План работы по коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии на тему

Мельникова Валентина Миндыкановна

Примерный план работы по коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivn_plan_po_korrektsii_zvukoproizn.docx53.97 КБ

Предварительный просмотр:

02-22.3

Утверждено

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 77»

Васильева Н.А.__________

Приказ № 170  от 30.08.2016

                                                 

                                                                                   

                                                                                 

Перспективное планирование

подгрупповых и индивидуальных занятий

по коррекции звукопроизношения у детей

  логопедического пункта

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 77»

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

2016-2017 учебный год

Этапы коррекционно-развивающей работы

Направления коррекционно-развивающей работы

Логопедические технологии

Примерные сроки реализации

I этап – подготовительный

Цель:

подготовка слухового         и        

рече- двигательного анализаторовк постановке звуков.

Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

Игровые  упражнения: «Погреться  на  морозе», «Листья        шелестят»,    «Бабочки»,

«Снежинки летят», «Вертушка» и др.

сентябрь

 Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого  дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.

 Игровые   голосовые   упражнения: «Эхо»,   «Вьюга»,   «Лесенка» и др.

сентябрь

Развитие артикуляционной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных        движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает:

а)  статические  упражнения:  «Лопаточка»,  «Чашечка»,  «Горка» и др.);

б)  динамические     упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Хомячок-суслик» «Маляр» и др.

сентябрь, октябрь

Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих

  1. Упражнения на узнавание неречевых звуков: «Кто хлопал?»,

«Что звучит?», «Тихо – громко» и др.).

  1. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на  речевом  материале  («Найди  картинку»,  «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Правильно-неправильно» и др.

октябрь

Развитие фонематического восприятия и элементарных форм        фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому    составу,    развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний  звук в слове.

  1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу: «Найди ошибку», «Подбери картинки», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Правильно-неправильно», «Подари картинки»
  2. Упражнения на развитие фонематического анализа: «Подними картинку», «Угадай, где спрятался звук?» и др.

Работа     проводится     на     материале     звуков,      правильно произносимых        детьми        после        уточнения        артикуляции        и слухового образа звуков

в течение года

II        этап-формирования первичных произносительных навыков.

I. Постановка звука.

Цель:                формирование правильного артикуляционного уклада        изолированного нарушенного звука.

Направления работы:

- Развитие        слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

- Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

- Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука. Цель: уточнение        артикуляции отрабатываемого звука с опорой назрительное,                тактильное восприятие и кинестетические ощущения;        

Отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

4Работа по непосредственной постановке звука.

Цель:

объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

  • введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;
  • игры на звукоподражание.
  1. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работа.
  2. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).
  3. Непосредственная постановка звука.

Способы:

а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.);

в) от других правильно произносимых звуков;

г) от артикуляторного уклада;

  д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

  1. Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

  1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).
  2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

Работа над просодической стороной речи; над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

  1. Словарная                работа (обогащение,        уточнение, активизация и систематизация словаря).

5.Совершенствование грамматического строя речи

  1. Упражнения        на        автоматизацию        слогов        с        отрабатываемым звуком:

а)        прямых        открытых        слогов        –        обратных        слогов        (при автоматизации щелевых звуков);

б)        обратных        слогов        –        прямых        открытых        слогов        (при автоматизации смычных и аффрикат).

  1. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а) звук в начале слова; б)звук в конце слова;

в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);

г) автоматизация звука в дид. и настольных играх

  1. Автоматизация в словосочетаниях.
  2. Автоматизация в чистоговорках.
  3. Автоматизация        звука        в        предложениях        (с        постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

Автоматизация звуков с целью совершенствования грамматического строя речи проводится на материале речевых игр: «Скажи ласково»(образование существительных уменьшительно-ласкательных форм), «Командир» (образование глаголов мн.ч. прош.вр.),«Один-много» (образование мн. числа сущ), «Считалочка»(согласование колич. числит и сущ), «Какой?» (образование относ. и притяж. прил.) (Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире букв и звуков М,:ТЦ Сфера, 2015

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

Дифференциация        звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель:        развитие                        слуховой дифференциации,                закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого        анализа        и синтеза.

Подэтапы:

1.Предварительный этап работы над        каждым        из        смешиваемых звуков.

Цель:        уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап        слуховой        и произносительной дифференциации        смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап        слуховой        и произносительной дифференциации        смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Упражнения первого подэтапа.

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога.

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). «Подними цветной кружок на заданный звук»,

«Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук».

 д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка- символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – омонимами и др. упр.).

