Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Мальцева Вера Александровна

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование индивидуально-подгрупповой работы  по  коррекции звукопроизношения.     Звук Ш.


з.

Цель

Артикуляционная и

мелкая моторика

Развитие

 фонематических процессов.

Закрепление звука в речи

Игры

1

Постановка

звука  Ш.

  1. «Бублик»
  2. «Лопаточка»
  3. «Чашечка»
  4.  «Фокус»

Биоэнергопластика

  1. «Слуховая разминка»
  2. «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих
  3. Игра «Эхо» - гласные звуки

     ( А,О,У)

  1. Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш - «Приключение ветерка».
  1. Моделирование  (положение - губы, язык, воздух, голос).
  1.  «Звуковая разминка»

        Помоги змее проползти дорожки

Как шипит змея? Как шипит гусь? Как шумит лес?

  1. «Кубик»  Произнеси звук Ш столько раз, сколько точек на грани кубика.
  1. «Шипелочку услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
  2. Пластический этюд «Лес».

( изображение деревьев в лесу)


2

Постановка

звука Ш.

  1. «Бублик»
  2. «Лопаточка»
  3. «Чашечка»
  4.  «Лошадка»
  5. «Фокус»

      Биоэнергопластика

  1. «Слуховая разминка»
  2. «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих
  3. Игра «Высоко-низко» - гласные звуки ( А, О,У)
  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука.
  2.  «Звуковая разминка» - «Веселая змейка».
  3. Игры в паре «Строгий учитель» (топни, если звук произнесли неправильно, хлопни, если правильно)
  4. «Построим избушку» (счетные палочки)

       Если звук произнесли правильно – кладем

      «бревнышко».

  1. «Шипелочку услышишь – мяч лови, нет шипелочки - в руки не бери».

3

Постановка

 звука Ш.

  1. «Бублик»
  2. «Лопаточка»
  3. «Чашечка»
  4. «Ступеньки»
  5. «Лошадка»
  6. «Грибок»
  7. «Фокус»

Биоэнергопластика

  1. «Слуховая разминка»
  2. «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих
  3. Игра «Чудо-лесенка» - гласные звуки (А, О, У)
  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука
  2.  «Звуковая разминка»- «Сердитая змейка»»
  3. «Веселый паровозик»

       Если звук произнесли правильно –

        рисуй шпалу на железной дороге,

       чтобы паровозик доехал до станции.

  1. «Кубик»
  1. «Разноцветные мячи»

(синий мячик – звук ш,  красный – любой  гласный)

4

Автоматизация звука  Ш  

в   слогах.

  1. «Бублик»
  2. «Чашечка»
  3. «Ступеньки»
  4. «Лошадка»
  5. «Грибок»
  6. «Фокус»

Биоэнергопластика

  1. «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слога со звуком Ш  в потоке слогов.
  2. «Запомни-повтори» (выделение ударного слога: ша-ША-ша)
  1.  «Угадай песенку» (определение по артикуляции гласных)
  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука
  2.  «Звуковая разминка» - «Веселая и сердитая змейка»
  3. Игра «Кнопочки - проговаривать слог со звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» Сколько кнопочек - столько повторов
  4. «Заборчик» - рисовать горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов.
  5. К № -1,  К №  - 2   ( 1)
  1. Игра  с мячом.

«Гласный звук лови-  слог с шипелкой возврати»


 з.

Цель

Артикуляционная

 мелкая моторика

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

 Игра

5

Автоматизация

звука Ш в прямом ударном  слоге  и в начале слова.

«Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о трудолюбивой божьей коровке».

  1. «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слога со звуком Ш  в потоке слогов.
  2. Игра «Эхо»

Ша-шу-шо   и т.д.

  1. «Угадай песенку» (определение  гласных  по беззвучной артикуляции).
  2. Определение  наличия звука Ш по предметным картинкам.


  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука
  2.  «Слоговая разминка».

Упр. «Здравствуй,  пальчик» с произнесением слогов   в   быстром и медленном темпе

  1. Произнесение слов   отраженно  (4 ) по схеме.
  2. Произнеси слова тройками - К № 5 (1)
  3. Чистоговорка.  Слоговая плясовая

Наша Маша хороша –     ша-ша-ша

Пляшет Маша хорошо – шо-шо-шо

Я для Маши попляшу –    шу-шу-шу

( произнесение чистоговорки  тихо, громко)

  1. Игра  с мячом

«Слог да слог и будет слово»

Ша -  шары, шапка, шаг, шахматы, шалун.

  1. Пластический этюд.

