Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
материал по логопедии

Перспективный план индивидуальной  работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной  работы по коррекции

звукопроизношения при дизартрии.

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

1-й этап: «Подготовительный»

Развитие мелких движений кистей и пальцев рук

1.Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер», проба «ребро, кулак ладонь» и т.д.

2.Обведение шаблонов.

3.Вырезание ножницами различных фигур.

4.Разбирание семян по сортам, мозаик по цвету.

5.Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

6.Складывание ладоней  и постукивание пальцами каждой пары.

7.Показывание пальцев по два, по три.

8.Сжимание резиновой груши при направлении воздушной струи на определённые цели.

1.Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда.

2. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда.

3. Самостоятельная работа дома.

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

-«Делай так»;

-«Что изменилось?»;

-«Чего не стало?»;

-«Составление целого предмета из частей»;

-«Найди фигурку по подобию»;

-«Кто больше запомнит»;

Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти:

«Угадай, чей голос»;

«Улови шёпот»;

«Жмурки с голосом»;

«Где позвонили?»;

«Скажи, что звучит»;

«Лягушка».

1.Работа над дыханием:

- вдох и выдох по схеме:

рот-рот; нос – нос; рот-нос; нос - рот

- вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;

- выработка направленной воздушной струи;

- произнесение на выдохе гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.

- работа над силой выдоха;

- дутье на предметы через вытянутые трубочкой губы: задувание свечи, надувание воздушных шаров, надувание мыльных пузырей, дутье на парусник, салфетку, карандаш лежащий на столе и т.д.

- дутье сквозь растянутые в улыбке губы: «сдуй листок»; «сдуй снежинку», «чей пароход гудит лучше»

- дутье на язык»:  «фокусы» и т.д.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1.Упражнения направленные на развитие подвижности губ:

«Окошко»;

«Хоботок»;

«Хоботок - Окошко»

«Трубочка»;

«Улыбка»;

«Трубочка - Улыбка»

- удерживание бумажных трубочек;

- комбинированные упражнения под счёт.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

«Лопатка»;

«Жало»;

«Лопатка -Жало»;

«Качели»;

«Часики»;

«Лошадка»;

«Грибок»;

- комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

(для дизартриков – дополнительная гимнастика, применение логомассажа)

2-й этап:

«Постановка звука»

Знакомство с артикуляцией звука.

  1. Показ артикуляции перед зеркалом.
  2. Показ профиля данного звука.
  3. Показ положения языка кистью руки.

Специальные упражнения для звуков [с], [с], [з], [з]:

 1. «Горка», «Киска сердится»;

«Лодочка»,

 «Язычок спит»,

образование холодной струи воздуха                  (упражнение «Ледяная горка»)

2. Первый способ: с механической помощью:

 удерживание зондом кончика языка у нижних резцов.

 Второй способ: от звука [т]  на длительном  выдохе (верхнее положение языка, затем язык переводится в нижнее положение)

Третий способ: от межзубного звука [с].

Четвертый способ: от звука [ш];

Пятый способ: от звука [ц].

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

- игры на выработку вибрационных движений кончика языка;

- работа над силой выдоха;

- имитационные игры.

Специальные упражнения для звука [ц]:

- последовательное произнесение звуков [т], [с]

Специальные упражнения для звуков [ш], [ж]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»

2. Первый способ: от звука [т] -  не отрывая языка от альвеол длительно произносить звук [т]  с приоткрытыми зубами, затем зубы прикрыть.

Второй способ: от верхнеязычного [с] -  «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ.

Третий способ: от правильного [р] - произнести этот звук шепотом, так, чтобы язык перестал вибрировать, затем округлить ребенку губы нажав пальцами на углы губ.

Четвертый способ: с механической помощью (с помощью шпателя или зонда).

Пятый способ: по показу артикуляции - сделать «Чашечку» прислонив ее «край» к верхним резцам снаружи, «дуть на край чашечки», затем занести «Чашечку» в рот и прислонить широкий кончик языка спереди к альвеолам, продолжая дуть, округлить губы ребенка.

 

Специальные упражнения для звука [ч]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»

2. Первый способ: от правильного [ть] – губы «бубликом», зубы в форме правильного прикуса, кончик языка между основаниями верхних резцов и альвеолами; быстро произносить ти-ти-ти; щеки ребенка нажатием прижать к коренным зубам .

