Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной комиссии при прохождении процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Opyt_raboty.doc166 КБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_attestaciyu.doc2.15 МБ

Предварительный просмотр:

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:

                                                                  забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.

                                                              От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

                                                                                         прочность знаний, вера  в свои силы».  В. Сухомлинский

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования».  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам  образовательного  учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует.  Это связано с тем, что при профессиональной подготовке педагогов поверхностно изучается вопрос формирования валеологической культуры дошкольников. В некоторых ВУЗах нет отдельной дисциплины, изучающей глубоко данную тему; валеологическое воспитание дошкольников рассматривается в контексте с другими дисциплинами (физвоспитание, экология и другие). Кроме того, педагоги ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с детьми,  не  решаясь  внедрять в практику современные оздоровительные технологии.

Наш детский сад в 2007-2008 уч.году посещало 15% дошкольников с диагнозом ЧДБ (часто длительно болеющие), также наблюдалось повышение общей заболеваемости, связанное с заболеваниями ОРВИ, ОРЗ. Причины детской заболеваемости можно объяснить регионально-климатическими особенностями Ханты-Мансийского автономного округа[1]. При этом всё же следует правильно оценивать возможности самого ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здесь на помощь приходят современные здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых, как отмечалось выше, воспитание валеологической культуры у детей-дошкольников, создание такой развивающей среды, которая способствовала бы расширению ближайшей зоны развития ребёнка, приобщения его к здоровому образу жизни.

Реализуемая сегодня в ДОУ программа «Детство» (авторы – Т.И.Бабаева и др.) нацеливает педагогов на формирование у детей  дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания  являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности.[2]  Кроме того, существующий в ДОУ двигательный режим не способствовал достижению должного уровня двигательной активности детей. Уровень заболеваемости в 2007-2008 учебном году  достигал 18 %, четыре ребенка были с третьей группой здоровья, выполнение программы по физической подготовленности дошкольников составляла 64%. Здоровьесберегающей среды в группе как таковой не существовало: отсутствовало профилактико-оздоровительное оборудование, наглядно-дидактические игры, пособия. Работа с семьей по вопросам валеологического воспитания детей не была последовательной и систематичной.

Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми.

В связи с вышеизложенным, стало актуальным  создание  системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника в контексте воспитательно-образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий.  

Противоречие определило проблему, которая заключалась в создании такой  модели (или системы) работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации к занятиям и в целом способствовала приобщению детей к ЗОЖ. Проблематика обусловила тему обобщения опыта: «Воспитание валеологической культуры дошкольника 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе».

Цель обобщения опыта:  систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя в группе, направленной на  достижение положительных результатов  в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них валеологической культуры.

Методами сбора информации об опыте являлись:  изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.

Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования  и воспитания дошкольников  младшего, среднего  и  старшего возраста, в интеграции  валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.

Объектом обобщения опыта является система работы по формированию валеологической культуры дошкольников. Предметом обобщения опыта является использование современных оздоровительных технологий, нетрадиционных подходов к организации различных форм работы с детьми.  

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Предлагаемый материал подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.

Представленная диагностика валеологической культуры дошкольников позволит воспитателям, специалистам и родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающий педагогический процесс не только в группе, но и в целом, в образовательном учреждении, где будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым, любить движение, спорт, максимально самопроявиться, раскрыться, развиться в разных видах детской деятельности и общении.

Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, увлечь в игру, а это уже почто 100% -ный результат успеха.  

  • Длительный период внедрения системы (4 года)
  • Недостаточная профессиональная подготовка педагогов  по воспитанию валеологической культуры дошкольников
  • Ежегодное увеличение количества детей с низким уровнем здоровья, появление новых видов вирусных заболеваний ОРВИ, ОРЗ

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность,  был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.

