Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
методическая разработка на тему

Педагогический совет на тему:

«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet_zdorove.docx71.92 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1                    Педагогический совет на тему:

«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Вид педсовета: тематический

Форма проведения: деловое общение, КВН.

 Цель: Выявить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Подготовка к педсовету.

  1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
  2. Изучение современных инновационных технологий, используемых в практике работы детских садов с точки зрения возможности  использования их в практике работы с детьми.
  3. Консультации для педагогов «Организация здоровьесберегающего пространства как среды воспитания здорового ребенка», «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ».
  4. Выставка литературы по  инновационным здоровьесберегающим технологиям.
  5. Семинар – практикум «Здоровье участников образовательного процесса в ДОУ как социально - педагогическая проблема».
  6. Работа с родителями: оформление стендов, анкетирование родителейпо теме «Здоровый образ жизни».
  7. Открытые мероприятия по теме педагогического совета.
  8. Конкурс «Лучший физкультурный уголок».
  9. Тематический контроль «Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе».
  10. Разработка сценария проведения педагогического совета.
  11. Анализ заболеваемости.
  12. Домашнее задание воспитателям:

- быть готовыми провести игру малой подвижности, пальчиковую игру, физминутку, комплекс дыхательной гимнастики, точечный массаж, гимнастики после сна, комплекс упражнений для профилактики плоскостопия, сколиоза, нарушения зрения.

 

Повестка дня.

  1. Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: зам. заведующегопо УВР

  1. Выступление в режиме интерактивного общения по теме: «Здоровье дороже богатства».

Ответственный: зам. заведующегопо УВР

  1. Справка по результатам тематического контроля «Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе»

Ответственный: старший воспитатель

  1. Итоги конкурса «Лучший спортивный уголок».

Ответственный: зам. заведующего по УВР

5.Анализ заболеваемости детей.

Ответственный: медицинская сестра

6. Педагогический КВН:

Визитная карточка команд

Разминка

Конкурс капитанов

Работа в творческих группах

Подведение итогов

Ответственный: старший воспитатель

7. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: зам. заведующегопо УВР

Ход педагогического совета:

Слайд № 2                    

  1. Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: зам. заведующего по УВР

  1.  Выступление в режиме интерактивного общения по теме: «Здоровье дороже богатства».

Ответственный: зам. заведующего по УВР

Слайд № 3

Игровое упражнение «Подарки».

Зам. заведующего по УВР предлагает педагога встать в круг:

- Сегодня мы будем дарить друг другу подарки, сохраняющие или укрепляющие здоровье. Средством пантомимы изобразить предмет для здоровья и подарить его соседу. Принявший подарок называет его и дарит свой.

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
 А как относитесь к своему  здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"
(блиц опрос педагогов)

Слайд № 4

Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит,  прежде всего, от нас самих.

Слайд № 5

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете.

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований  для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса  в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо?

Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод  (Выставляется модель).

Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?

Слайд № 6

Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет  вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Слайд № 7

Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка?(выставляется модель «ТРИ кита»)

Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д.  Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорович  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.

Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы  являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?

Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их,  пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.).

 Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословица выставляется под первым «китом»).

Слайд № 8

Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.),  бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную),  в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.),  с изменением темпа, (с ускорением, на скорость),  с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

Слайд № 9

Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».

Слайд № 10

Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.

Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа по освоение основных видов движения, самостоятельная двигательная активность и т.д.).

 Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

Слайд № 11

А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает к кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ»).

Слайд № 12

В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении  всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.

Педагоги называют: постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.

 Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

Слайд № 13

Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:

Слайд № 14

1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

 Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физвоспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов) Врач Николай Михайлович Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут». Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма. Отсюда и четвёртое утверждение: регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.

Слайд № 15

Слайд № 16

  1. Справка по результатам тематического контроля «Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе»

Ответственный: старший воспитатель

Слайд № 17

  1. Итоги конкурса «Лучший спортивный уголок».

Ответственный: зам. заведующего по УВР

Слайд № 18

  1. Анализ заболеваемости детей МКДОУ

Ответственный: медицинская сестра

  1. Педагогический КВН

Ответственный: старший воспитатель

Слайд № 19

Программа педагогического  КВН (Деление на команды. Педагоги разбиваются на 3 группы. (Педагоги выбирают фишки с цифрами).

