Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях

Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических качеств, составляющих готовность личности к саморазвитию. Потребность в самоизменении, саморазвитии возникает у человека в ситуациях затруднений, которые дают возможность выйти на новую ступеньку развития. Метод рефлексивной самоорганизации (метод рефлексии)известен как наиболее короткий и эффективный путь достижения результата в ситуации саморазвития. Сущностью этого метода является последовательное выполнение действий:

1)возникшее затруднение необходимо зафиксировать (понять, что именно не получается) и назвать конкретное действие, которое не получилось;

2)осмыслить не получившееся действие, а не продолжать что-то делать наобум;

3)проанализировать выполненное действие и определить место затруднения;

4)понять причину затруднения;

5)спроектировать преодоление затруднения: поставить цель, найти способ и средства ее достижения;

6)реализовать построенный проект.

Поскольку рефлексивный метод позволяет сформировать жизнеспособность человека, то рационально заложить его в структуру образовательного процесса. На дошкольной ступени о рефлексивной самоорганизации в полном смысле этого слова говорить невозможно, но для приобретения первичного опыта выполнения действий по преодолению затруднений дошкольный возраст является наиболее благоприятным.

Основная идея технологии деятельностного метода (метод рефлексивной самоорганизации),разработанного Л.Г. Петерсон для использования в школьном обучении, заключается в управлении самостоятельной познавательной деятельностью детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Адаптированный для дошкольников вариант технологии деятельностного метода назван учеными (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова) технологией «Ситуация».

Целостная структура технологии «Ситуация» представлена шестью этапами: 1) введение в ситуацию; 2) актуализация; 3) затруднение в ситуации; 4) открытие детьми нового знания (способа действия); 5) включение нового знания; 6) осмысление (итог).

Задачей педагога, работающего в технологии «Ситуация», является не объяснение новых знаний, а создание такой ситуации, в которой дети сами «откроют» их для себя, а также приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. У педагога дошкольной образовательной организации изменяются функции: он перестает быть информатором, транслятором знания, он становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» дает педагогу алгоритм управления процессом самостоятельной познавательной деятельности детей.

1 этап. Введение в ситуацию. Целью этого этапа является создание условий для возникновения у дошкольников потребности включения в деятельность (мотивация). Установка на достижение результата требует от детей разработки «детской цели» (что я хочу сделать?).

Педагогом учитываются возрастные особенности детей: младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и желаниями («я хочу …»); старшим дошкольникам доступна постановка цели социальной значимости («нужно помочь…»; «хочу доставить радость…», «необходимо создать уют для всех …»).

Технология «Ситуация» эффективна в таких условиях, при которых каждый ребенок «проживает»:

1)каждый шаг метода рефлексивной самоорганизации;

2)путь преодоления затруднений, фиксируя то, что не получается (процесс анализа, исследования, понимания причин затруднений, применения правил, проектирования, переработки информации);

3)осмысление полученных сведений и их практического применения в жизни.

Важным условием реализации технологии «Ситуация» является учет личного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Беседы на темы, вызывающие у детей интерес, позволяют педагогу организовать эмоциональное включение детей в исследование проблемы. Грамотно подобранные для беседы темы позволяют интегрировать различные образовательные области.

Каждому ребенку дается возможность высказаться о предмете исследования, продемонстрировать свои представления о нем. Постоянное включение детей в диалоги формирует у них навыки «слушания» собеседника, осмысления получаемой информации. В беседах дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения.

На первом этапе осуществляется постановка детьми цели. «Детская» цель не имеет ничего общего с целью образовательной, но она свидетельствует о принятии ребенком ситуации, его желании работать над решением проблемы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог обеспечивает свободу выбора деятельности. Благодаря мастерству педагога, у каждого ребенка возникает уверенность в том, что он сам принял решение об участии в деятельности. Эта уверенность оказывает влияние на активность ребенка.

На вопрос «Сможете?» дети, как правило, уверенно отвечают: «Да! Сможем!». Вопросы в указанной последовательности оказывают влияние на уверенность ребенка в собственных силах, он получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!»

Таким образом, на первом этапе (введения в ситуацию) включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»), осуществляется содержательная интеграция образовательных областей, формируются важнейших качества личности.

2.Актуализация

На втором этапе педагог организует предметную деятельность детей средствами дидактической игры, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), знания и опыт детей, обеспечивающие самостоятельность построения нового способа действия. При косвенном участии педагога дети движутся к своей «детской» цели.

На этом этапе педагог много внимания уделяет тренировке мыслительных операций и актуализации опыта детей; формированию умения слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки; а также развитию коммуникативных навыков: дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата, выполняя задания в парах или в команде.