Впервые о необходимости  валеологической культуры и её сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И.Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующему здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость  воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования Г.К. Зайцевой, В.В.Колбановой, В.П. Петленко, Л.Г. Татарниковой, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах  В.Г.Алямовской, Г.А.Баранчукова, М.Л. Лазарева отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействие взрослого и ребенка, широким  спектром педагогических средств и приемов.  Представляется значимым, как указывают Л.Н. Лагуткина, М.Л. Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, начинать воспитание валеологической культуры уже с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

В основу данного опыта положены научно-методические основы воспитания валеологической культуры, изложенные:

  1. в разделах «Ребёнок входит в мир социальных отношений», «Растим детей здоровыми, крепкими жизнерадостными», «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство» (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина) Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
  2. в программе «Зеленый огонёк здоровья» (М.Ю.Картушина), направляющей педагога

на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности

  1. в программе «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский), где работа с

дошкольниками отличается комплексностью и индивидуально-дифференцированным подходом  к работе с дошкольниками

  1. в программе «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева), где рассматриваются

проблемы безопасности жизни

  1. в программе «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина) рассматривают развитие

эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка

Провести диагностику валеологических знаний детей, не предусмотренную программой «Детство»,  нам помогло учебно – методическое пособие В.А. Деркунской «Диагностика культуры здоровья дошкольников», в котором представлены материалы разработанные и опробированные в  условиях опытно-экспериментальной работы  педагогическим коллективом ДОУ «Радуга» г. Санкт-Петербург.

При реализации системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника были использованы авторские разработки:

  • Планирование поэтапного, в соответствии с возрастными возможностями и

способностями дошкольников, распределения валеологического образования  и воспитания дошкольников  младшего, среднего  и  старшего возраста, основанное на интеграции  валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми

  • Модель инновационной здоровьесберегающей среды в группе
  • Модель здоровьесберегающих методик, которая позволила придать образовательной

деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей являлись профилактические мероприятия.

  • Модель реализации двигательной активности дошкольников в группе

        

Создание системы работы, представленной в опыте шло поэтапно:

На первом диагностико-прогностическом этапе (июнь 2006- 2007 уч.года) был проведён анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно-методического обеспечения, анализ материально-технической  базы, предметно-развивающей среды группы, а также изучение передового педагогического опыта по теме,  анализ затруднений педагогов ДОУ,  подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности  для ДОУ, определение цели и задач работы.

На втором организационном этапе - июль-август 2006-2007 уч.года – было определено содержание работы с дошкольниками, родителями и педагогами, для каждой возрастной группы поставлены цели и задачи, составлены планы работы с детьми, родителями и педагогами; также начато обогащение предметно-развивающей среды в группе; продолжено пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательно-образовательной работе с детьми в группе; создана творческая группа педагогов. Результатами работы этого этапа стало: создание поэтапного планирования формирования валеологической культуры дошкольников с 3 до 7 лет, создание творческой группы педагогов, работающих над темой в тесной взаимосвязи друг с другом, создание  семейного клуба «Здоровячок», создание библиотеки методических и дидактических пособий в помощь воспитателю.

Третий практический этап работы – (2007-2008 уч.год - 2010-2011 уч.год) – самый трудоёмкий по содержанию деятельности: он состоял в решении задач воспитания валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию,  со второй младшей до подготовительной группы, системы мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленными на формирование валеологической культуры дошкольника. (табл. …) Определение цели и задач для каждого этапа, распределение учебного материала и границ воспитательного воздействия было обусловлено возрастными возможностями и способностями детей разного дошкольного возраста, обоснованностью использования тех или иных методов и форм работы.

Табл. 3

Этапы формирования валеологической культуры дошкольника

Этап

Возраст детей

Направление деятельности

Цель деятельности

1 этап (2007-2008)

Младший дошкольный возраст

«Двигательная активность и овладение основами гигиены»

формирование валеологической культуры младшего дошкольника с помощью двигательной активности  и  воспитания гигиенических навыков

2 этап (2008-2009)

Средний дошкольный возраст

«Азбука безопасности: обучение и воспитание детей  ОБЖ»

формирование валеологической культуры дошкольника среднего возраста через обучение основам безопасности  жизнедеятельности и формирование навыков здорового образа жизни.

3 этап (2009-10\ 2010-11)

Старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группа)

 «Кодекс здоровья дошкольника»: формирование элементарных знаний о человеческом организме.

