Психолого-педагогическое сопровождения участников образовательного процесса
статья

Большакова Елена Валерьевна

Организация сопровождения образоватльного процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ.

Мы все когда-нибудь первый раз приходим в детский сад, школу, институт, на свое рабочее место и каждый раз начинаем делать свои первые шаги в новом статусе, и всегда нас ждут и удачи и поражения на всем нашем пути.  Но эта статья не о  том, как избежать поражений и не о нашем жизненном пути, а небольшая история о том как важно стать единым коллективом в создании благоприятной эмоционально-положительной атмосферы . Согласитесь, и дома и на работе, где бы вы ни были хочется чувствовать себя успешным, нужным,  счастливым, реализованным, а если в этом заинтересованы все? Может ли быть такое, что каждый создает и вносит частичку своей жизни в то, что бы другие и он сам был окружен атмосферой, которая не пугает, не агрессивна, а позволяет тебе быть самим собой и при этом быть счастливым. Как по мне, так это здорово и не является чем-то призрачным , зыбким…а вполне реалистично… Я как многие ходила в детский сад, училась в школе…, а потом мне посчастливилось прийти работать в ту же школу, где в статусе ученика я не была счастлива и реализована, хотя училась не плохо и была отнюдь не хулиганкой.  Встретив 1 сентября свой первый класс  я увидела таких разных и удивительных ребят, каждый был особенный, неповторимый, кому-то все давалось легко, быстро, кто-то находил себе и друзей и дело по душе и был активен во многих видах деятельности, а некоторые детки, которые еще в сентябре светились ярким солнышком стали теряться, тускнеть на глазах, им тяжело было войти в ритм школы, в требования, и в тех возможностях, которые давала школа они не были успешны и реализованы, им требовалось что-то большее, что-то иное… Начались поиски, хотелось видеть этих детей такими же яркими и открытыми. Что-то получилось, что-то нет, но была вера, был энтузиазм, желание и на тот момент я сделала все что было в моих силах. Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствовало интеллектуальное сопереживание – мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих мыслительных задач. Механизм интеллектуального сопереживания и содействия обусловливался совместностью интеллектуальной деятельности педагога и учеников. Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являлись искреннее уважение друг к другу, эмпатия как способность к пониманию эмоционального состояния другого, толерантность как терпимость к мнениям и установкам. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.

 На данный момент прошло 20 лет…я не работаю в школе,  я работаю педагогом-психологом в детском саду и эта совсем другая жизнь, наверно здесь проще чем в школе, нет такого количества детей, родителей, педагогов, как в школе, по-моему один психолог в школе не в состоянии охватить весь объем , который необходим в сопровождении образовательного процесса, психологам ДОУ повезло больше, хотя иногда кажется, что дня не хватает, не рабочего, а в принципе дня, но это у всех педагогов такая история.  Уже понимая, что один в поле не воин, и что нельзя, как говорил Эйнштейн, судить рыбу по её способности взбираться на дерево иначе она всю жизнь проживет считая себя дурой.  Я к тому что в каждом есть частичка гениальности и каждый способен внести в жизнь что-то необыкновенное, нужно попробовать дать возможность проявить себя, не ожидая, что кто-то будет жить по вашим меркам, критериям, ожиданиям , стандартам. В нашем саду работают абсолютно разные люди, с разными характерами,  темпераментами, у всех много различных интересов, хобби, талантов. У кого-то все горит в руках и он везде и во всем первый, кто-то просто шаг за шагом идет к своим целям не торопясь, но делая для этого все необходимое, есть и такие кому уже не особо интересно и живут как-то по накатанной, по слову надо, без интереса и желания, все выполняют свои должностные обязанности, но результаты разные. Разные и родители …есть сверхактивные, которые везде во всем, есть сторонние наблюдатели, есть те кому лишь дай повод и он поднимет бурю в стакане и разные дети… И мы все вместе, рядом рука об руку идем от яслей до подготовительной группы.  Дни первых встреч со слезами и последних тоже. Многие образовательные учреждения испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт с образовательным учреждением, низкое состояние здоровья воспитанников, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация, педагогическая несостоятельность родителей, дефицит времени у родителей, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Взаимодействие участников образовательного процесса может быть эффективно и результативно, если соблюдаются следующие условия: · В основу всех действий и решений ставится понимание и соблюдение интересов ребенка, учет его индивидуальных особенностей.·

В группах необходимо создавать атмосферу сотрудничества и доброжелательности; · Взаимодействие должно строится в активной совместной деятельности и сотрудничестве, в совместном творческом поиске; · Педагогические формы работы подбираться с учетом возрастосообразности и здоровьесбережения; · Активно использоваться разнообразный потенциал информационной среды для повышения эффективности.

Психологический контакт возникает в результате достижения взаимопонимания, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие. В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.

Как же создать такие условия, что бы на протяжении пяти лет всем участникам было комфортно и каждый был успешен. Что бы родитель не ощущал себя плохим, не грамотным в вопросах воспитания, образования, психологических возрастных особенностях, не чувствовал себя виноватым перед ребенком и при этом был заинтересован в полноценном развитии ребенка и был готов к сотрудничеству. Что бы педагоги не находились в постоянном напряжении, могли творить, создавать что-то новое и интересное для детей, не забывая о себе и о своих семьях. Что бы дети шли в сад с улыбкой были здоровы, счастливы, были заняты делом и тем чем им интересно.  Отсюда и выплывает необходимость методического, педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и поддержка всех его участников. Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. Первый уровень – это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность её отношений с окружающими. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень – это взаимодействие человека с другим человеком. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человекам, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень – взаимодействие личности с определённой системой. Человек. находящийся в образовательном учреждении, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшие из которых - педагогический и ученический коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон. Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса, определяется следующими критериями: · информированность сторон об особенностях развития учащихся в семье и ОУ, · включенность участников образовательного процесса совместную деятельность, · ценностное отношение друг к другу всех участников образовательного процесса, · формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Разработка программ, консультационная деятельность, просветительская, диагностическая, экспертная работа - все направлено на создание безопасной положительной эмоциональной обстановки в ДОУ и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Наиболее эффективными являются активные формы взаимодействия, когда через практические упражнения, задания, игры, каждый может открыть для себя что-то новое, открыть себя другим, сделать вывод, подобрать необходимый метод работы, попробовать себя  в той или иной сфере, найти в себе силы и потенциал  для решения задач и реализации своих задумок. Задача педагога-психолога грамотно организовать работу с учетом всех требований и запросов, подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия для детей, родителей и педагогов.  Регулярно проводить анализ и мониторинг изменений и потребностей детско-родительского и педагогического коллектива, варировать виды деятельности, привлекать активных педагогов и родителей к организации мастер-классов, круглых столов, дискуссий, творческим работам. Привлекать внимание взрослых пассивных участников, разрабатывать для них памятки и рекомендации, проводить с ними индивидуальную работу поэтапно привлекая их к сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».

Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...