаты тотып торам икегез арасында,

Каз канаты биектә, кем җитезрәк күрик лә.

(матур көй яңгырый, көянтәгә казлар асып, кызлар

һәм әби керә, бер бала алдан каз каурые сибеп бара, әзерәк биеп алалар)

(звучит красивая мелодия, заходят бабушка и девушки с коромыслами , где висят тушки гусей, впереди идёт девочка и бросает под ноги перья, немного пританцовывают)

Алсу. Әби күр әле казларың нинди матур булган.

Алсу. Бабушка, посмотри какие гуси?

Әби. Сөбханалла, бик матурлар.

Б. Субханалла, очень красивые.

(казларны тотып чыгып китә, тышта егетләрнең сызгырган, көлешкән, гармун тавышлары ишетелә, кызлар үз-үзләренең өс-башларын карыйлар, тәзәнәләр)

(Забирает гусей и уходит, слышны голоса парней, звук гармони, девушки прихорашиваются)

Егет. Кызлар кертегез әле!

Джигит. Девушки, пустите нас!

Кызлар. Канат алсаң кертәбез!

Девушки. Купишь гусиное перо, пустим!

Егет. Алыгыз кәнфит.

Джигит. Берите конфеты.

Влада. Бирегез безгә тәңкә.

     Алыгыз каз канаты.

Влада. Дайте нам денежки, забирайте перья!

(егет кызга тәңкәләр бирә, каз канатын ала, керәләр)

(джигит даёт деньги, забирает перо и заходят)

загадывают загадки

Ксюша. Күтәреп була, ыргытып булмый.                             Каз мамыгы

            Его поднять можно, но бросить невозможно.     Гусиный пух

Алёна. 4 колак, 2 корсак – нәрсә ул?                                    Мендәр

             4 уха, 2 живота – что это?                                            Подушка

Танец “Каз канаты белән бию”

                               (танец с гусиными крыльями)

Родион. Әйдәгез йөзек салыш уйныйбыз.

(Родион. Поиграем в игру “Колечко”)

(“йөзек салу” уены уйнала) (игра)

Йөзек кемдә сикереп чык!

(У кого колечко, выйди сюда!)

Әтәч булып кычкыру, табышмак әйтү, бию бию.

(Задания: прокукарекать, загадать загадку, станцевать)

Саша. Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

         Цветы под ноги падают ковром.

            Желаем всем здоровья, мира, счастья –

            Всего, что называется – добром!

Артур. Наш долг – традиции хранить!

             Культуру предков возродить!

             Достойным человеком быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...

Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Статья...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...