формирование валеологической  компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно  решать задачи здорового образа жизни и безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  • Принцип региональной специфики – предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий
  • Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы
  • Принцип развивающего характера образования – направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития
  • Принцип индивидуализации – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль
  • Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 

Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности  в контексте воспитательно-образовательной работы в группе  представлена в виде следующей схемы:

 Табл. 4

Вид деятельности

Содержание

Получение валеологических ЗУН  на занятиях

*Занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «социальный мир»

*Интеграция валеологических ЗУН в другие занятия (межпредметные связи)

Получение валеологических ЗУН вне занятий

* дидактические игры

* опытно-исследовательская деятельность

* оздоровительные подвижные игры в режиме дня

Получение валеологических ЗУН на тематических мероприятиях

Дни здоровья

*Недели здоровья

*Валеологические шоу

*Праздники здоровья

*КВН, викторины

*Просмотр видеофильмов

*Конкурсы рисунков, стенгазет

Оздоровление через режимные процессы

*Утренняя гимнастика

*Психогимнастика

*Гимнастика после сна

*В процессе питания (завтрак, обед, ужин полдник)

Работа с родителями

Работа клуба «Здоровячок», «Азбука безопасности», «Семейный кодекс здоровья», «Взаимодействие»

Работа с педагогами

*Организация творческой  группы педагогов «Валеология+дошкольник»

*Реализация проекта «Организация системы методической  работы по повышению профессионализма педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника»

*Конкурсы

Летнее оздоровление

*Оздоровление на летней оздоровительной площадке

*Информационный стенд «Для вас, родители»

На каждом этапе формирования валеологической культуры дошкольника деятельность педагога предусматривает:

- в начале учебного года (сентябрь) - диагностику - обязательную (диагностику здоровья, валеологических знаний), дополнительную (в зависимости от цели и задач определенного этапа, например проведение социального и биологического анамнеза предусматривается только во второй младшей группе);

- на протяжении учебного года (октябрь-май)  – реализацию комплекса обязательных оздоровительных, воспитательных и образовательных мероприятий, и дополнительных,  предусмотренных целями и задачами  определенного этапа формирования  валеологической культуры дошкольника. Обязательными для осуществления являются: план оздоровительной работы в группе, индивидуальный план по оздоравливанию для каждого ребенка, план работы семейного клуба в текущем учебном году, план работы с педагогами, план работы по воспитанию валеологической культуры, скоординированный план работы всех специалистов по работе с ЧДБ детьми, план работы по какому-либо отдельному направлению валеологического воспитания  (например,  План работы по обучению детей ОБЖ). Например,  цель работы педагога на первом этапе (во второй младшей группе) - формирование валеологической культуры с помощью двигательной активности  и  воспитания гигиенических навыков, это предусматривает реализацию комплекса мероприятий по «Скоординированному плану работы специалистов ДОУ  по реализации двигательной активности младших дошкольников»; цель работы педагога на втором этапе (в средней группе) - формирование валеологической культуры через обучение основам безопасности  жизнедеятельности и формирование навыков здорового образа жизни – предполагает реализацию дополнительных мероприятий со средними   дошкольниками согласно «Скоординированному плану работы специалистов по обучению детей ПДД и ОБЖ».

- в конце учебного года (май) - итоговую диагностику, отчёт по результатам работы на итоговом педагогическом совете, отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба.

На каждом этапе, начиная со второй младшей группы, работа по формированию валеологической культуры осуществлялась по четырем направлениям:

Направления работы

Цель работы по направлению

1

Работа с детьми

воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2

Работа с родителями

создание единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника.

3

Работа с воспитателями

повышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

4

Работа  над развитием предметно-развивающей среды

создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей.

Подводя итог деятельности на третьем практическом этапе, был накоплен большой практический опыт, определен круг нововведений.

  • Разработанное для каждого этапа формирования валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и

специалистами  помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие  образовательные области.

  •  Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением

нетрадиционных подходов служила удовлетворению двигательной активности детей до 72 % от времени бодрствования

  • Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной

деятельности четко выраженную оздоровительную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.

