Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Андриевская Наталья Михайловна

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной школы в период до 2014 года.

     Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

     Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД.

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных инновационных технологий.

     Формулировка «инновационные технологии» предполагает новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же использование ИКТ ( информационных компьютерных технологий), так как компьютер позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера в начальной школе:

1. Процесс обучения  организуется в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. В рамках  коррекционно-развивающей компьютерной  среды

ребёнок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

2. Реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока, либо во внеурочное время.

3. Применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

    

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным  средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение  психологического сопровождения образовательного процесса Куйбышевского района г. о. Самара

Статья: «Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях»

подготовила

учитель-логопед

Андриевская Наталья Михайловна

г.о. Самара

2013


Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях

        Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний день, а на завтрашний

 день детского развития.

                                                                   Обучение только тогда хорошо,

 когда оно идёт впереди развития.

Л.С. Выготский.

                                               Вступление

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной школы в период до 2014 года.

     Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

     Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД.

        Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных инновационных технологий.

        Формулировка «инновационные технологии» предполагает новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же использование ИКТ ( информационных компьютерных технологий), так как компьютер позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера в начальной школе:

1. Процесс обучения  организуется в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. В рамках  коррекционно-развивающей компьютерной  среды

ребёнок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

2. Реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока, либо во внеурочное время.

3. Применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

        

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным  средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности.

II. Использование компьютерных технологий в логопедической работе

        В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

        Какие возможности открывают ИКТ в работе логопеда, во всех направлениях его деятельности, можно рассмотреть в следующей схеме.

 ИКТ в работе логопеда

Логопедическая диагностика, мониторинг

  • Электронная база данных об учащихся-логопатах и динамике их речевого развития
  • Бланки речевых карт, логопедических представлений, договоров, речевые характеристики
  • Комплекты диагностических заданий по всем разделам логопедии: картинки предметные и сюжетные, тексты для списывания, для чтения, тексты диктантов, деформированные тексты и предложения
  • Таблицы, диаграммы

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа

  • Развивающие логопедические программы и тренажёры по всем разделам логопедии
  • Размноженный с помощью сканера, принтера дидактический материал ( инд. карточки, перфокарты, предметные и сюжетные картинки и т.д.)
  • Презентации занятий

Логопедическое просвещение и консультирование родителей, педагогов

  • Памятки для родителей по вопросам речевого развития младших школьников, составленные и размноженные с помощью компьютера
  • Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях

Совершенствование профессиональной компетентности логопеда

  • Чтение и анализ электронных книг и специальных журналов («Логопед», «Дефектология» и др.)
  • Чтение электронных рассылок и сайтов по логопедии, спец. Педагогике
  • Систематизация электронных ресурсов и методических разработок
  • Практическое освоение и совершенствование навыков работы в компьютерных программах

        Компьютерные логопедические программы значительно повышают познавательную активность учащихся. Занятия с использованием компьютера позволяют осуществлять гибкую организацию урока, исходя из возможностей учебного заведения ( лучше, если это компьютер в логопедическом кабинете, проектор, интерактивная доска).

I.        Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях мною используется  «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в школе» (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.).

Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет.

        В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

В качестве основных достоинств практикума, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития.

 

Учебная программа включает  пять разделов:

  • Подготовительный
  • Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
  • Восполнение пробелов лексико-грамматического развития
  • Восполнение пробелов в формировании связной речи
  • Развитие индивидуальных качеств учеников

          Уже на подготовительном  этапе можно использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации, восприятия, мышления, внимания и зрительной памяти. Для ознакомления с компьютером нужно дать возможность детям поучиться работать с манипулятором «мышь». Дети охотно и быстро выполняют упражнения. Даже если в кабинете один компьютер и 4-5 человек в группе, то за 8-10 минут все успевают индивидуально выполнить задание. Удобнее всего отводить на это  время в конце урока, и первым пойдёт к компьютеру тот, кто закончил без ошибок задание в тетради. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи.

                     Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков.

            Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове ( в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему.

            Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру: «Укажи картинку». Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляют понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней.

             Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения «Составь словосочетание», «Выбери признак» «Подбери родственное слово» и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.

                Упражнения раздела «Развитие индивидуальных качеств учащихся» уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.

II. Второй мой помощник – программно-методический комплекс «Развитие речи».

Он включает в себя следующие разделы:

  • Неречевые звуки. Звукоподражание
  • Речевые звуки
  • Развитие связной речи
  • Интерактивный раздел

В первом разделе Неречевые звуки. Звукоподражание два режима работы: Изучение и Задание, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно – развивающей работы. В режиме Задание предусматривается несколько уровней сложности.

Раздел Речевые звуки включает в себя четыре подраздела: голосистые звуки (три уровня сложности), Звуки-двойняшки, Сердитые и Ласковые звуки.

В этих подразделах ученики учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

        Раздел Развитие связной речи представлен мультимедийными играми – заданиями следующих типов: Слово-действие, Подбери действие, Слово-признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложности, Составляем описание, Послушай рассказ.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить/Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Последний  Интерактивный раздел представлен набором тематических картинок и карточками со звуковыми и слоговыми схемами, которые можно переноситьна рабочую область, изменять размер, перемещать, удалять.

III. Следующий помощник – компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания, подбадривает, если не всё получается, иногда сердится, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

        Программа Игры для Тигры представляет собой работу с блоками:

  • Просодика
  • Звукопроизношение
  • Фонематика
  • Лексика

Каждый блок включает в себя модули, так блок Просодика включает модули:

  • Дыхание
  • Слитность
  • Ритм
  • Тембр

Блок Звукопроизношение представлен модулями:

  • Свистящие звуки
  • Шипящие звуки
  • Звук р
  • Звук л

   Блок Фонематика состоит из четырёх модулей:

  • Звуки
  • Слова
  • Анализ
  • Синтез

Блок Лексика включает в себя три модуля:

  • Слова
  • Словосочетания
  • Валентентность

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребёнка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребёнка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе её применения.

IV. В своей практике я также использую CD «Домашний логопед» (практический курс).

        

Мультимедийный  диск «Домашний логопед» предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами:

  • Согласные звуки
  • Гласные звуки
  • Советы родителям
  • Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка»

В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

  • Правильная артикуляция звуков
  • Подготовительные упражнения
  • Постановка звуков
  • Автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи
  • Весёлые скороговорки
  • Поучительные пословицы и поговорки.

   Мини-игры «Звуковичок», «Угадай-ка» формируют навыки верного произношения звуков, помогают развивать неречевой и фонематический слух.

V. Интересна и обучающая игра «Баба-Яга учится читать», предназначенная для того, чтобы ребёнок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки.

На диске волшебный лес, в котором озорная Баба-Яга спрятала буквы алфавита, и для того, чтобы их найти необходимо выполнять игровые задания при участии сказочных персонажей: Муравья, Мышек, Лягушек, Кота, Ежа, Белки, Жуков, Гусей. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель-логопед.

                                                     

                                                     Заключение

    Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.

      Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компесаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

      В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

             Как показал мой опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. С его помощью легко проследить степень усвоения материала, развивать внимание, зрительную память, мышление. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы дети не уставали. Многое зависит от возможностей школы и творчества педагогов.

             Хочется надеяться, что предлагаемый практикум окажет помощь всем логопедам, пожелавшим его использовать, и наградит их за их активность и творческое отношение к своей работе.

Список использованной литературы:

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия 2009
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий М.: НИИ школьных технологий, 2006
  3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология – 1998№1 с. 47-55
  4. Репина З.А.,Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии, специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №5 с.285-287
  5. Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе» // Начальная школа, №10, М., 1997

Использованные дополнительные материалы:

  1. CD, год 2008 Развитие речи. Программно-методический комплекс
  2. CD Домашний логопед, 2008 г.
  3. CD Баба Яга учится читать, 2003 г.

-