Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
методическая разработка по теме
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Виды здоровьесберегающих технологий используемых в работе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»
План закаливающих мероприятий для здоровых детей (холодный период года)
Организация прогулок
Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Утренняя гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача, развивающей работы с детьми, в этом нам помогают пальчиковые игры. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется
Простые движения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mashkeevoy_k_seminaru_.docx | 252.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69» ЭМР Саратовской области
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Старший воспитатель Машкеева В.А.
Семинар - практикум Энгельс
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию — поддержание постоянной температуры тела.
Закаливание в условиях детского сада – это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня.
Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала, со строгим соблюдением методических рекомендаций.
Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.
Специальные меры закаливания
При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей целесообразно разбить на группы:
I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
III группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление "гусиной кожи").
Представленные в данных Методических рекомендациях указания соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей II группы.
Для детей I группы целесообразно конечную температуру воздуха и воды при закаливании рекомендовать на 2 - 4ºC ниже.
Для детей III группы конечная температура воздуха и воды (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) может быть на 2ºC выше. Температуру действующего фактора следует снижать более медленно - через 3 - 4 дня при местном воздействии и через 5 - 6 дней при общем или же уменьшить время воздействия закаливающего фактора.
Все специальные меры закаливания различаются:
по силе воздействия - местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирания, обливания, ванна, купание в отрытом водоеме);
по продолжительности;
по действующему фактору (воздух, вода, солнце).
Начинают закаливание с более мягких воздействий, т.е. с местных закаливающих воздействий.
Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.
Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде (оставляющей обнаженными руки и ноги), во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики, общую воздушную ванну - при смене белья после ночного и дневного сна.
Принципы успешного закаливания:
Индивидуальный подход.
Прежде всего, не забывать учитывать эмоциональное состояние ребенка и проводить закаливающие процедуры в виде веселых игр.
Часто болеющих, ослабленных детей и после болезни закаливать очень осторожно.
Постепенность.
Избегать переохлаждения - нельзя резко снижать температуру воды или воздуха. Если температура процедуры выбрана правильно, то сразу после нее дыхание у ребенка станет глубже и чаще, а пульс значительно быстрее, чем обычно.
Систематичность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно!
Проведение закаливающих процедур на фоне настроенности ребенка.
Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение.
Виды здоровьесберегающих технологий используемых в работе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»
План закаливающих мероприятий для здоровых детей
(холодный период года)
1. Утренний приём на улице.
2. Утренняя гимнастика.
3. Физкультминутки.
4. Физкультурные занятия в облегчённой одежде.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Воздушные ванны.
8. Гимнастика после сна.
9. Умывание прохладной водой лица и рук до локтя.
10. Полоскание полости рта.
11. Точечный массаж.
12. Сквозное проветривание.
13. Работа по профилактике плоскостопия (ходьба босиком по ребристой доске, шипованным коврикам, катание валиков), нарушения осанки, зрительного утомления.
План закаливающих мероприятий для детей, ослабленных после болезни (5 дней)
1. Проводятся те же мероприятия, исключив пункт 8.
2. Во время физкультурных занятий и утренней гимнастики исключить бег, заменив его на ходьбу.
3. В пункте 13 – хождение по ребристой доске, шипованным коврикам в носочках.
План закаливающих мероприятий для здоровых детей
(тёплый период года)
1. Утренний приём на улице.
2. Утренняя гимнастика на воздухе.
3. Физкультурные занятия на воздухе.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Солнечные ванны под наблюдением мед. работника.
6. Воздушные ванны.
7. Ходьба босиком по песочным дорожкам.
8. Умывание прохладной водой лица и рук по локоть.
9. Полоскание полости рта.
10. Точечный массаж.
12. Сквозное проветривание.
План закаливающих мероприятий для детей, ослабленных после болезни (5 дней)
1. Проводятся те же мероприятия, исключив пункт 8, 11.
2. Во время физкультурных занятий и утренней гимнастики исключить бег, заменив его на ходьбу.
Организация прогулок
Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.
Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20ºС в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе.
Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
Утренняя гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17ºС. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик.
Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.
При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - ребенок должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.
Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.
Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для детей и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять раз в месяц, каждую неделю заменяя отдельные составляющие по данному комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 - 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.
Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.
Физкультурные занятия
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение двигательной активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка.
Физкультурные занятия делим на три части:
Вводно-подготовительная: упражнения направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и на перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения.
Основная: выполнение сложно-координированных движений, проведение подвижных игр.
Заключительная: малоподвижная игра, или ходьба с постепенным замедлением темпа.
Физкультминутки
Помимо физкультурных занятий в детском саду двигательную активность необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз способствует не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию.
В процессе ребёнок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нормы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения. Большое внимание уделяется развитию функции руки, подготовке ребёнка к овладению навыками письма, формированию пространственных представлений. Ребёнка учат изолированным движениям одной руки. Особенно важно развивать тонкие движения пальцев рук. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка не возникали сопутствующие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки или ног.