  • Внедрение разработанных и объединенных в авторском пособии «Сибирячок-

здоровячок» занятий по валеологии с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысить интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.

  • Авторские разработки сценариев, объединенных в сборнике «Снегирята», позволили

реализовать двигательную активность дошкольников в актированные дни.

  • Особое важное значение в работе с дошкольниками имело внедрение нетрадиционных

типов занятий: занятие-КВН, театрализованные занятия, занятия-сомнения (поиска истины), занятия типа «Поле чудес» и другие.

Каждое занятие соответствовало следующим требованиям: а) использование новейших  достижений науки и практики; б) реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; в) обеспечение условий для развития познавательной деятельности; г) установление интегративных связей; д) мотивация и активищзация познавательной деятельности ребенка; е) логика построения занятия; ж) эмоциональный компонент занятия; з) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

Принципы, срабатывающие на занятии: постоянная обратная связь, диалогизация образовательного пространства, оптимизация развития, эмоциональный подъём, добровольное участие, погружение в проблему,  свободное пространство.

Методы, применяемые на занятиях:

  • методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюев) – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделировния и конструирования, решение логических задач и др.
  • методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А.Смирнов) - элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор и шутка и др.
  • методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н.Поддъяков) – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов живой и неживой природы (обследование), прогнозирование, предположение, гипотезу и др.

Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в инновационную деятельность ДОУ: в рамках реализации инновационного проекта «Содружество: детский сад+семья», родителями младшей группы был организован семейный клуб «Здоровячок» (в средней группе он был переименован в «Азбуку безопасности», в старшей – в «Семейный кодекс здоровья»). Цель работы клуба – повышение психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья  были определены следующие:

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе;  

- санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;

- участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоравливания (дыхательная гимнастика, ЛФК, самомассаж, разнообразные формы закаливания.)

При этом формы работы в семейном клубе предусматривались разнообразные – как традиционные (консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, семинары-практикумы, досуги, памятки, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, буклетов; так и нетрадиционные: участие родителей в творческих конкурсах, участие в массовых мероприятиях детского сада, участие в выставках родительских работ  разной тематики, просмотр открытых занятий, создание видеокопилки и т.п.

Низкий уровень валеологической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений[3], стимулировал создать творческую группу по изучению и обобщению передового педагогического опыта по данной теме и возможностей его использования в нашем детском саду. В деятельности творческой группы также сложилось несколько направлений: изучение передового педагогического опыта по вопросам здоровьесбережения и внедрения новых форм работы с родителями по приобщению к ЗОЖ; расширение методической базы; пополнение методической копилки ДОУ; проведение мероприятий по обмену опытом;  распространение передового опыта работы.

В последствие, накопленный теоретический и практический опыт творческой группы лег в основу проекта сетевого взаимодействия «Организация системы методической  работы по повышению профессионализма педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника», за реализацию которого в 2009-2010 году детский сад получил статус инновационной площадки.

До 2006 года валеологическая предметно-развивающая среда в группе была организована согласно рекомендациям программы  оздоровления дошкольников «Зеленый огонёк здоровья»[4] («Уголок здоровья», «Стена здоровья», ростомер, спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, игры на веревочках, обруч, кольцебросы, пособия для развития дыхания, познавательные игры-лото, «дорожки здоровья», «диск здоровья», массажеры и др.)  

             Однако, как показал анализ предметно-развивающей среды, её возможности и воспитательный потенциал, с точки зрения развития двигательной активности ребенка, формирования у него валеологических знаний, был использован не полностью.  Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения: малышу должно быть интересно это делать, не потому что «надо» и «полезно», а потому, что ему это интересно и нравится делать.

Поэтому одной из задач своей работы я выделила необходимость обогащения предметно-развивающей среды группы: необходимость создания разнообразных дидактических игр и пособий, нестандартного физкультурно-игрового оборудования, оборудования для закаливающих процедур, способствующих повышению мотивации дошкольников к получению валеологических знаний на занятиях, полноценной реализации двигательной активности, профилактике заболеваний, приобщению к ЗОЖ и т.п. Изучение примеров успешной организации валеологически насыщенной предметно-развивающей среды, ее наполнение,  осуществлялось через обмен опытом между членами творческой группы.  Результаты работы представлены в анализе.

