Доклад: «Современные технологии в организации образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования».
статья (подготовительная группа)

Садовникова Светлана Алексеевна

 Доклад: «Современные технологии в организации    образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_may_2019.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад сказка «Сказка».

 Доклад: «Современные технологии в организации    образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования».

Подготовила:

                                   Садовникова Светлана Алексеевна.

                                             п. Ровеньки 2019 г.

 «Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основание зов новизны».

Л. С. Выгодский.

Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, через создание для этого организационно- педагогических условий; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно- партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.

Каждый педагог, оказываясь перед необходимостью самоопределения, должен ответить на ряд принципиальных вопросов:

- в чем его цели и задачи;

- как он будет организовывать педагогический процесс;

- какими будут критерии успешности его деятельности.

Каждый педагог, какую бы конкретную должность он не занимал, всегда ориентируется на основные типы взаимодействия с воспитанниками-сотрудничество, диалог, партнерство, сотворчество.

Мы должны создавать условия для формирования педагога с положительным отношением к инновации, способного заниматься инновационными процессами в дошкольном образовании. Ведущим направлением деятельности современного руководителя является целенаправленная педагогическая деятельность по обновлению содержания работы с детьми, педагогами и родителями в ДО.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательного учреждения, научно- методических помощников, их профессиональные запросы и потребности.

Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных инновационных технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации.

Использование современных инновационных технологий в методическом управлении:

- Проведение консультаций;

- Совместные мероприятия детей и педагогов;

- Материалы для проведения родительских собраний, советов педагогов;

- Проведение исследовательской деятельности (создание презентаций);

- Мультимедийная презентация к НОД.

Инновационные технологии обучения дошкольников- процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого- педагогических подходов к этому вопросу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Педагогическая инновация -это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так-же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

- игровые технологии,

- технологии проблемного обучения,

- технологии развивающего обучения,

- альтернативные технологии,

- компьютерные технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебная деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно- печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;

формирование определенных умений и навыков, необходимых в

практической деятельности);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления,

воображения, фантазии, творческих идей, умение устанавливать

закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование

нравственных, эстетических и мировозренческих позиций, воспитание

сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды и др.);

В качестве примера рассмотрим технологию развивающих игр Б.П. Никитина.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, каждая из которых представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов, кирпичиков из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т.д. В своих книгах Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, рамками, узорами и вкладышами Монтессори, уникубом, квадратами, наборами «Угадай- ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, конструкторами. Дети играют с камушками, мячами, палками, резинками, пробками, орехами, пуговицами и т.д.

Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:

1. Психологическая. Касается деятельности детей.

2. Педагогическая. Представляет организацию учебного процесса.

Технологиям развивающего обучения посвящены экспериментальные работы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ.

ТРИЗ- теория решения изобретательных задач. Основателем является Г.С. Альтшуллер. Главная идея по технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель: ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Программа ТРИЗ для дошкольников- это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях Марии Монтессори. Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно- воспитательной деятельности, использование четко продуманной программы каждого ребенка.

Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой- либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.

В качестве примера рассмотрим технологию витагенного (жизненного) образования с голографическим подходом. Данное инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А.С. Белкина.

По мнению автора, эта технология должна помогать раскрытию творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Суть педагогического взаимодействия, считает автор, прежде всего в духовном обмене и взаимообогащении детей.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовки личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Вся НОД, разработанная в рамках данной программы, проводятся в игровой форме, что соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно- образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально- волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Кларин М.В. Технологический подход к обучению Школьные технологии- 2003.- № 5.

2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? Педагогика.-1997.- № 3.

3.Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии- путь к творческому развитию педагога. Школьные технологии- 2003.- № 3.

4.Подласый И.П. Где помогут технологии? Школьные технологии- 2003.- № 3.

5. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании. Школьные технологии- 2004.- № 4.

6. Столярова Л.М. Педагогика.- Педагогическое общество России,- 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".

В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...

доклад «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »

laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...