Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс
презентация на тему

Ольга Леонидовна Васильева

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резервы, а также здоровый образ жизни.

В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Васильева Ольга Леонидовна Старший воспитатель ГОУ Детский сад № 2232 Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательный процесс

Слайд 2

Валеологическая культура Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резервы, а также здоровый образ жизни. В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни . В этот период важно : научить ребенка осознанно относиться к здоровью и жизни; дать ему знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его; научить самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи . 2

Слайд 3

Валеологическая культура Важность воспитания валеологической культуры показывают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50% - от его образа жизни . 3

Слайд 4

Валеологическая культура Задачи воспитания валеологической культуры дошкольников: 4

Слайд 5

Современное определение понятия здоровья Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов . Виды здоровья: 1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. 4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности. Основу его определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе . 5

Слайд 6

Признаки и критерии здоровья Признаки здоровья: Критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья – я могу ; для психического – я хочу ; для нравственного – я должен . 6

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сегодня лишь 3-4% детей дошкольного возраста являются практически здоровыми. С нарушениями осанки – 50-60% детей, с плоскостопием – 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют третью группу здоровья . Для детей с ослабленным здоровьем следует использовать комплекс общеразвивающих и специальных упражнений, не требующих большого напряжения: упражнения на координацию; упражнения по становлению правильной осанки; упражнения по обучению и развитию правильного дыхания; подвижные игры малой и средней интенсивности; элементы спортивных игр (например , отдельные приемы владения мячом); легкий и медленный бег, чередующийся с ходьбой. 7

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающая деятельность в условиях нашего ДОУ может совершенствоваться по следующим направлениям: Лечебно-профилактическое (здесь можно более активно использовать опыт многих ДОУ, практикующих фито- и витамонотерапию ; прием настоек и отваров растений- адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей ). Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов ). 8

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающая деятельность в условиях нашего ДОУ может совершенствоваться по следующим направлениям: Оздоровительная направленность воспитательно -образовательного процесса (учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации ). Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания: знаний о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни. 9

Слайд 10

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающая деятельность предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно -образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности . 10

Слайд 11

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Важнейшим условием успешной реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательном процессе является взаимодействие с родителями дошкольников. 11

Слайд 12

Теоретические основы физического развития и воспитания детей дошкольного возраста 12

Слайд 13

Цель физического воспитания 13 На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ строится вокруг физиологического и медицинского подходов к организации воспитательно -образовательного процесса. Первостепенное значение должно уделяться вопросам здоровья детей и организации условий для его охраны и укрепления . Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни . Данная цель может быть достигнута только при условии комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач во всех направлениях работы с дошкольниками .

Слайд 14

Задачи физического воспитания 14 Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействия внешней среды и повышение работоспособности организма. Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств и двигательных способностей, передачу простейших понятий о физической культуре и доступных знаний о спорте. Воспитательные задачи направлены на формирование культурно-гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни, формирование культуры чувств и эстетического отношения к физупражнениям . Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для: воспитания волевых качеств личности (смелости, решительности, выдержки, настойчивости и т.д.); формирования положительных черт характера (организованности, скромности и др.); формирования нравственных основ личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи и т.п .).

Слайд 15

Принципы физического воспитания 15 Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), существуют специальные принципы, выражающие специфические закономерности физического воспитания: Принцип оздоровительной направленности , согласно которому воспитатель, несущий ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для чередования двигательной и познавательной активности детей, продуктивных видов деятельности. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности , который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально-нравственного и художественно-эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью .

Слайд 16

Принципы физического воспитания 16 Принцип гуманизации и демократизации , который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в ДОУ и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностно-ориентированного подхода, предоставления свободы выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, с учётом принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой. Принцип индивидуализации , позволяющий создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, подбором для каждого оптимальной физической нагрузки и моторной плотности, индивидуального темпа двигательной активности в соответствии с принципом возрастной адекватности физических упражнений .

Слайд 17

Принципы физического воспитания 17 Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха , лежащие в основе методики построения физкультурных занятий. Принцип единства с семьей , предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур . Очень важным является оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

Слайд 18

Методы физического воспитания 18 Традиционно различают три группы методов физического воспитания : 1. Наглядные методы имитация (подражание); демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников, так как дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела, когда движение выполняется сверстниками; использование наглядных пособий; использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов. 2. Словесные методы К ним относятся называние педагогом упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы и т.д. 3. Практические методы выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом, а также самостоятельное выполнение; повторение упражнений с изменениями и без; проведение упражнений в игровой форме (подвижные игры, в соревнования).

Слайд 19

Средства физического воспитания 19 В теории и методике физического воспитания значительное внимание отводится средствам физического воспитания. К ним относятся : гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.), которые способствуют нормальной работе всех органов и систем и повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм естественные природные факторы (солнце, воздух, вода), которые формируют положительную мотивацию детей к осуществлению двигательной активности, повышают адаптационные резервы и функциональные возможности организма, увеличивают эффект закаливания и усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребёнка физические упражнения , которые обеспечивают удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, способствуют формированию двигательных умений и навыков, физических качеств, развитию способности оценивать качество выполняемых движений

Слайд 20

Критерии оценки эффективности двигательного режима 20 Оценка эффективности организации двигательного режима и всех форм оздоровительно-воспитательной деятельности в ДОУ, направленной на физическое образование его воспитанников, осуществляется с помощью следующих критериев :

Слайд 21

Критерии оценки эффективности двигательного режима 21

Слайд 22

Мониторинг физического развития дошкольников в ГОУ Д етский сад № 2232 на 15.10.2011 22 Были обследованы 67 детей из 7 7 (10 отсутствовали по болезни или другой уважительной причине ).

Слайд 23

Результаты тестирования. Подготовительная группа – 26 детей 23

Слайд 24

Результаты тестирования. Старшая группа – 23 ребёнка 24

Слайд 25

Результаты тестирования. Средняя группа – 18 детей 25

Слайд 26

Выводы и предложения 26 Выводы: 1 . В структуре двигательной активности в настоящее время преобладают: физкультурные занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, занятия на тренажерах. 2. Здоровье детей с каждым годом ухудшается, двигательная активность недостаточна. 3. Многие родители уделяют недостаточно внимания физическому воспитанию в семье. 4. Большинство родителей не понимают важности валеологической культуры семьи и обладают лишь теоретическим запасом знаний о здоровом образе жизни, не применяя его на практике .

Слайд 27

Выводы и предложения 27 Предложения: 1 . Провести анкетирование родителей на тему: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье». 2. По итогам анкетирования провести консультации для родителей на тему сохранения здоровья детей и профилактики простудных заболеваний. 3. С помощью воспитателей групп подготовить материалы для информационных стендов, отражающие следующую проблематику: закаливание, физкультура дома, грамотное распределение физической нагрузки для дошкольников и т.д. 4. Уделить особое внимание организации и проведению занятий в группах, посвященных здоровью и здоровому образу жизни. 5. Усилить контроль проведения ежедневных закаливающих мероприятий в группах. 6. Создать рабочую группу и разработать Программу здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Детский сад № 2232.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"

Применение здоровьесберегающих технологий в  воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...