(Кислое, сладкое яблоко)

6

Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова.

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о трудолюбивой божьей коровке»

  1. Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш  в потоке слов
  2. Определение  наличия звука Ш по предметным картинкам. Игра «Дорожки» (выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук Ш)

  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука
  2. Произнесение  звука «Слоговая разминка»

Упр. «Здравствуй,  пальчик».

 Произнесение слогов с разными  гласными.

  1. Речевой  материал К - № 8-9 (1)
  2. Скороговорка:( графический  рисунок  в тетради)

        Шапка да шубка-

        Вот он наш мишутка!

 Игра  «Звериные скороговорки».

  1. Произнесение чистоговорки  с движениями.

7

Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о мальчике с пальчике».

  1. Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш  в потоке слов
  2. Определение места звука Ш в словах – «Паровозик»
  1. Анализ артикуляции, характеристика  звука
  2.  «Слоговая разминка» (произнесение слогов с вопросительной интонацией)
  3. «Кубик»
  1. Игра «Лабиринт» По нарисованному лабиринту(дорожке)ребенок проводит пальчиком, проговаривая скороговорку: Наш Мишутка любит шутки. (
  2. Речевой  материал К- №7 (1)
  1. Игра с мячом «Встречу  слово на дороге, разобью его на слоги».

8

Автоматизация звука Ш в  обратном  слоге в середине слова

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о мальчике с пальчике».

  1. Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш  в потоке слов
  2. Игра «Дорожки»    -  выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук Ш в начале, по середине, в конце слова)

  1. Речевой  материал К - № 7-11 (1)
  2. Волшебная веревочка

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая  скороговорку.

На ножках у Алешки желтые сапожки.

Оладушки у бабушки, беседушки у дедушки

Игра «Выступает народный артист…» (выразительное чтение скороговорки).

  1. Игра с мячом «Скажи ласково»

( К - № 7-11 (1))

  1. Пантомима по скороговоркам.

№ з.

Цель

Артикуляционная

 мелкая  моторика.

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

Малоподвижная игра

9

Автоматизация звука Ш в  обратном  слоге в середине слова

«Театр пальчиков и язычка» - по лексической теме.

  1. Игра «Прятки» (определение места звука Ш в словах)
  2. Повторение рядов слов.

       Шапка-шубка-карандаш

  1. Речевой  материал К - №  12, 13 (1)
  2. Часики
    Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.
  3. Скороговорка с рисунком.

У нашей машины шипы на шинах.

Игра «Мяч эмоций».

  1. Игра с мячом

«Веселый счет»

Один шар - пять шаров

10

Автоматизация звука Ш в словах и предложениях

Кинезиологическая гимнастика: «Ладошки»

«Кулак – ладонь- ребро»


  1. Названия каких картинок  звучат похоже?

Игра  «Что прошуршало»

       К- №  14-17(1)

  1. Манкотерапия. Игра «Найди картинки со звуком Ш посерединке»
  1. Речевой  материал К - №  14-17 (1)
  2. Счеты
    Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
  3. Скороговорка с рисунком.

Мошки и букашки мешают кошке Машке.

Наша кошка на окошке шьет рубашку для Антошки

Игра «Рифмовочки по кругу»

  1. Игра с мячом

      «Один – много»

«Мы волшебники немного:

Был один, а стало много».

  1. Пластические этюды по скороговорке

11

Автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных (ШК)

Основные артикуляционные движения с закрытыми глазами.

Кинезиологическая гимнастика: «Ладошки»

«Кулак – ладонь- ребро»


  1. «Запомни и повтори»

         (ряды  слов)

  1. Игра «Закончи слова слогом ШКА».
  2. Звуко - слоговой анализ «мышка»
  1. Игра «Карусель» (5) проговаривание слов по картинкам.
  2. Игра «Тихо – громко»
    Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
  3. Скороговорка с рисунком.

       Кошка в окошке шапку шьет,

       Мышка в сапожках избушку метет.

Игра «Выступает народный артист…»

  1. Игра с мячом


   «Я, ты, мы, они»    (шить)

  1. Пластические этюды по скороговорке

12

Автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных (ШТ)


Комплекс шипящих

  1. Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слов со звуком Ш  в потоке слов
  2. «Запомни и повтори» (ряды слов)
  3. Колокольчик
    Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  1. Игра «Карусель» (5)  - проговаривание слов по картинкам.
  2. Бусы
    Ребенок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
  3. Скороговорка с рисунком.

Плюшевому Мишке Маша штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

Игра «Произнеси как…» ( шапочки животных)

  1. Игра с мячом

«Подбери предмет к признаку»

  1. Пластические этюды по скороговорке.



