Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.
материал по логопедии на тему

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование индивидуальной  работы по коррекции

звукопроизношения.

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

1-й этап: «Подготовительный»

Развитие мелких движений кистей и пальцев рук

1.Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер», проба «ребро, кулак ладонь» и т.д.

2.Обведение шаблонов.

3.Вырезание ножницами различных фигур.

4.Разбирание семян по сортам, мозаик по цвету.

5.Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

6.Складывание ладоней  и постукивание пальцами каждой пары.

7.Показывание пальцев по два, по три.

8.Сжимание резиновой груши при направлении воздушной струи на определённые цели.

1.Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда.

2. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда.

3. Самостоятельная работа дома.

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

-«Делай так»;

-«Что изменилось?»;

-«Чего не стало?»;

-«Составление целого предмета из частей»;

-«Найди фигурку по подобию»;

-«Кто больше запомнит»;

Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти:

«Угадай, чей голос»;

«Улови шёпот»;

«Жмурки с голосом»;

«Где позвонили?»;

«Скажи, что звучит»;

«Лягушка».

1.Работа над дыханием:

- вдох и выдох по схеме:

рот-рот; нос – нос; рот-нос; нос - рот

- вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;

- выработка направленной воздушной струи;

- произнесение на выдохе гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.

- работа над силой выдоха;

- дутье на предметы через вытянутые трубочкой губы: задувание свечи, надувание воздушных шаров, надувание мыльных пузырей, дутье на парусник, салфетку, карандаш лежащий на столе и т.д.

- дутье сквозь растянутые в улыбке губы: «сдуй листок»; «сдуй снежинку», «чей пароход гудит лучше»

- дутье на язык»:  «фокусы» и т.д.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1.Упражнения направленные на развитие подвижности губ:

«Окошко»;

«Хоботок»;

«Хоботок - Окошко»

«Трубочка»;

«Улыбка»;

«Трубочка - Улыбка»

- удерживание бумажных трубочек;

- комбинированные упражнения под счёт.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

«Лопатка»;

«Жало»;

«Лопатка -Жало»;

«Качели»;

«Часики»;

«Лошадка»;

«Грибок»;

- комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

(для дизартриков – дополнительная гимнастика, применение логомассажа)

2-й этап:

«Постановка звука»

Знакомство с артикуляцией звука.

  1. Показ артикуляции перед зеркалом.
  2. Показ профиля данного звука.
  3. Показ положения языка кистью руки.

Специальные упражнения для звуков [с], [с], [з], [з]:

 1. «Горка», «Киска сердится»;

«Лодочка»,

 «Язычок спит»,

образование холодной струи воздуха                  (упражнение «Ледяная горка»)

2. Первый способ: с механической помощью:

 удерживание зондом кончика языка у нижних резцов.

 Второй способ: от звука [т]  на длительном  выдохе (верхнее положение языка, затем язык переводится в нижнее положение)

Третий способ: от межзубного звука [с].

Четвертый способ: от звука [ш];

Пятый способ: от звука [ц].

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

- игры на выработку вибрационных движений кончика языка;

- работа над силой выдоха;

- имитационные игры.

Специальные упражнения для звука [ц]:

- последовательное произнесение звуков [т], [с]

Специальные упражнения для звуков [ш], [ж]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»

2. Первый способ: от звука [т] -  не отрывая языка от альвеол длительно произносить звук [т]  с приоткрытыми зубами, затем зубы прикрыть.

Второй способ: от верхнеязычного [с] -  «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ.

Третий способ: от правильного [р] - произнести этот звук шепотом, так, чтобы язык перестал вибрировать, затем округлить ребенку губы нажав пальцами на углы губ.

Четвертый способ: с механической помощью (с помощью шпателя или зонда).

Пятый способ: по показу артикуляции - сделать «Чашечку» прислонив ее «край» к верхним резцам снаружи, «дуть на край чашечки», затем занести «Чашечку» в рот и прислонить широкий кончик языка спереди к альвеолам, продолжая дуть, округлить губы ребенка.