Решение задач воспитания на этапе актуализации заключается в формировании у детей первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формируется культура общения, осваиваются правила равноправного взаимодействия со сверстниками, уважительного отношения к старшим и т.п.

3.Затруднение в ситуации

Этот этап - ключевой, он представлен основными компонентами структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющими определить верный путь преодоления затруднений.

Педагогом моделируется ситуация столкновения детей с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») помогает детям зафиксировать затруднения и выявить их причины.

На этом этапе у детей формируется умение видеть свои ошибки и стремление «добыть» новые знания, чтобы преодолеть затруднения здесь и сейчас, и избежать ошибок в будущем. У детей изживается страх неудачи, так как они осваивают алгоритм, правильное поведение в случае затруднения, необходимым для них становится поиск причины затруднения и ее устранение.

Затруднение, препятствующее достижению «детской» цели, является личностно значимым для каждого ребенка, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении (познавательная мотивация). На этом этапе особенно ярко демонстрируется наличие или отсутствие условий для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

Для младших дошкольников педагог завершает этап словами: «Значит, что нам надо узнать...».

Для старших дошкольников предлагается очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, которая проговаривается ими во внешней речи.

Поскольку дети определили и назвали (при косвенном руководстве взрослого) причину затруднения, педагог подводит их к тому, что они осмысливают необходимое для них знание, они сами хотят узнать «нечто», абсолютно конкретное и понятное.

Таким образом, этап технологии «Затруднение в ситуации» является важным для развития личностных качеств и установок дошкольников, которые хорошо иллюстрируются известной китайской мудростью: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать». Умение ребенка «видеть свои ошибки», ведет к признанию факта: «Я пока этого не знаю (или не умею)». Необходимость решения конкретной задачи порождает потребность в «узнавании» нового, с помощью которого они устранять причину затруднений.

4.Открытие детьми нового знания (способа действия)

Вовлечение педагогом детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний с помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» способствует формированию у них навыков выбора способа преодоления затруднения. Для младших дошкольников основными способами решения проблемы являются: «придумаю сам» и «спрошу того, кто знает». Малышам предпочтительнее догадаться, выдвинуть свои версии.

Попытки самостоятельного открытия преобразуются в первичный опыт ребенка, так как педагог, подтверждая правильность выдвинутой версии, фиксирует внимание на успехе. Если версия неверна, внимание ребенка фиксируется на затруднении. У детей вырабатывается понимание того, что любое «незнание» можно устранить, задав вопрос тому, кто знает.

Педагогу необходимо поддерживать стремление ребенка узнавать новое с помощью вопросов, помогать формулировать их грамотно. Круг людей, которым можно задать вопрос должен постоянно расширяться (родители, педагоги, другие сотрудники детского сада, доктора и др.).

В старшем возрасте представления детей об источниках получения информации расширяются и систематизируются: источником знания становятся книги, познавательные фильмы, телевизионные передачи, поисковая система Интернет.

И младшие, и старшие дошкольники испытывают затруднения при формулировании вопросов. Отсутствие страха «сказать неправильно», обеспечивает неоднократность попыток детей донести информацию до собеседника. Эффективным приемом является: 1) выслушать детей; 2) дать понять, что информация принята; 3) дать образец формулировки. Педагог, выслушав детей, говорит: «Я поняла, вы хотите спросить…».

Приобретенный детьми опыт преодоления затруднений позволяет в старшем дошкольном возрасте добавить еще один способ добывания знания: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) позволяют педагогу организовать самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), его фиксирование в речи и знаках. Дети начинают действовать осмысленно, оценивать результаты своих действий, осознавать путь приобретения новых знаний.

Предоставление детям возможности выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания формирует у них опыт созидания, успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причины.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На этапе «Включение нового знания» педагог создает ситуации, демонстрирующие недостаточность ранее освоенных способов и необходимость использования нового знания (построенного способа) для решения проблемы. Особое внимание педагог уделяет умению детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

Для детей старшего дошкольного возраста педагог использует вопросы, требующие планирования своих действий: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?».

Эффективность технологии на данном этапе оценивается по уровню развития:

1)умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы их решения;

2)умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников;

3)коммуникативных умений при работе в парах или малых группах на общий результат.

6.Осмысление (итог)

Итоговый этап «Осмысление» - необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, он позволяет зафиксировать достижение цели и определить условия, которые позволили этой цели добиться.