Второй способ: от правильно произносимых звуков [ть]  и [щ]: губы «бубликом», быстро произносить сочетание [тьщ – тьщ ] .

 

Специальные упражнения для звука [щ]:

1.«Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»;

2. Первый способ: от звука [ч] – длительно тянуть звук.

   Второй способ:  от верхнеязычного [сь] -  «ползти» кончиком языка от зубов к альвеолам, затем округлить ребенку губы, нажав пальцами на углы губ.

Специальные упражнения для звука [л]:

1.«Почисти верхние зубки»; «Парус»; «Качели»

2. Первый способ: вызывание межзубного [л]:

- прикусывание языка  с произнесением звука [ы] (язык широкий);

- так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

Второй способ: постановка  призубного звука [л]

- «Качели» со вспомогательным звуком [а]

Специальные упражнения для звука  [р]:

  1. Работа над вспомогательными звуками:

- многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»);

- присоединение голоса («д-д-д»);

- выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка «Муха сердится».

  1. Механическая помощь при постановке звука:

- удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем;

- вызывание дрожания кончика языка зондом, соской от звуков «ззз», «жжж», «ддд»

Дополнительные упражнения для дизартриков:

- «Болтушка» или «Индюшка» (язык высунут и на звук «а» двигается между зубами);

3-й этап:

Автоматизация  поставленного звука в речи; дифференциация смешиваемых звуков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа.

Работа над звуком:

1.Звук в слоге (данная последовательность может меняться в зависимости от поставленного звука и индивидуальных особенностей ребенка)

- открытом;

- закрытом;

- в звукосочетаниях.

2. Звук в слове:

- в начале;

- в конце;

- в середине;

- со стечением согласных.

3. Звук в предложении.

4. Звук в тексте.

5. Звук в пословицах, поговорках, стихах.

6. Звук в скороговорках.

1.Произнесение слов, слогов, предложений.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с игровым материалом, с картинками.

4. Чтение предложений, текстов.

5. Работа с деформированным текстом.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа

  1. Поднять руку, хлопнуть на определённый звук, слог, слово.
  2. Повторение ряда слогов, слов в определённой последовательности.
  3. Выделение первого звука в слоге, слове.
  4. Выделение последнего звука в слоге, слове.
  5. Определение места, последовательности и количества звуков.
  6. Назвать предыдущий и последующий звук.
  7. Использование элементов кодирования звуков.
  8. «Убери лишний слог»
  9. Составление слогов, слов из названных звуков.
  10. Преобразование обратных слогов в прямые.
  11. Добавление звуков, слогов в слово.
  12. Составление слов из букв разрезной азбуки.
  13.  Игра «Умный телефон»
  14. Подбор слова на заданный звук, слог.
  15. Придумывание слов с заданным количеством звуков, слогов.
  16. Подбор картинок на заданный звук, слог.
  17. Преобразование слов, работа с использованием схем.
  18. Произнесение наоборот       некоторых слов (пол, полк …).
  19. Разгадывание ребусов, шарад.

Дифференциация смешиваемых звуков.

1. Произнесение слов, слогов, предложений.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с игровым материалом, с картинками.

4. Чтение, предложений, текстов; пересказ.

4-й этап:

Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком.

1. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

2. Введение звука в самостоятельную речь.

Пересказ различных текстов.

Составление рассказов:

- по опорным словам;

- по сюжетным картинкам;

- придумывание части рассказа;

- на заданную тему.

Инсценирование сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий по коррекции недостатков познавательного развития (сенсорное развитие)

Перспективный план занятийпо коррекции недостатков познавательного развития(сенсорное развитие) № п/пТема занятияЦель занятияКол-во часов IРазвитие восприятия1.Восприятие качеств величины·...

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

Методические рекомендации для учителей-логопедов "Коррекция звукопроизношения при дизартрии"

Условия,необходимые для эффективной коррекции звукопроизношения. Методика использования термоаппликаций. Особенности постановки звуков и их автоматизации при дизартрии....

Индивидуальный перспективный план по коррекции звукопроизношения.

Образец перспективного плана по коррекции звукопроизношения в условиях логопункта....

Перспективный план работы по коррекции осанки.

Перспективный план работы по коррекции осанки....

План работы по коррекции звукопроизношения

Примерный план работы по коррекции звукопроизношения...

Технология коррекции звукопроизношения при дизартрии

АктуальностьРечь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для  коммуникац...