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

III        этап        –этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

  1. Развитие умения использовать автоматизированные        и

отдиференцированные        на специально        подобранном

материале        звуки        в самостоятельной речи ребѐнка.

Формирование способности контролировать своѐ умение правильного        произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, пальчиковых упражнений, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.

март,

апрель,

май

  Перспективный план не является статичным по своему характеру.

Направления работы могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Коррекция звукопроизношения основывается на работах: Рау Ф.Ф., Правдиной О.В., Токаревой О.А., Хватцева М.Е.


Развивающее оценивание качества дополнительной образовательной деятельности по

Программе

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализация образования (для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития).

  1. График проверки:  1, 2 неделя сентября; 3, 4 неделя апреля.
  2. Логопедическое обследование дошкольников проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в комплексную  диагностическую  карту речевого  развития ребенка  и оцениваются по трѐхбальной шкале.

Инструментарий для логопедического обследования

 Раздел 1.Иследование произношения звуков.

Инструкция: «Повтори за мной». Гласные звуки:/А/, /О/, /И/, /У/, /Ы/, /Э/;      согласные звуки: свистящие - /С/, /С/,

/З/, /З/, /Ц/; шипящие - /Ш/, /Ж/, /Ч/, /Щ/; сонорные звуки - /Л/, /Л/, /Р/, /Р/; йотированные звуки - /Я/, /Е/, /Ё/, /Ю/, /Й/. (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука; этап работы над звуком – постановка, автоматизация, дифференциация.

 Раздел 2. Исследование фонематического слуха.

«Запомни – повтори».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Слоги с оппозиционными звуками: да-та-да, ка-га-ка, са-ша-са, за-са-за, ща-ча –ща, ча-тя-ча,. Слова с оппозиционными звуками :дом-том-ком, кот-год-кот, почка-бочка-  точка.

«Повторение слов паронимов».


Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Кости – гости, тачка – дачка, моряк – маяк, челка – щелка, цапля – сабля.

«Покажи картинку с заданным звуком»

Инструкция: «Выбери картинки, в названии которых есть звук  /Л/, /Ш/».

«Поймай звук»

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук». Звук  /О/: из ряда гласных /А-О-У-Ы/;

из слогов - па-по-ум-ом-ту-то; из слов -        мак, кот, сын, ком.

Звук /М/: из ряда звуков - /М,Т,Н,М/; из слогов - па-ма-ха-ну-ку-ом

из слов - суп, ком,сок,дом,мак

 Раздел 3. Исследование навыков звукового анализа

«Назови первый звук в слове (гласный, согласный)».

Инструкция: «Назови звук, который слышится первым в слове Алик (Оля, Ира, утка, эхо, год, волк, банка, танк, коза)».

«Назови последний звук в слове».

Инструкция: «Назови звук, который  слышится в конце слова пила (очки, кот, жук, дом, окно

«Сколько звуков в слове?»

Инструкция: «Посчитай, сколько звуков в слове дом (суп, шина, луна, банка, диван).

«Назови по порядку звуки в слове нос(рак, луна, совы, батон, лампа).


«Определи место звука в слове».

Инструкция: « Определи, где слышится звук /М/ в слове майка, в начале, середине или в конце слова  (камыш, альбом).

 Раздел 4.  Изучение сформированности слоговой структуры слов

Инструкция: «Повтори за мной: сковорода, аквариум, магнитофон, милиционер, велосипед строительство, фортепиано, библиотекарь, регулировщик. Экскурсовод проводит экскурсию. В аптеке покупают горькое лекарство. Водопроводчик чинит водопровод. В цирке выступают дрессированные хищники.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 РАЗДЕЛ 1. Изучение звукопроизносительной стороны речи.

«Назвать картинки; повторить слова, фразы; наблюдения за самостоятельными высказываниями ребенка».

3 балла - все звуки произносятся правильно;

2 балла  -  один – два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в   самостоятельной речи        ребенок        произносит эти        звуки        неправильно, но        при        указании        на        ошибку

исправляет        еѐ;

1 балл        -        нарушено  произношение  более  10 звуков.

 РАЗДЕЛ  2. Обследование фонематического слуха.

«Запомни – повтори» (Отраженное воспроизведение слоговых рядов, рядов слов).

3 балла – все задания точно воспроизводятся;

2 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;

1 балл  - невыполнение.

«Повторение слов паронимов» (Изучение дифференциации звуков в произношении.)

3 балла – все задания выполнены верно;

2 балла -        встречаются        единичные        ошибки,        которые        исправляются

1 балл        -        неадекватные ответы, отказ от выполнения.


