Главные вкладки

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
    статья ( группа) на тему

    Пухова Анна Сергеевна

    Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.

    В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования.  Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает  технология «портфолио дошкольника».

    В работе даны рекомендации по ведению портфолио дошкольника, определены его основные функции, цель, обозначены задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ

    «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

    А.С.Пухова, воспитатель

    МБДОУ №60 «Снегурочка»

     

    Аннотация к тесту

    Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.

    В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования.  Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает  технология «портфолио дошкольника».

    В работе даны рекомендации по ведению портфолио дошкольника, определены его основные функции, цель, обозначены задачи.

    В настоящее время  дошкольное образование претерпевает большие изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.

    Таким образом, теперь в центре внимания находится ребенок с его индивидуальными и возрастными особенностями. При организации образовательной деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,  при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

    В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования.  Технология портфолио является средством, которое помогает воспитателю в становлении личности ребенка и раскрывает его индивидуальные особенности.

    Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия.  Это -  своеобразная «копилка»  личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его «побед».  Однако, портфолио дошкольника – это не только папка, в которой мы собираем и храним всю информация о ребенке, его успехах и наградах, это ещё и результат нашего сотрудничества с родителями по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Таким образом,  портфолио раскрывает условия жизни и творчества ребёнка, как дома, так и его успехи в детском саду.

    Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития.  Учитывая информацию, которую содержит  портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).

    Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов  развития дошкольника, его усилий, прогресса  и достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

    Работая над портфолио мы выделили для себя следующие задачи:

    1. Определить форму и содержание портфолио

    2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.

    3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию.

    4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») .

    5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Нами были разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно мы определяем структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму наполнения и т.д.  

    Исходя из этого можно выделить несколько функций портфолио:

    -  диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и

    физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей;

    -  целеполагающая  - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем

    ребенка и для чего);

    -  мотивационная - поощряет ребенка к достижению  результатов;

    -  содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи;

    - развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

    -  рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

    Есть несколько простых правил, которые позволят добиться поставленной цели:

    1. Составление портфолио – дело добровольное.

    Ребенок должен быть заинтересован в создании портфолио.  Даже отбор материала ребёнок  должен делать  самостоятельно.. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.  А каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это).

    2. При создании  портфолио дошкольника  вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. («корзина пожеланий»). Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

    3. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

    4. Систематичность в сборе информации.

    Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно  заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

    5. Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.

    Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, пиктограммы, символы, схемы. Ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое.

    Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей, родителей ребенка, их фантазии.

    Предлагаю следующие варианты структуры портфолио.

    1. Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:

    - "Какой он (ребенок) хороший";

    - "Какой он умелый";

    - "Какой он успешный".

    Наполняемость блоков определяется педагогами и родителями. Приведу примеры.

    Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя следующие материалы:

    - сочинение родителей о ребенке;

    - размышления воспитателей о ребенке;

    - неформальная беседа "Расскажи о себе";

    - интервью у друзей, других детей;

    - самооценка по тесту "Лесенка";

    - книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;

    - психолого-педагогическая характеристика ребенка;

    - корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;

    - благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка;

    - иллюстративные документы - фото-, видеоматериалы.

    В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).

    Блок "Какой ребенок умелый" может содержать такие материалы:

    - анкеты для родителей;

    - отзывы воспитателей о ребенке;

    - неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";

    - рассказы детей о ребенке;

    - рассказы педагогов по кружковой работе;

    - оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);

    - мнение социального педагога;

    - оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);

    - характеристика психолога (познавательные интересы);

    - грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;

    - иллюстрации "умений" - фото-, видеоматериалы.

    Блок "Какой ребенок успешный" может содержать:

    - отзыв родителей о ребенке;

    - рекомендации воспитателей; рассказ ребенка о своих успехах;

    - заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения);

    - творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;

    - свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;

    - заметки социального педагога;

    - выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;

    - документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;

    - грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;

    - иллюстрации успешности - фото-, видеоматериалы.

    Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:

    1. личностных качеств;

    2. представлений и умений;

    3. творческих возможностей и способностей.

    2. Возможен другой вариант структуры портфолио.

    Портфолио состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет свое название и содержание:

    Раздел 1. «Давайте познакомимся»

    Фото.   Фамилия,   имя   ребенка. Номер группы.

    Рубрика: «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...».

    Раздел 2. «Я расту!»        

    Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):

    «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.

    Раздел 3. «Портрет моего ребенка»

    Сочинение родителей о своем малыше.

    Раздел 4. «Я мечтаю...»

    Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...»,  «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».

    Раздел 5. «Вот что я могу!»

    Образцы   творчества   ребенка (рисунки,  рассказы,  книги-самоделки...).

    Раздел 6. «Мои достижения»

    Грамоты, дипломы (не только от детского сада, но и от мэрии, Департамента  культуры,   предприятий, средств массовой информации, проводящих различные конкурсы и соревнования).

    Раздел 7. «Посоветуйте мне...»

    Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком.

    Раздел 8. «Спрашивайте, родители!»

    Вопросы родителей специалистам ДОУ.

    Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.

    Таким образом, воспитатели,  педагоги и родители помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.

    Работа над созданием портфолио сближает всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио  – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

    Перечень литературных источников:

    1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ»,

    УЦ Перспектива,2011

    2. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ», Скрипторий – 2009.

    3. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,

    «Детство –пресс», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

    " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

    Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

    "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

    В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...

    Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"

    В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...