Система вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» помогает детям осмыслить собственную деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Осмысление качества собственной деятельности достигается с помощью вопроса «Почему вам это удалось?». Здесь важно дать понять детям, что они достигли «детскую» цель благодаря новому знанию или умению. Педагог объединяет «детскую» и учебную цели и акцентирует внимание на ситуации успеха: «Вам удалось... потому что вы узнали (научились)...»

Для детей младшего дошкольного возраста педагог сам «открывает» условия достижения «детской» цели, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить условия достижения цели и доказательно их представить. В процессе познавательной деятельности развивается любознательность детей, формируется учебная мотивация.

Получение каждым ребенком радости, удовлетворения от процесса познавательной деятельности и ее позитивного результата оказывает влияние на его эмоционально-психологическое состояние, создает благоприятный эмоционально-психологический климат в дошкольной группе. Потребность ребенка в самоутверждении, признании и уважении, как взрослыми, так и сверстниками, реализуется в процессе деятельности и оценки ее результатов. У детей повышается уровень самооценки, формируются начала чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Целостную структуру технологии «Ситуация» нецелесообразно осуществлять во всех образовательных областях. Оптимально целостная структура технологии («проживание» детьми всего пути преодоления затруднения через выявление и устранение его причины, т.е. всех шести этапов)вписывается в образовательную область «Познавательное развитие».

В образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», предполагается использование отдельных ком­понентов технологии (создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т.д.)В каждой образовательной области выделяется тот культурный опыт, который должен быть сформирован у детей для обеспечения возможности полноценного освоения программного содержания на следующих образовательных ступенях.

Наиболее эффективны в образовательном процессе ситуации, возникающие спонтанно, по инициативе детей, в которых педагог подхватывает «детскую идею», наполняя ситуацию важным для развития детей содержанием. Планируемые педагогом ситуации должны отвечать детским интересам и потребностям, тогда идея педагога присваивается ребенком, и решение проблемы становится лично значимым для него достижением.

Литература:

1.Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научн.рук. Л.Г. Петерсон/ Под общ.ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.

2.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

3.Планирование работы дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения результативности его деятельности: сборник информационно-методических материалов / авт-сост. В.А.Зебзеева, Л.В. Павлова. – Оренбург: ГБУ РЦРО,2013. – 141 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях

Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических качеств, составляющих готовность личности к саморазвитию. Потребность в самоизменении, саморазвитии возникает у человека в ситуациях затруднений, которые дают возможность выйти на новую ступеньку развития. Метод рефлексивной самоорганизации (метод рефлексии)известен как наиболее короткий и эффективный путь достижения результата в ситуации саморазвития. Сущностью этого метода является последовательное выполнение действий:

1)возникшее затруднение необходимо зафиксировать (понять, что именно не получается) и назвать конкретное действие, которое не получилось;

2)осмыслить не получившееся действие, а не продолжать что-то делать наобум;

3)проанализировать выполненное действие и определить место затруднения;

4)понять причину затруднения;

5)спроектировать преодоление затруднения: поставить цель, найти способ и средства ее достижения;

6)реализовать построенный проект.

Поскольку рефлексивный метод позволяет сформировать жизнеспособность человека, то рационально заложить его в структуру образовательного процесса. На дошкольной ступени о рефлексивной самоорганизации в полном смысле этого слова говорить невозможно, но для приобретения первичного опыта выполнения действий по преодолению затруднений дошкольный возраст является наиболее благоприятным.

Основная идея технологии деятельностного метода (метод рефлексивной самоорганизации),разработанного Л.Г. Петерсон для использования в школьном обучении, заключается в управлении самостоятельной познавательной деятельностью детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Адаптированный для дошкольников вариант технологии деятельностного метода назван учеными (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова) технологией «Ситуация».

Целостная структура технологии «Ситуация» представлена шестью этапами: 1) введение в ситуацию; 2) актуализация; 3) затруднение в ситуации; 4) открытие детьми нового знания (способа действия); 5) включение нового знания; 6) осмысление (итог).

Задачей педагога, работающего в технологии «Ситуация», является не объяснение новых знаний, а создание такой ситуации, в которой дети сами «откроют» их для себя, а также приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. У педагога дошкольной образовательной организации изменяются функции: он перестает быть информатором, транслятором знания, он становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» дает педагогу алгоритм управления процессом самостоятельной познавательной деятельности детей.

1 этап. Введение в ситуацию. Целью этого этапа является создание условий для возникновения у дошкольников потребности включения в деятельность (мотивация). Установка на достижение результата требует от детей разработки «детской цели» (что я хочу сделать?).