Четвёртый этап – подведение итогов работы – конец 2010-2011 уч.года - предусматривал  систематизацию накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы по теме. Итоги работы будут приведены ниже.

 

Реализация системы работы рассчитана на 4  учебных года.

  • При планировании и организации работы необходимо учитывать индивидуальные и

возрастные особенности детей, на основании чего должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход

  • Физическую и психическую нагрузку осуществлять с учетом здоровья, возраста   и

физических возможностей ребенка

  • Все занятия необходимо проводить с учетом специфики дошкольного возраста в

занимательной игровой форме, с использованием нетрадиционных типов занятий (занятие-интеллектуальная игра, занятие-путешествие)

  • Обязательно включение в работу с дошкольниками мероприятий, эффективно

обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья ребенка на разных этапах его возрастного развития

  • Систематически использовать здоровьесберегающие технологии и применять

принципы педагогики оздоровления

  • Тесное взаимодействие с родителями, воспитателями, медицинским персоналом
  • Создание здоровьесберегающей среды
  • Использование в работе элементов нескольких педагогических технологий:

здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, технологии индивидуального обучения, технологии индивидуально-дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологии педагогических мастерских, технологии валеологического просвещения родителей.

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие:

  • учет данных анамнеза с целью  выявления контингента детей с различными видами заболеваний,   планирования оздоровительной работы.
  • насыщенная валеологическая предметно-развивающая среда: применение дидактических игр, пособий на занятиях по валеологии с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяет шире использовать имеющиеся у детей знания и умения, варьировать  задания. Валеологическая среда помогает объединить занятие с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в умственной и двигательной деятельности, принятию нестандартных правильных решений. Дидактические игры и пособия широко применяются  в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания. Кроме этого, ребята берут игры и домой, где вместе с родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, еще раз играют в любимые игры.
  • Еще одним фактором успешности я могу назвать личностный фактор, где от самого

педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях.

  • Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового

педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование  ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада,  посещение  открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненноважное для любой идеи условие.

  • Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который

позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий

  • Обязательно использование оздоровительных методик, которые позволят не только оздоровить детский организм, но и предупредить многие заболевания, научить ребенка самооздоравливаться

Эффективность созданной и апробированной системы по формированию валеологической культуры дошкольников в ДОУ подтверждается следующей результативностью:

  • Дети овладели прочными валеологическими знаниями: успешность освоения программы по валеологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе (2007-2008 уч.год)  составляла 45 %, в старшей группе (2009-2010 уч.год) составляла 75 %, что на 30 % больше по сравнению с началом внедрения системы.
  • Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Дошкольники умеют оказать элементарную медицинскую, психолоическую самопомощь и помощь.
  • Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.
  • Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.
  • Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев: если во 2 младшей группе при списочном составе 30 детей количество случаев заболеваемости составляло 18 %, то в  старшей группе при списочном составе 30 детей количество случаев заболеваемости составило 4%, что на 14 % ниже по сравнению с 2007-2008 учебным годом.
  • Произошла перемена группы здоровья: в 2009-2010 уч.году количество детей с третьей группой здоровья уменьшилось на 3 ребенка, по сравнению с 2007-2008 уч.годом.
  • Выполнение программы по физической подготовленности дошкольника составило 79%, что на 15 % выше показателей за 2007-2008 учебный год (1 этап внедрения).
  • Реализация двигательной активности дошкольников в ДОУ составила 72 %, что на 20 % выше по сравнению с началом  внедрения системы.
  • Апробированная диагностика Деркунской В.А. по формированию валеологической культуры дошкольников способствовала выявлению неравномерности в знаниевом уровне дошкольников, что позволило определить причины отставания или опережения в усвоении валеологических знаний детей и определить дальнейшие перспективы работы.
  • Были разработаны:

- модели: модель здоровьесберегающих методик и модель двигательной активности дошкольников в группе

- авторское пособие занятий по валеологии с применение нетрадиционных методов и приемов «Сибирячок-здоровячок»

- сборник сценариев по реализации двигательной активности дошкольников в актированные дни  «Снегирята»

-  здоровьесберегающая предметно-развивающая среда (валеологический уголок «Город здоровья», наглядно дидактически игры «Проверь себя», «Правильная осанка» и др. и пособия «Виды спорта», «Организм человека», «Каково строение человека», нетрадиционное спортивное оборудование «Гамачок», «Гусеница», «Царство бабочек» и др.)