«Покажи картинку с заданным звуком» (Определение наличия звука в названии картинки).

3 балла – все картинки отобраны верно;

2 балла - часть картинок отбирается ошибочно, но ошибки исправляются самостоятельно;

1 балл        -        невыполнение.

«Поймай звук» (различение на слух заданного звука среди других звуков).

3 балла – все задания выполнены верно;

2 балла  -  часть задания выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

1 балл        -        невыполнение.

 РАЗДЕЛ 3. Исследование навыков звукового анализа.

«Назови первый звук в слове (гласный, согласный)», «Назови последний звук в слове», «Сколько звуков в слове?», «Определи место звука в слове».

3 балла – все задания выполнены правильно;

2 балла - в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

1 балл        -        неадекватные ответы, отказ от выполнения.

 РАЗДЕЛ  4. Изучение сформированности слоговой структуры слов.

«Послушай и повтори за мной» (Отраженное воспроизведение слов, фраз).

3 балла – все        слова и        фразы        точно        воспроизводятся;

2 балла - большинство слов и фраз воспроизводятся точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

1 балл        -        отказ от выполнения, неадекватные ответы.


Требования к уровню речевого развития детей 5-го года жизни

  • Словарный запас около 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 506 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказывать.
  • Правильно произносит практически все звуки.
  • Определяет право - лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.


Требования к уровню речевого развития детей 6-го года жизни

  • Словарный запас больше 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и предложениями сложной синтаксической конструкции.
  • Умеет пересказывать, составлять развернутый рассказ описательного типа.
  • Правильно произносит, воспроизводит шипящие, свистящие и сонорные звуки.
  • Ориентируется в пространстве, на листе бумаги.
  • Знает антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий), подбирает синонимы.
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны, определить словом принадлежность их.
  • Узнает буквы, соединяет их в слоги.


Перечень литературных источников

  1. Бурлакина   О.В.   Комплексы   упражнений  для   формирования  правильного  речевого   дыхания.   –   СПб.  : ООО

««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.

  1. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.
  2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.
  3. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
  4. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
  5. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.- сост.Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 141 с.
  6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно- методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2014. – 60 с.
  7. Логопедическое пособие Козыревой Л.М. // Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. - Москва: Издатшкола 2000
  8. Методическое пособие О.И.Крупенчук // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001 10.Методическое пособие Л.Н.Арефьевой // Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 11.Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп:  Учебно-методическое

пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.

12.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /Ольга Новиковская. – Изд.2-е дополн.-М.:АСТ; СПб: Сова, 2007. – 158 с.

13.Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – 4-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2009. – 208 с.


14.Пособие  С.В.Васильевой,  Н.Соколовой        //  Логопедические  игры  для  дошкольников  (с  приложением).   -    М.:

«Школьная пресса», 2001

15.Практическое  пособие  И.  Лопухиной  //  Логопедия  –  550  занимательных  упражнений  для  развития  речи.  - М.:

«Аквариум», 1996

16.Практическое  пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко        //  Индивидуально-подгрупповая  работа  с детьми по коррекции звукопроизношения. - М.: 1998

17.Практическое        пособие        В.В.Коноваленко,        С.В.Коноваленко        //        Фронтальные        логопедические        занятия        в подготовительной группе для детей с ФФНР. - М.: 1998

18.Практическое пособие Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников //Домашний логопед. – 2009 г., 256 с. 19.Практическое пособие Т.А. Куликовой  // Мастерская букв. - М.: 1997

20.        Практическое пособие Е.Савельевой // 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008

21.Программа Н.В.Нищевой «Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)‖. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

22.Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.


Приложение

Обследование речевого развития детей 5-го года жизни

Фамилия,        им ребенка

Звукопроизношение

Словарь

Связная        реч (пересказ)

С-сь

З-зь

ц

Ш-ж

Щ-ч

Л-ль

Р-рь

Г-к-х

Гл.

Др. зв.

Сущ.

Прил.

Глагол

Стих-ие

Сказка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


Обследование речевого развития детей 6-го года жизни

Фамилия,        им ребенка

Звукопроизношение

Словарь

Связная речь

Свистя- щие

Шипя- щие

Соноры

Сущ.

Прил.

Глагол

Ант.

Синон.

Рассказы- вание стихов

Пересказ текста

Составле- ние рассказа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка?

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопед...

Реферат: "Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей"

Современное и правильное развитие речи детей  дошкольного  возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельн...

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.

Перспективный план индивидуальной  работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии....

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...