Визитная карточка команд

Разминка

Конкурс капитанов

Работа в творческих группах

Подведение итогов.

Представление жюри

В состав жюри входит: заведующий  МКДОУ, зам. зав. По УВ., педагог – психолог, инструктор по физ. культуре.

Деление на команды проводится на основе цифр (каждый участник вынимает из коробки любую цифру, далее он должен примкнуть к той команде, где есть именно эта цифра). В результате получается три команды.

Ст. воспитатель: так как КВН – это игра соревновательная, значит, нам нужно поделиться на  3 команды, выдолжен примкнуть к той команде, где есть именно эта цифра. А также выбрать капитанов и придумать свою визитку, которая состоит из названия команды и соответствующего для неё  девиза.

Напоминаю, что вы все педагоги, а идти в педагоги и не иметь своего девиза - это все равно, что начать строить дом без проекта. Поэтому с девизом, я думаю у вас проблем не должно быть.(Примеры девизов: «От воспитателя станет всем светлей!». Девиз: «Стать первым воспитателем не по счету, а по уважению!»).

Слайд № 20

  1. Конкурс «Визитная карточка» - девиз/оценивается по 3-х бальной системе/

Слайд № 21

  1. Конкурс «Разминка» /оценивается по количеству продолженных пословиц/

Для того чтобы нам  быть готовыми к игре, нужно хорошо размяться. Итак, объявляется конкурс «разминка», здесь мы выясним,какая команда знает больше пословиц о здоровье, вам необходимо закончить пословицу. Свою готовность команды сигнализируют поднятием руки. Члены жюри отмечают, чья команда быстрее и больше ответила, оценивается по количеству продолженных пословиц.

Чистота –  (залог здоровья)

Здоровье дороже (золота)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух)

Здоровье за деньги (не купишь)

Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)

Здоров будешь – (всего добудешь).

Здоровому, все (здорово).

Здоровье всему (голова).

Слайд № 22

  1. Конкурс капитанов (вытягивают записку)/оценивается по 3-х бальной системе/
  1. Капитану команды предлагается вспомнить пальчиковую игру и продемонстрировать ее.
  2. Капитану команды предлагается вспомнить физминутку и продемонстрировать ее.

3.Капитану команды предлагается вспомнить игру малой подвижности и продемонстрировать ее.

Слайд № 23

  1. Конкурс«Работа в творческих группах»/ оценивается по 5 балльной системе/

Каждой из команд предлагается задание:(вытягивают записку)

1.Показать комплекс упражнений для профилактики сколиоза.

2.Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

3.Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.

  1. Конкурс. Работа в творческих группах /оценивается по 5 балльной системе/

Каждой из команд предлагается задание:1.        (вытягивают записку)

1.Дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии», озвучить её цель.

2.Перечислить здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.

3.Дать понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду», сформулировать цель данной технологии.

1. Дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии», озвучить её цель.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

2.  Перечислить здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН, беседы по вылеологии, спортивные праздники, спортивные развлечения и досуги, недели здоровья, соревнования, прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ; Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

  1. Дать понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду», сформулировать цель данной технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

  1. Конкурс. Работа в творческих группах /оценивается по 5 балльной системе/

Каждой из команд предлагается задание:(вытягивают записку)

1.Показать комплекс дыхательной гимнастики.

2.Показать точечный массаж.

3.Показать комплекс гимнастики после сна.

  1. Продолжи фразу:/оценивается по количеству ответов/

Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие).

Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).

Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии).

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - (основные виды движения).

От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня).

Подсчитываются баллы.  

Пока жюри подводит итоги,   проводится игра«Будь внимателен».

Слайд № 24

Все становятся  по кругупарами, те кто стоит левее - птицы - машут левой рукой-крылом, кто правее те поезд, правой рукой выполняют движение колес. Как только я  хлопну в ладоши,  все меняются местами, кто стоял левее, становятся правее и наоборот  (игра выполняется под ритмичную музыку).

Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:

- Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.)

- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности

- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами

- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.

Жюри сообщает о результатах, вручает призы.

Предлагаю внести эти предложения в решение  нашего педсовета.

7. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: зам. заведующегопо УВР.