  • Результаты деятельности творческой группы педагогов были положены в основу проекта сетевого взаимодействия «Организация системы методической  работы по повышению профессионализма педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника».
  • Организация семейных клубов «Здоровячок», «Азбука безопасности» и др. способствовало сплочению педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья детей. Анкетный опрос родителей показал, что 87 % родителей удовлетворены работой ДОУ. Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателя  сократилось  с 12% до 2 %, что свидетельствует  о высоком уровне доверия к его деятельности и признании его компетентности в вопросах укрепления детского здоровья.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании валеологической культуры дошкольника путём использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использования нетрадиционных форм и методов подтверждено. Цель и задачи, намеченные на начальном этапе эксперимента реализованы, и результаты представлены в опыте работы «Формирование валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте воспитательно-образовательного процесса в группе».

Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Данный  опыт был представлен на муниципальном, региональном, всероссийском уровне:

на локальном уровне

- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, фестивалях педагогического мастерства, смотрах-конкурсах в рамках  методической работы в ДОУ

- участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»

- участием в разработке и реализации инновационной программ и проектов в ДОУ: программы  «Здоровый ребенок» и  программы «Содружество: детский сад+семья»

на районном уровне

- участием в работе ВМО по дошкольному воспитанию, на сайте которого представлены материалы из ее методической копилки по темам «Работа с родителями по валеологическому воспитанию дошкольника», «Открытые занятия по валеологии» (2010 г.)

- участием в конкурсе на «Лучшее методическое пособие по здоровьесбережению»  (2007 г.)

- представлением материалов на тему «Работа в семейном клубе «Здоровячок» на Дне открытых дверей (2009 г.)

на региональном уровне

- на окружном семинаре «Школа – центр здоровья в социуме общеобразовательного учреждения и центр повышения качества образования»

- при прохождении процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию

на общероссийском уровне

- размещением материала на тему «Оздоровительная работа и валеологическое воспитание

дошкольников» в общероссийском  журнале «Медработник», №  3, 2008 г.

- на личном сайте, расположенном на портале социальных работников образования (2011 г)

- участием в работе общероссийского педагогического сайта «Фестиваль педагогических

идей»: материал на тему «Открытые занятия по валеологии» находится в стадии размещения (2010 г)

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
  2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
  4. Детство: Программа  развития и воспитания детей в детском саду. // Т.И.Бабава, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина. СПб., 2000.
  5. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.
  6. Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.
  7. Богина Т. Л. Охрана здоровья  детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.
  8. Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008
  9. Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС,  2004.
  10. Вавилова Е.Н Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986.
  11. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.
  12. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001. 
  13. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010
  14. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва,  2010
  15. Студеникин М.Я.  Книга о здоровье детей.  Москва, Медицина, 1986
  16. Кайгородова Н.А., Ярманова И.В., Бловнева Т.А. и др. Здоровьесберегающая практика в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ханты- Мансийск, 2003 г.
  17. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
  18. Микляеева Н.В. Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности. М., 2010
  19. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
  20. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
  21. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И.Орла и С.Н.Аганджановой. СПб., Детство-пресс, 2006
  22. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
  23. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006
  24. Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. М., Просвещение, 1990
  25. Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007


[1] Резкие перепады давления, температуры, высокая влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению  ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

[2] Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

[3] При профессиональной подготовке педагога не предусматривается наличие такой компоненты, которая бы  ориентировала педагога на безопасную здоровьесберегающую профессиональную деятельность.

[4] Согласно рекомендациям программы  оздоровления дошкольников «Зеленый огонёк здоровья», раздел 6, стр. 104


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"

Педагогический опыт на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"...

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резе...

«Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе «Теремок»

Анкета и аналитическая справка по результатам анкетирования по теме "Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе"...