 

Специальные упражнения для звука [ч]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»

2. Первый способ: от правильного [ть] – губы «бубликом», зубы в форме правильного прикуса, кончик языка между основаниями верхних резцов и альвеолами; быстро произносить ти-ти-ти; щеки ребенка нажатием прижать к коренным зубам .

Второй способ: от правильно произносимых звуков [ть]  и [щ]: губы «бубликом», быстро произносить сочетание [тьщ – тьщ ] .

 

Специальные упражнения для звука [щ]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»;

2. Первый способ: от звука [ч] – длительно тянуть звук.

   Второй способ:  от верхнеязычного [сь] -  «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ.

Специальные упражнения для звука [л]:

1.«Почисти верхние зубки»; «Парус»; «Качели»

2. Первый способ: вызывание межзубного [л]:

- прикусывание языка  с произнесением звука [ы] (язык широкий);

- так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

Второй способ: постановка  призубного звука [л]

- «Качели» со вспомогательным звуком [а]

Специальные упражнения для звука  [р]:

  1. Работа над вспомогательными звуками:

- многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»);

- присоединение голоса («д-д-д»);

- выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка «Муха сердится».

  1. Механическая помощь при постановке звука:

- удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем;

- вызывание дрожания кончика языка зондом, соской от звуков «ззз», «жжж», «ддд»

Дополнительные упражнения для дизартриков:

- «Болтушка» или «Индюшка» (язык высунут и на звук «а» двигается между зубами);

3-й этап:

Автоматизация  поставленного звука в речи; дифференциация смешиваемых звуков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа.

Работа над звуком:

1.Звук в слоге (данная последовательность может меняться в зависимости от поставленного звука и индивидуальных особенностей ребенка)

- открытом;

- закрытом;

- в звукосочетаниях.

2. Звук в слове:

- в начале;

- в конце;

- в середине;

- со стечением согласных.

3. Звук в предложении.

4. Звук в тексте.

5. Звук в пословицах, поговорках, стихах.

6. Звук в скороговорках.

1.Произнесение слов, слогов, предложений.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с игровым материалом, с картинками.

4. Чтение предложений, текстов.

5. Работа с деформированным текстом.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа

  1. Поднять руку, хлопнуть на определённый звук, слог, слово.
  2. Повторение ряда слогов, слов в определённой последовательности.
  3. Выделение первого звука в слоге, слове.
  4. Выделение последнего звука в слоге, слове.
  5. Определение места, последовательности и количества звуков.
  6. Назвать предыдущий и последующий звук.
  7. Использование элементов кодирования звуков.
  8. «Убери лишний слог»
  9. Составление слогов, слов из названных звуков.
  10. Преобразование обратных слогов в прямые.
  11. Добавление звуков, слогов в слово.
  12. Составление слов из букв разрезной азбуки.
  13.  Игра «Умный телефон»
  14. Подбор слова на заданный звук, слог.
  15. Придумывание слов с заданным количеством звуков, слогов.
  16. Подбор картинок на заданный звук, слог.
  17. Преобразование слов, работа с использованием схем.
  18. Произнесение наоборот       некоторых слов (пол, полк …).
  19. Разгадывание ребусов, шарад.

Дифференциация смешиваемых звуков.

1. Произнесение слов, слогов, предложений.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с игровым материалом, с картинками.

4. Чтение, предложений, текстов; пересказ.

4-й этап:

Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком.

1. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

2. Введение звука в самостоятельную речь.

Пересказ различных текстов.

Составление рассказов:

- по опорным словам;

- по сюжетным картинкам;

- придумывание части рассказа;

- на заданную тему.

Инсценирование сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Индивидуальный перспективный план по коррекции звукопроизношения.

Образец перспективного плана по коррекции звукопроизношения в условиях логопункта....

Перспективное планирование и основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Тематическое планирование, расчитанное на весь период коррекции нарушений звукопроизношения с указанием основных направлений перспективной работы с учетом особенностей формирования сторон речевой деят...

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.

Перспективный план индивидуальной  работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии....