Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
статья по логопедии

Разумова Наталья Владимировна

Современные технологии речевого развития детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_rechevogo_razvitiya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Разумова Наталья Владимировна,

учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18,

городской округ Красноуфимск

Современные технологии речевого развития детей

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Развитие речи становится актуальной проблемой  в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей отдельно выделена образовательная область «Речевое развитие», основополагающими задачами которой являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной выразительной речи.

Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.

В педагогической практике высокий уровень речевого развития включает в себя  три признака: богатство, точность и выразительность.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как арбуз.

Трава по цвету зеленая, такая же зеленая по цвету, как  …

Яблоко по вкусу сладкое, такое же сладкое по вкусу, как …

На первый взгляд фраза, произнесенная таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста мы побуждаем детей к составлению сравнений по заданным признакам.

На пятом году жизни тренинги усложняются:

- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение:

Мячик круглый, как ….

Трава зеленая, как  …

Яблоко сладкое, как …

- в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта:

 мягкий, как взбитая подушка или шерсть у кошки;

теплая, как парное молоко или руки у мамы.

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте шести лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Предлагаем ребенку сравнить дерево осенью по цвету (желтое, коричневое, серое, золотое….)

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Игровые технологии

Игра оказывает   большое влияние на развитие речи дошкольника. В игре совершенствуется коммуникативная функция речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи в игре.

Для занятий по развитию речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения. Это хорошо знакомые игры: «Чего не стало?», «Чудесный мешочек?», «Разноцветный сундучок».

В играх сам сюжет побуждает детей использовать при описании предметов и картинок предложения разной структуры - простые нераспространённые, и распространённые.

Можно организовывать игры и упражнения на распространение предложения, составление предложений и их реконструирование: «Дополни предложение», «Живые слова».

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу: «Назови общие признаки», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Назови предмет по действию», «Антидействие».

Нужно помнить, что играя мы развиваем-обучаем-воспитываем.

Сказкотерапия

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Мнемотехника

Мнемотехника - это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию.

Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники - это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.

В основном мнемотехника - это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны:

  • ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов, и он должен придумать о них рассказ - этот способ используется для развития воображения;
  • для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение;
  • для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом. Белка там живет ручная Да затейница какая Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".

В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...

презентация к семинару "Современные технологии речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал содержит полезную информацию для воспитателей об организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...

доклад «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »

laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...