Главные вкладки

    Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
    статья на тему

    Ткаченко Анна Иосифовна

    Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дает существенный сдвиг в умственном развитие детей и широкиий перенос  разнообразных умений в свободную деятелность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx36.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

    Ткаченко Анна Иосифовна

    Воспитатель

    МБДОУ «ЦРР-Детский сад №51», г. Бийск

    Знакомство  с региональным компонентом начинается с малого. Дети-дошкольники живут в своем маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в детском саду у нас все такое маленькое, уютное: мой шкафчик в раздевалке, мой стол, моя кроватка, моя группа. Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, края и, наконец, - жителями Земли.

    Этой задаче служит формирование  пространственных представлений. Схемы, планы детского сада, участка, района, карты, глобус – все это модели окружающего мира. Начинаем обучение с того, что ребенок может увидеть своими глазами в пространстве, а потом – нарисовать на листе бумаги, сравнить и понять. Это план стола  и расположенные на нем предметы. Затем составляем план группы, участка,  ДОУ, улицы и наконец, ориентируемся на карте города.

    Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дает существенный сдвиг в умственном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в свободную деятельность.

    Кроме этого в ДОУ реализация регионального компонента осуществляется через:  занятия, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей, сотрудничество с музеями, привлечением родителей, организацию праздников и развлечений, работой «Русской избы».

    Специально организованные занятия

    Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию  образовательных  областей. По каждой области  разрабатываются темы занятий, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание занятий в соответствии с общей темой.

    Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе любого занятия. Так, например, по обучению грамоте это может быть работа с предложением, словарная работа.

    При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

    - события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

    - факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

    - предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

    - формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

    Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев.Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

    Природа  - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли», поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре. А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

    Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, а также организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности.

    Организация праздников и развлечений

    Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают  народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В нашем ДОУ ежегодно проходят такие праздники как «Калядки», «Масленица», «Веснянка».

    Экскурсии по городу

    Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым  постоянно организуются экскурсии. Вместе с детьми посещаем Краеведческий музей,  Дома Творчества, где узнаём много интересного об истории города, жизни и быте людей. А также, знакомим дошкольников с историей города, организуя пешие прогулки к памятникам нашего города

    Взаимодействие с родителями.

    Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Люби и знай родной свой край» альбомы, фотографии, схемы, худ.и энциклопедическая литра, широко используются в работе воспитателей.

    По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал. Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература: сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, сборники музыкальных произведений.

    Организация праздников и развлечений

    Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают  народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В нашем ДОУ ежегодно проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».

    Вывод: таким образом, реализация регионального компонентав социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

    - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

    -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

    Литература:

    1. «Мини-музей в детском саду». Автор-составитель Рыжкова Н.А. – М., «Линка-Пресс», 2008, с.256.
    2. «Коллекция увлечений: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». Автор-составитель Рыжкова Н.А. – М., «Линка-Пресс», 2005, с. 80.
    1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПБ., «Детство-Пресс», 2008, с. 22.
    2. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

    Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

    Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...

    Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

    Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

    Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

    С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...

    Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

    Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

    «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

    Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...