Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
материал на тему

Материалы для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_rechevogo_razvitiya.docx240.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии
речевого развития детей
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…,

которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»

                                  Л. В. Выготский

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  • Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
  • Создание условий для общения с другими  детьми;
  • Совместные игры взрослого и ребёнка;
  • Удовлетворение любознательности ребёнка;
  • Правильная речь взрослого;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Чтение художественной  литературы .

ТРЕБОВАНИЯ  ПРИ  ВЫБОРЕ  ТЕХНОЛОГИЙ

  • Развитие коммуникативных умений детей
  • Воспитание культуры общения и  речи
  • Здоровьесберегающий характер
  • Личностно-ориентированное общение с ребенком
  • Активная речевая практика  каждого ребенка
  • Взаимосвязь познавательного и речевого развития

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:

  • Здоровьесберегающие технологии; 
  • Информационно - коммуникационная    технология;
  • Технология развития   критического  мышления;
  • Проектные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Групповые технологии;
  • Личностно-направленные.

ТЕХНОЛОГИЯ  «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

(АВТОРЫ: Л.М. ШИПИЦЫНА, О.В.ЗАЩИРИНСКАЯ, А.П.ВОРОНОВА, Т.А.НИЛОВА)

Цели технологии:

  • формирование у детей представлений об   искусстве человеческих взаимоотношений;
  •  создание опыта адекватного поведения в   обществе и подготовки ребенка к жизни.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Для решения данных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:

  • развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);
  • этюды, импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • моделирование и анализ ситуаций общения;
  • сочинение историй, сказок;
  • коммуникативные игры.

Применяя технологию «Азбука общения»,  мы развиваем у детей умение создавать акт общения, умение подбирать вербальные  и невербальные средства, умение выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

Теория решения изобретательных задач

(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников.

    Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.

Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 
     Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. 


     ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. 

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя.

      Пример: предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие.

   

      ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Синкве́йн

- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США

в начале XX века под влиянием японской поэзии хокку

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

   Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

     

МНЕМОНИКА

– искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать: 

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»

Автор: О.А. Белобрыкина

Технология активизирующего обучения речи нацелена

на формирование качественной стороны речевой

деятельности детей в процессе общения.

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. 

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). 

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.). 

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). 

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Развитие диалогического общения»

Автор: А.Г.Арушанова

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств. 

Образцы ведения диалога ребенок получает

 в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками.             Именно общение со   сверстниками обеспечивает ребенку  развитие подлинной детской  речевой самостоятельности.

А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста и «… недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений… овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи».

В качестве основных форм организации диалога А.Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Правила для смелых и упорных педагогов:

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово,  потому что успех впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".

В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...

презентация к семинару "Современные технологии речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал содержит полезную информацию для воспитателей об организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...

доклад «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »

laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...