з.

Цель

Артикуляционная

и мелкая моторика

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

Малоподвижная игра

14

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях.

Основные артикуляционные движения (биоэнергопластика).

Кинезиологическая гимнастика:

«Кулак – ладонь- ребро», «Лезгинка».

  1. «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»
  2. Деление слов на слоги
  3. Звуко-слоговой анализ

        Шум

  1. К-№ __________(1)

Замени в словах первый звук

  1. Речевой материал  К - №18-19 (1)
  2. Скороговорка с рисунком.

У Наташи под ушком пышная подушка

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Игра «Мяч эмоций».

  1. Игра с мячом

«Веселый счет».

  1. Пластические этюды по скороговоркам

15

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях

Основные артикуляционные движения (биоэнергопластика).

Кинезиологическая гимнастика:

«Кулак – ладонь- ребро», «Лезгинка».

  1. «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»
  2. Звуко-слоговой анализ

«шалаш»

  1. Игра «Колокольчик»
  1. Речевой материал  К - № 20-21 (1)
  2. Скороговорка с рисунком.

В шалаше шалуны, шум и шепот там слышны.

Игра «Звериные скороговорки» (маски)

  1. Игра с мячом

«Кто у кого»

«Кто с кем»

( мышка,  лягушка, кукушка, кошка)

16

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Подготовка к  правильному произнесению звука  Р.

  1. «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»
  2. Звуко-слоговой анализ

«пышка»

  1. Выделение слов со звуком Ш из текста
  1. Рассказ «Бабушкины пышки». К - № 5 (1).
  2. Скороговорка с рисунком.

Бабушка, бабушка напекла оладушки

Вкусные оладушки у бабушки - забавушки.

  1. Игра с мячом припоминание слов со звуком Ш из рассказа.

 «Аукцион».

17

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  1. Слоговые ряды       Су-джок
  1. Звуко-слоговой анализ

«Шалун»

  1. Выделение слов со звуком Ш из текста
  1. Мини-рассказ « Пушок-шалун». К - № 7 ( 1)
  2. Скороговорка с рисунком.

        Кошка на окошке, у окошка Лёшка.

      Игра «Рифмовочка по кругу»

  1. Игра с мячом

«Третий лишний»

На материале рассказа.

18

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  1. Слоговые ряды       Су-джок
  2. Выделение слов со звуком Ш из текста
  1. Мини-рассказ «Попугай Петруша» К - № 6

     ( 1) инсценировка мини- рассказа.

Инсценировка мини- рассказа.

19

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  1. Выделение слов со звуком Ш из текста
  1. Мини – рассказ «Подарки для Алеши».

       К - № 2( 1) Режиссерская игра с игрушками

  1. Скороговорка .

Раз шажок, два шажок- левый, правый сапожок.

Я учу Алешку топать по дорожке

Игра «Выступает народный артист…..»

  1. Игра с мячом


«Мяч поймаем – раз!

И два – мы распутаем слова»

Шинама –машина

Ка-шап - шапка

20-23

Автоматизация звука Ш в инсценировках.

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  1. Выделение слов со звуком Ш из текста
  2. Игра «Театр». Произнесение слов с разной высотой голоса, с разной интонацией

Речевой материал  К - № 1-2

  1. Диалогические скороговорки( с использованием игрушек на ковролинографе, шапочек животных)
  2. Инсценировка стихов.
  3.  Игра «В нашей группе каждый рад поиграть в большой театр»

Схема   работы  с  предметными  картинками, словами  речевого материала:

  1. «Назови  животных, мебель и тд».  Цель: активизация и обогащение словаря.
  2. «Назови предметы ласково».           Цель: развитие грамматического строя речи ( словообразование)
  3. «Веселый счет».                                 Цель: развитие грамматического строя речи ( словоизменение)
  4. «Назови картинку в правом верхнем углу    и т.д».  Цель: развитие пространственной ориентации на листе бумаги.
  5. «Составь предложение с названием картинки».  Цель: Учить составлять распространенные предложения с заданным словом.

Используемая литература.

Речевой материал  из:

  1. «Логопедическая энциклопедия» Т.А. Ткаченко, М, 2008г
  2. «Произносим правильно звук» Эффективные образовательные технологии Т.А. Ткаченко, Е., 2007 г
  3. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции  звукопроизношения»  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М,, 1999г
  4. Альбомы    В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
  5. «Трудные звуки. Грамматика в картинках»    И.Скворцова



 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень понравился Ваш план. А на другие звуки тоже есть?