Педагогом учитываются возрастные особенности детей: младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и желаниями («я хочу …»); старшим дошкольникам доступна постановка цели социальной значимости («нужно помочь…»; «хочу доставить радость…», «необходимо создать уют для всех …»).

Технология «Ситуация» эффективна в таких условиях, при которых каждый ребенок «проживает»:

1)каждый шаг метода рефлексивной самоорганизации;

2)путь преодоления затруднений, фиксируя то, что не получается (процесс анализа, исследования, понимания причин затруднений, применения правил, проектирования, переработки информации);

3)осмысление полученных сведений и их практического применения в жизни.

Важным условием реализации технологии «Ситуация» является учет личного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Беседы на темы, вызывающие у детей интерес, позволяют педагогу организовать эмоциональное включение детей в исследование проблемы. Грамотно подобранные для беседы темы позволяют интегрировать различные образовательные области.

Каждому ребенку дается возможность высказаться о предмете исследования, продемонстрировать свои представления о нем. Постоянное включение детей в диалоги формирует у них навыки «слушания» собеседника, осмысления получаемой информации. В беседах дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения.

На первом этапе осуществляется постановка детьми цели. «Детская» цель не имеет ничего общего с целью образовательной, но она свидетельствует о принятии ребенком ситуации, его желании работать над решением проблемы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог обеспечивает свободу выбора деятельности. Благодаря мастерству педагога, у каждого ребенка возникает уверенность в том, что он сам принял решение об участии в деятельности. Эта уверенность оказывает влияние на активность ребенка.

На вопрос «Сможете?» дети, как правило, уверенно отвечают: «Да! Сможем!». Вопросы в указанной последовательности оказывают влияние на уверенность ребенка в собственных силах, он получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!»

Таким образом, на первом этапе (введения в ситуацию) включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»), осуществляется содержательная интеграция образовательных областей, формируются важнейших качества личности.

2.Актуализация

На втором этапе педагог организует предметную деятельность детей средствами дидактической игры, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), знания и опыт детей, обеспечивающие самостоятельность построения нового способа действия. При косвенном участии педагога дети движутся к своей «детской» цели.

На этом этапе педагог много внимания уделяет тренировке мыслительных операций и актуализации опыта детей; формированию умения слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки; а также развитию коммуникативных навыков: дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата, выполняя задания в парах или в команде.

Решение задач воспитания на этапе актуализации заключается в формировании у детей первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формируется культура общения, осваиваются правила равноправного взаимодействия со сверстниками, уважительного отношения к старшим и т.п.

3.Затруднение в ситуации

Этот этап - ключевой, он представлен основными компонентами структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющими определить верный путь преодоления затруднений.

Педагогом моделируется ситуация столкновения детей с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») помогает детям зафиксировать затруднения и выявить их причины.

На этом этапе у детей формируется умение видеть свои ошибки и стремление «добыть» новые знания, чтобы преодолеть затруднения здесь и сейчас, и избежать ошибок в будущем. У детей изживается страх неудачи, так как они осваивают алгоритм, правильное поведение в случае затруднения, необходимым для них становится поиск причины затруднения и ее устранение.

Затруднение, препятствующее достижению «детской» цели, является личностно значимым для каждого ребенка, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении (познавательная мотивация). На этом этапе особенно ярко демонстрируется наличие или отсутствие условий для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

Для младших дошкольников педагог завершает этап словами: «Значит, что нам надо узнать...».

Для старших дошкольников предлагается очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, которая проговаривается ими во внешней речи.

Поскольку дети определили и назвали (при косвенном руководстве взрослого) причину затруднения, педагог подводит их к тому, что они осмысливают необходимое для них знание, они сами хотят узнать «нечто», абсолютно конкретное и понятное.

Таким образом, этап технологии «Затруднение в ситуации» является важным для развития личностных качеств и установок дошкольников, которые хорошо иллюстрируются известной китайской мудростью: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать». Умение ребенка «видеть свои ошибки», ведет к признанию факта: «Я пока этого не знаю (или не умею)». Необходимость решения конкретной задачи порождает потребность в «узнавании» нового, с помощью которого они устранять причину затруднений.

4.Открытие детьми нового знания (способа действия)

Вовлечение педагогом детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний с помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» способствует формированию у них навыков выбора способа преодоления затруднения. Для младших дошкольников основными способами решения проблемы являются: «придумаю сам» и «спрошу того, кто знает». Малышам предпочтительнее догадаться, выдвинуть свои версии.

Попытки самостоятельного открытия преобразуются в первичный опыт ребенка, так как педагог, подтверждая правильность выдвинутой версии, фиксирует внимание на успехе. Если версия неверна, внимание ребенка фиксируется на затруднении. У детей вырабатывается понимание того, что любое «незнание» можно устранить, задав вопрос тому, кто знает.

Педагогу необходимо поддерживать стремление ребенка узнавать новое с помощью вопросов, помогать формулировать их грамотно. Круг людей, которым можно задать вопрос должен постоянно расширяться (родители, педагоги, другие сотрудники детского сада, доктора и др.).

В старшем возрасте представления детей об источниках получения информации расширяются и систематизируются: источником знания становятся книги, познавательные фильмы, телевизионные передачи, поисковая система Интернет.

И младшие, и старшие дошкольники испытывают затруднения при формулировании вопросов. Отсутствие страха «сказать неправильно», обеспечивает неоднократность попыток детей донести информацию до собеседника. Эффективным приемом является: 1) выслушать детей; 2) дать понять, что информация принята; 3) дать образец формулировки. Педагог, выслушав детей, говорит: «Я поняла, вы хотите спросить…».

Приобретенный детьми опыт преодоления затруднений позволяет в старшем дошкольном возрасте добавить еще один способ добывания знания: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) позволяют педагогу организовать самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), его фиксирование в речи и знаках. Дети начинают действовать осмысленно, оценивать результаты своих действий, осознавать путь приобретения новых знаний.

Предоставление детям возможности выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания формирует у них опыт созидания, успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причины.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На этапе «Включение нового знания» педагог создает ситуации, демонстрирующие недостаточность ранее освоенных способов и необходимость использования нового знания (построенного способа) для решения проблемы. Особое внимание педагог уделяет умению детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

Для детей старшего дошкольного возраста педагог использует вопросы, требующие планирования своих действий: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?».

Эффективность технологии на данном этапе оценивается по уровню развития:

1)умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы их решения;

2)умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников;

3)коммуникативных умений при работе в парах или малых группах на общий результат.

6.Осмысление (итог)

Итоговый этап «Осмысление» - необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, он позволяет зафиксировать достижение цели и определить условия, которые позволили этой цели добиться.

Система вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» помогает детям осмыслить собственную деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Осмысление качества собственной деятельности достигается с помощью вопроса «Почему вам это удалось?». Здесь важно дать понять детям, что они достигли «детскую» цель благодаря новому знанию или умению. Педагог объединяет «детскую» и учебную цели и акцентирует внимание на ситуации успеха: «Вам удалось... потому что вы узнали (научились)...»

Для детей младшего дошкольного возраста педагог сам «открывает» условия достижения «детской» цели, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить условия достижения цели и доказательно их представить. В процессе познавательной деятельности развивается любознательность детей, формируется учебная мотивация.

Получение каждым ребенком радости, удовлетворения от процесса познавательной деятельности и ее позитивного результата оказывает влияние на его эмоционально-психологическое состояние, создает благоприятный эмоционально-психологический климат в дошкольной группе. Потребность ребенка в самоутверждении, признании и уважении, как взрослыми, так и сверстниками, реализуется в процессе деятельности и оценки ее результатов. У детей повышается уровень самооценки, формируются начала чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Целостную структуру технологии «Ситуация» нецелесообразно осуществлять во всех образовательных областях. Оптимально целостная структура технологии («проживание» детьми всего пути преодоления затруднения через выявление и устранение его причины, т.е. всех шести этапов)вписывается в образовательную область «Познавательное развитие».

В образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», предполагается использование отдельных компонентов технологии (создание ситуаций наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения мыслительных операций, выражения в речи, действий по правилу и т.д.)В каждой образовательной области выделяется тот культурный опыт, который должен быть сформирован у детей для обеспечения возможности полноценного освоения программного содержания на следующих образовательных ступенях.

Наиболее эффективны в образовательном процессе ситуации, возникающие спонтанно, по инициативе детей, в которых педагог подхватывает «детскую идею», наполняя ситуацию важным для развития детей содержанием. Планируемые педагогом ситуации должны отвечать детским интересам и потребностям, тогда идея педагога присваивается ребенком, и решение проблемы становится лично значимым для него достижением.

Литература:

1.Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научн.рук. Л.Г. Петерсон/ Под общ.ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.

2.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

3.Планирование работы дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения результативности его деятельности: сборник информационно-методических материалов / авт-сост. В.А.Зебзеева, Л.В. Павлова. – Оренбург: ГБУ РЦРО,2013. – 141 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Проектирование образовательного процесса в условиях обновления системы дошкольного образования.

В данной статье рассмотрен выход дошкольного образования на новый уровень общего образования....

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...