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача, развивающей работы с детьми, в этом нам помогают пальчиковые игры. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется
Простые движения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают про износить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить,) интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ
дыхательной гимнастики
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Воздушные ванны
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°С.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.
Солнечные ванны
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.
Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Солнечные ванны проходят обязательно под наблюдением медицинского работника.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28°С и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Ходьба босиком
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Водные процедуры
Умывание прохладной водой лица и рук до локтя
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2°С выше утренней).
Традиционно принято после водных процедур растирать тело полотенцем до покраснения кожи т.к. это поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения.
полоскание полости рта
Одной из наиболее простых гигиенических процедур для полости рта является полоскание.
Рекомендуется полоскание полости рта обычной чистой водой после приема пищи — это способствует удалению остатков пищи с поверхностей зубов и из межзубных промежутков. Особенно важно полоскать рот после съеденной сладкой пищи — ведь расщепление сахаров повышает кислотность слюны, а это, в свою очередь, увеличивает риск развития кариеса.
Для полоскания полости рта можно использовать не только обычную воду, но и отвары лекарственных трав — например, чабреца, зверобоя, полевого хвоща, корня аира, аптечной ромашки, шалфея. Такие отвары оказывают противовоспалительное и успокаивающее действие на десны, укрепляют их ткани, устраняют неприятный запах изо рта.
Полоскания рта выполняют несколькими энергичными движениями мимических мышц, после чего раствор выплевывают.
Организация дневного сна детей
Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса.
Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну).
Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18ºС и выше. Температура под одеялом достигает 38-39ºС, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20ºС. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата.
Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её.
Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей.
Подъём организуем по мере пробуждения детей.
Гимнастика после дневного сна
Особенности организации гимнастики после дневного сна
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с контрастными воздушными ваннами после подъема детей (7-10 минут). Эта форма помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится при открытых фрамугах, дети занимаются в спальне или групповой комнате в трусиках и босиком.
Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
В течение года используются разные варианты гимнастики.
Разминка в постели и самомассаж.
Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются. Воспитатель выполняет вместе с ними комплекс общеразвивающих упражнений, повторяя каждое три-четыре раза.
Повороты головы вправо-влево, слегка приподнимая ее и опуская.
Поглаживание рук (правой, левой от кисти пальцев к плечу) и разведение рук в стороны, вперед, сжимание и разжимание кистей рук
Сгибание ноги в колене. Выпрямление (вперед), сгибание и опускание (поочередно правой и левой ногой).
После выполнения упражнений в постели дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия: ходьба на месте с разными положениями рук (на поясе, в стороны, за спину); подскоки на месте в чередовании с ходьбой (со сменой темпа). Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
Пробежки по игровой дорожке
(массажные коврики, ребристые доски, модуль «Змейка», резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).
Дети обычным шагом идут по игровой дорожке, по сигналу начинают бег за воспитателем со средней скоростью (1-1,5 минуты), бег переходит в ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого воспитатель предлагает собрать кольца. Звучит сигнал - дети бегут по массажной дорожке, собирают кольца и кладут их в ящик.
III. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажерами: эспандеры, резиновые кольца, гантели, гири (весом 0,3-0,5 кг), массажеры (аналогичный комплексу утренней гимнастики).
IV. Гимнастика игрового характера
Дети произвольно (под музыку) выполняют с игрушкой или пособием различные действия: ходьбу с подскоками, подбрасывание и ловлю мяча, прокатывание мяча в «воротики», танцевальные и ритмические движения и т.д.
Звучит музыкальный сигнал - воспитатель предлагает убрать пособия и разложить мелкие предметы разного цвета по всему свободному пространству.
Игровое упражнение «Собери предметы одного цвета» (дети под музыку танцуют, выполняют различные ритмические движения). По сигналу быстро собирают предметы одного цвета, подсчитывают их. Воспитатель подводит итоги и поощряет детей.
Игровая гимнастика может состоять из комплекса упражнений имитационного характера, например комплекс "Лошадки"
Эй, лошадки, все за мной, Поспешим на водопой! Вот широкая река. В ней холодная вода. | Учащенная ходьба в чередовании с бегом, высоко поднимая колени; подскоки. |
Пейте, пейте! Хорошая водица | Плавное разведение рук в стороны и наклоны туловища вниз перед собой («лошадка пьет воду»). |
Постучим копытцем. | Поочередное притопывание ногой - правой, левой («лошадка стучит копытцем»). |
Ну, лошадки, все за мной И поскачем все домой! | Легкий бег с подскоками, в чередовании с ходьбой (дети произносят: «И-го-го!»). |
В гимнастику после дневного сна включаются разные игровые упражнения для развития и совершенствования координации движений.
«Удержись!» - стоять на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или отведена в сторону, руки на поясе.
«Кто дольше?» — носок левой ноги вплотную примыкает к пятке правой. Стараться сохранить равновесие.
«С кочки на кочку» - прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т.д.).
«Не закружись» - кружение поочередно в разные стороны (руки на поясе, руки в стороны).
«Ласточка» - стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперед,руки в стороны.
«Ежики» - ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом, массажный мячик и др.).
КомплексЫ гимнастики после дневного сна
«Разбуди-ка»
Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".
Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.
Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.
«Забавные котята»
В кровати
«Котята просыпаются». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).
«Потянули задние лапки». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
«Ищут маму-кошку». И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.
«Котенок сердитый» И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.
«Котенок ласковый». И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.
На полу
Выполняется комплекс дыхательных упражнений.
Точечный массаж
Биологически активные точки обладают рядом специфических особенностей:
низким электрокожным сопротивлением;
высоким электрическим потенциалом;
высокой кожной температурой;
высокой болевой чувствительностью;
повышенным поглощением кислорода;
высоким уровнем обменных процессов.
Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи.
Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов. Кроме того, зона воздействия при точечном массажа очень мала.
Приемы и методы точечного массажа
Основные приемы точечного массажа:
непрерывное поглаживание или легкое касание;
надавливание пальцем (подушечкой большого или среднего пальца) или ладонью;
Применяя эти приемы, надо придерживаться следующих рекомендаций:
Воздействие на точку должно быть осторожным и направленным перпендикулярно к поверхности кожи.
Поглаживание должно быть непрерывным.
Приемы могут выполняться с помощью вращательных или вибрирующих движений.
Вращение производится в горизонтальной плоскости по часовой стрелке.
Поглаживание с вращением может выполняться с небольшим давлением.
Поглаживание может выполняться быстро или медленно, но на протяжении всего воздействия заданный темп должен сохраняться.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
Точка 1 Справа, слева около крыльев носа. Эта точка контролирует кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости.
| |
Точка 2 Около основания носа, где начинают расти брови. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение зоны глазного яблока и лобных отделов мозга. | |
Точка 3 Около ушного отверстия. Эта точка контролирует органы слуха и вестибулярного аппарата. | |
Точка 4 На подбородке. Подбородочная ямка массируется указательным пальцем правой руки. | |
Точка 5 Между большими указательными пальцами. При массаже этой точки приходят в норму разные функции организма. |
Сквозное проветривание
Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.
Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующими". Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Перепад - может быть от 2-4ºС до 4-5ºС, т.е. t воздуха может опускаться до 14 - 16ºС.
Проветривание проводят:
Утром перед приходом детей.
Перед занятием.
Перед возвращением детей с прогулки.
Во время дневного сна.
После полдника.
Работа по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, зрительного утомления
Плоскостопие
Деформация стопы, выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении, называется плоскостопием.
Для определения плоскостопия необходимо иметь ясное представление о строении стопы. У ребенка стопа более короткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа плоская, свод ее опущен, поэтому при ходьбе ребенок быстро утомляется. При нормальном развитии со временем стопа приобретает правильную форму.
Особенно часто плоскостопие встречается у детей, в результате чего резко понижается опорная функция ног и нарушается положение таза и позвоночника. Это, в свою очередь, ведет к дефектам осанки, может вызвать деформацию позвоночника и ослабить деятельность всего опорно-двигательного аппарата.
Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Признаками врожденного плоскостопия являются плоская подошва, несколько повернутая кнаружи стопа. Такой ребенок неправильно стоит, а при ходьбе быстро устает.
Физическая культура и спорт в сочетании с воздействием естественных факторов (солнца, воздуха, воды) являются простыми, доступными и надежными средствами профилактики и лечения плоскостопия.
Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста
Ходьба на носках, не сгибая ног, положив руки на пояс (голову держать прямо, немного прогнуться).
Ходьба по ребристой доске.
Ходьба на внешней стороне стопы — пальцы поджать вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.
Катание теннисного мяча поочередно левой и правой ногами.
Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
Ходьба перекатом с пятки на носок.
Катать палку (диаметром 3 см) вперед-назад.
Подняться на носки и выполнить приседания, держась за опору.
профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
Своевременное правильное питание;
Свежий воздух;
Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
Оптимальная освещённость;
Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
Привычка правильно сидеть за столом;
Расслаблять мышцы тела;
Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий
основные размеры столов и стульев
для детей раннего и дошкольного возраста
(по СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 г.)
группа роста детей (мм) | группа мебели (мм) | высота стола (мм) | высота стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
с 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000 до 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 до 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 до 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 до 1600 | 4 | 640 | 380 |
Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
КОМПЛЕКСы УПРАЖНЕНИй ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
Комплекс № 1
И.П. – сидя. Откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох, наклон вперед к краю стола, выдох / 5-6 раз /.
И.П. – сидя. Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки / 4 раза /.
И.П. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение / 4-5 раз /.
И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки на среднюю линию на расстоянии 10-15 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку / 5-6 раз /.
И.П. - сидя. Руки вперед, посмотреть на кончик пальцев, поднять руки вверх - вдох, посмотреть глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить - выдох / 5-6 раз /.
Комплекс № 2
Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.
Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты
Комплекс № 3
Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Использование здоровьесберегающих технологий в ...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологийв воспитательно-образовательном процессе ДОУ...
Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....
Конкурс. Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО и НОО для работы с детьми по формированию мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Важным периодом в процессе форми...